В 1893 году в Чикаго, в живописной местности на берегу озера Мичиган, начала работу Всемирная выставка, приуроченная к 400-летию открытия Колумбом Америки. До 30 октября, дня закрытия, ее посетили около 28 миллионов человек. Самый удачный день доставил ей 47 тыс. посетителей.
Около 200 великолепных зданий белого цвета (материал – дерево, обработанное специальной штукатуркой), надземная железная дорога, движущиеся тротуары, светящиеся фонтаны, гигантское колесо-качели, ледяная гора, целая «улица удовольствий» с театрами, зверинцами, базарами – все это манило и завораживало.
На Чикагской выставке публика могла лицезреть машину, пришивающую по тысяче пуговиц в час на солдатские мундиры (отдел машин), целую библиотеку из книг, написанных исключительно женщинами (женский отдел), беседку из кукурузы (отдел земледелия) и многое другое. Вместе с тем Колумбова выставка отличалась поразительной бессистемностью. К примеру, в русском земледельческом отделе было выставлено «слишком много водки и притом на первом плане».
Российскую империю представляли на выставке Морское министерство, Главное управление почт и телеграфов, а также частные экспоненты (всего 600, в том числе 12 - по отделу «Электричество»). Отсутствие собственного павильона и выход в свет каталога русского отдела с опозданием на два с половиной месяца привели к тому, что огромная страна совершенно потерялась на этом всемирном празднике. По свидетельству современника, создавалось впечатление, что русские прибыли в Чикаго, чтобы «удивить» мир несколькими плугами да пятью ящиками сахара.
Между тем затраты американцев на Колумбову выставку оказались ненапрасными. Выставка имела большой успех. На основе ее экспонатов впоследствии был создан Филадельфийский торговый музей – крупнейший в мире.
В 1886 году в США прошли массовые демонстрации с требованием ввести 8-часовой рабочий день.
В Чикаго стачка стала всеобщей, и массовая демонстрация закончилась кровопролитным столкновением с полицией. 4 мая в Чикаго собрался митинг протеста, во время которого взрывом бомбы, брошенной так и не установленным провокатором, 7 полицейских были убиты и еще около 60 ранены. Полиция открыла ответный огонь по митингующим. Организаторы митинга были схвачены, несколько человек казнены, многие приговорены к тюремному заключению. В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении чикагских рабочих провозгласил 1 мая Днем международной солидарности трудящихся и принял решение о проведении ежегодных демонстраций. На следующий год во многих европейских странах прошло первое празднование 1 Мая.
В 1896 году в Москве от Тверской заставы до Иверских ворот было установлено 99 электрических фонарей. Это позволило во время торжеств по случаю коронации императора Николая II устроить электрическую иллюминацию.
Освещение Тверской современники увековечили в стихах:
Всю Тверскую осветили,
Электричество пустили,
А в других местах прохожий
Поплатиться может рожей.
Год 1918. Как писали «Известия»: «На Ходынском поле вся Москва. Сегодня на первом большом параде выступает новое войско. Сбежались друзья и враги. Рабочие кепки пришли смотреть свою защиту, шляпы и котелки – хихикать и злорадствовать… Выделялась приземистая фигура в барашковой шапке и с барашковым воротником. Это был Ленин».
На воздушном параде пилоты «щеголяли изумительными и рискованными воздушными пируэтами».
В 1931 году в США было открыто здание Эмпайр Стэйт Билдинг – на тот момент самое высокое в мире.
Здание, спроектированное архитектором Уильямом Фредериком Лэмбом, было построено всего за полгода. 102 этажа постройки поднимаются на высоту 381 метр. На крыше небоскреба собирались устроить причальную мачту для пассажирских дирижаблей. Интерьеры небоскреба оформлены в стиле ар-деко. 70 лифтов поднимают посетителей к смотровым площадкам. Лишь в 1972 году здание лишилось титула самого высокого в мире, но по-прежнему «Эмпайр Стейт Билдинг» продолжает оставаться местом паломничества туристов. Впрочем, миру оно больше известно по фильму о Кинг-Конге – именно здесь происходит битва с чудовищем. Холл Эмпайр Стейт Билдинг украшают панно с изображением восьми чудес света – восьмым, по мнению создателей, явлется само здание.
1 мая 1938 года впервые нарком обороны СССР Климент Ворошилов, принимавший парад, выехал на Красную площадь не верхом, а на автомобиле.Это произвело неизгладимое впечатление на участников парада и зрителей, и было воспринято как символ перехода Красной Армии на новый технический уровень. Появление серебристо-голубых открытых автомобилей «ЗИС» вместо привычных коней оказалось для всех присутствовавших совершенно неожиданным. Лишь узкому кругу лиц было известно, что еще в начале 1937 года руководители партии и правительства посетили автозавод имени Сталина (впоследствии ставший заводом имени Лихачева) и дали директиву «пересадить Климента Ефремовича на автомобиль». «ЗИС»ы были изготовлены в экспериментальном отделении завода в большой тайне. Примечательно, однако, что в 1945 году при подготовке Парада Победы решено было отказаться от автомобилей и вернуться к старой традиции. Принимавший парад маршал Георгий Жуков и командовавший парадом маршал Константин Рокоссовский (оба в прошлом – отличные кавалеристы) гарцевали на конях.
В 1880 году родился Альберт Ласкер, американский филантроп и отец современной рекламы.
В те времена рекламный бизнес заключался в приеме составленных клиентами объявлений и размещении их в различных изданиях. Ласкер сделал рекламу агрессивной, она стала не просто информировать потенциального покупателя о новых товарах или услугах, а навязывать их, то есть фактически продавать. Непременными атрибутами стали броские лозунги, яркое визуальное решение, использование авторитета знаменитостей. Одной из самых успешных акций Ласкера была реклама сигарет Lucky Strike (Лаки страйк), в которой, нарушая все каноны, сигареты рекламировали женщины – кинозвезды и оперные дивы – как средство борьбы с полнотой.
В 1924 году в деревне Овсянка под Красноярском родился писатель-фронтовик Виктор Астафьев. Самые известные его произведения: «Стародуб», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив».
Первая книжка его рассказов вышла в 1953 году, и сразу стало ясно, что в литературу пришел писатель большого жизненного опыта и щедрого таланта. Он писал жизнь и умел замечать в ней старое, новое и вечное.
Астафьев - один из немногих писателей, кого при жизни называли классиком. А он в ответ: «Мне неловко. Когда говорят какие-то высокие слова обо мне, так и хочется крикнуть: «Люди! Пощадите меня! Ведь я живой человек!..» Свою жизнь он считал непростой, но менять в ней ничего не стал бы: «Если б мне дано было родиться второй раз, я выбрал бы эту самую жизнь», - говорил писатель. И добавлял: «Только оставил бы одно – маму».
Сегодня день рождения режиссера и сценариста Виталия Мельникова.
Мельников - режиссер, снимающий не ради наград и премий. «Я не очень задумываюсь над тем, будет ли какой мой фильм на фестивале, что он там получит, что не получит, что напишут, что не напишут, - говорит Виталий Вячеславович. - Я не знаю, что такое "народное кино", и как оно делается. На мой взгляд, кино бывает: хорошее, среднее, удачное и неудачное».
Многие фильмы Мельникова вошли в золотой фонд советского и российского кинематографа: «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба», «Отпуск в сентябре», «Чужая жена и муж под кроватью», «Выйти замуж за капитана», «Первая встреча, последняя встреча», «Царская охота», «Царевич Алексей», «Бедный, бедный Павел»…
В 1950 году на Украине, в Николаеве, в семье военнослужащего на свет появился будущий народный артист России Сергей Захаров.
Сергей Захаров - особое явление на эстраде. Особое по всему: по масштабу дарования, по свойствам артистического облика, по уровню музыкальной культуры, по направлению творческих исканий. Он явно не подвержен капризам переменчивой моды. На его концертах царят высокий дух и атмосфера благоговения, нечастые для эстрадного зала.
У Сергея был и остается образец для подражания - Георг Отс. "С ним я познакомился в семидесятые годы, - рассказывал артист, - и с тех пор моё творчество проходит под знаком его благословения. Он, прожив большую творческую жизнь, ни разу не изменил себе ни в чем - само воплощение благородства и культуры". "Заразившись" однажды благородством и культурой от своего кумира, Сергей Захаров также идет по намеченному пути, ни в чем не изменяя самому себе.
Певцу доступны разные музыкальные формы - от песен и романсов до оперных арий. Голос Захарова уникален по красоте тембра, мощи, гибкости, полётности.
В настоящее время Сергей Захаров имеет собственную студию звукозаписи, в которой увлеченно работает. Есть у него и хобби - цветы. Дом певца находится в 50 километрах от Санкт-Петербурга, на опушке леса, окруженный летом чудесными цветами, клумбами, альпийскими горками, маленькими декоративными озерцами. Все это сделано с большим искусством и любовью руками самого Сергея Георгиевича.
Читайте нас: