Расходы США на содержание военно-морских сил в 2018 году составят 135 млрд долларов, и это на 10 млрд больше, чем в 2017 году. Однако эти суммы столь велики, что принято решение ограничить действующий авианосный флот десятью единицами
Президент США Дональд Трамп поставил перед американскими военными чрезвычайно сложную задачу - увеличить численность боевых кораблей, вспомогательных судов и подводных лодок в составе военно-морских сил (ВМС), но при этом обойтись "относительно небольшими" финансовыми затратами. Концепция эта была разработана еще в бытность президентом Барака Обамы, но Трамп настойчиво требует ее реализации.
В то же время ВМС США только что получили самый дорогой в истории мирового кораблестроения боевой корабль - многоцелевой атомный авианосец "Джеральд Р. Форд", который обошелся американским налогоплательщикам почти в 13 млрд долларов.
ВМС США финансово не обделены
Военные расходы США на 2018 финансовый год составят 639 млрд долларов, доля ВМС - 135 млрд долларов, что на десять миллиардов больше чем в 2017 году. Военный и прежде всего авианосный флот - базовая составляющая всей американской внешней политики, поэтому на его финансирование никогда не скупились. С другой стороны, расходы на их содержание столь велики, что было принято решение ограничить действующий авианосный флот десятью единицами и не более того.
Помимо авианосца "Джеральда Р. Форда" флот получит еще три эскадренных миноносца с управляемым ракетным оружием (УРО) типа Arleigh Burke, две многоцелевые атомные подводные лодки четвертого поколения типа Virginia, три литоральных (прибрежных) корабля LCS, десантный транспорт-док типа San Antonio и другие корабли.
Палубная авиация получит 46 истребителей F-35A, 20 F-35B, 4 F-35C и 14 F/A-18 E/F Super Hornet. Часть денег пойдет на развитие проекта по созданию ледокольного флота Береговой охраны США. Пентагон заявлял о намерении построить три тяжелых ледокола и три - среднего класса. Между тем у России 40 ледоколов разного типа, и планируется построить еще одиннадцать.
К 2045 году военно-морские силы США должны иметь в своем составе не менее 355 кораблей, судов и подводных лодок. Вот такая поставлена задача президентской администрацией. Сейчас численность корабельного состава ВМС США регулируется старой программой, которая имеет целью доведения его численности к 2021 году до 308 единиц.
Сокращение флота шло полным ходом. В начале 2013 года в его составе было 597 кораблей и подлодок различных типов и классов. На финансирование кораблестроительной программы ежегодно приходилось тратить в среднем 21,6 млрд долларов.
Теперь концепция поменялась. И чтобы построить в течение менее чем 30 лет почти пятьдесят современных боевых кораблей и субмарин потребуется, по подсчетам экспертов, увеличение финансирования кораблестроительной программы на 40 процентов, то есть до 26,5 млрд долларов ежегодно.
В свою очередь администрация президента Трампа не планирует сокращать ассигнования на флот (это просто невозможно при такой постановке задачи), но планирует увеличивать их очень и очень скромно.
Для того, что выработать новые подходы для выполнения несколько экстравагантных указаний президента Трампа, командование ВМС заказало пару весьма дорогостоящих исследовательских работ, которые выполнили Mitre Corporation ("Изучение архитектуры платформ военно-морского флота будущего") и Центр стратегических и бюджетных оценок ("Возрождение американской военно-морской мощи").
Решение
В итоге командованием ВМС было сформулировано следующее предложение по постепенному увеличению численности флота. Необходимо продлевать эксплуатационный ресурс кораблей и подлодок на срок от пяти до десяти лет, сохранять их в строю как можно дольше и при этом строить новые.
Средний срок эксплуатации кораблей типа Arleigh Burke, ракетных крейсеров типа Ticonderoga или десантных судов Корпуса морской пехоты (КМС) США - 35-40 лет, долгожители - авианосцы, им отводится полвека, по крайней мере, так планируется.
Но большинство эсминцев УРО Arleigh Burke находятся в строю уже не менее четверти века, им до официального списания осталось лет десять. Что касается десантный кораблей КМС, то командование Корпуса направило в феврале в Конгресс США письмо, в котором прямо указало, что примерно треть этих кораблей находится в небоеспособном состоянии и требует срочного ремонта.
Но, по мнению командования ВМС, надо об этом забыть и эксплуатировать эти корабли как можно дольше, используя для всего корабельного состава концепцию материально-технического обслуживания авианосцев, к которым всегда было особое отношение как к основной конвенциональной ударной силе американского флота.
Как заявил журналистам высокопоставленный представитель ВМС США вице-адмирал Томас Мур: "Сегодняшняя открытая архитектура (кораблей) и вертикальные пусковые установки (то есть новые технологии) дают нам огромные возможности для того, чтобы при относительно небольших инвестициях поддерживать боеспособность кораблей намного дольше, чем сейчас… Говорят, срок службы надводных кораблей 35-40 лет, но мы же принимаем обычно авианосец на 50 лет службы. Мы делаем это по причине того, что должны дать всем кораблям такое же обслуживание, которое даем авианосцам за пятьдесят лет их службы".
Но сколько это будет стоить, адмирал Мур предпочел не разъяснять.
Читайте нас: