6 апреля 1966 г. с аэродрома Финов близ немецкого города Эберсвальде начался перегон нескольких Як-28 на другой аэродром. Звено возглавил самолет, управляемый летчиком Б.В. Капустиным и штурманом Ю.Н. Яновым. Они служили в 668-ом авиационном полку бомбардировщиков 132-ой бомбардировочной дивизии 24-ой Воздушной армии.
С самого утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но долгое время сохранялась нелетная погода. Только днем им дали приказ на вылет. Звено самолетов поднялось в воздух и достигло высоты в 4 тыс. м. Через полчаса эти самолеты должны были приземлиться на другом аэродроме. Но внезапно ведущий самолет, пилотируемый капитаном Капустиным, начал резко терять скорость из-за того, что оба двигателя прекратили работу.
Самолет отклонился от курса и начал падать вниз. Внизу находился город, и капитан начал отводить от него неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Созрел план направить машину в виднеющийся вдали лес. Однако там находилось кладбище, где в день Пасхи собралось множество жителей Западного Берлина. В этот момент переговорные устройства отказали, и экипаж мог переговариваться только друг с другом.
Экипаж прекрасно понимал, что если бросить управление машиной, то от взрыва десятков тонн горючего на земле, которым был заправлен самолет, погибнет множество людей. Поэтому летчики самоотверженно уводили неуправляемый самолет в безопасную для людей зону.
Капустин направил самолет к озеру Штессензее. Он решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду.
Эту катастрофу увидел один рыбак. Как оказалось, самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее. Британские власти доставили к озеру катера с кранами, а водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег. Спасатели только на вторые сутки достали тела погибших, оставшихся за рычагами управления самолета. В это же время команда советских военнослужащих искала упавший самолет на своей территории.
8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На их похороны каждый город разделенной Германии прислал свою делегацию. За день на памятнике советским воинам в Эберсвальде, погибшим в Великую Отечественную войну, местными властями была установлена мемориальная плита. Тысячи людей пришли к памятнику, отдавая дань уважения советским летчикам, и тысячи цветов были возложены к его основанию. Распоряжением советского правительства на родину были отправлены тела героев.
О подвиге летчиков поэт Р.И. Рождественский написал стихотворение, и в 1967 г. он обратился к композитору О.Б. Фельцману с предложением положить его на музыку. Так появилась песня «Огромное небо», которую впервые исполнила Эдита Пьеха
Через 35 лет после катастрофы, 31 марта 2001 г. возле авиационного музея на аэродроме Финова, был поставлен обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей».
Читайте нас: