Aftenposten, Норвегия
Говорящие на шведском и норвежском викинги в первые недели 2017 года обеспечили россиянам настоящий «викинг-шок»: они насилуют, устраивают человеческие жертвоприношения и участвуют в бесконечной кровавой бойне.
В течение двух недель фильм стал невероятно успешным в российском кинопрокате, собрав за десять дней 1,2 миллиарда рублей.
«Русские хотят быть скандинавами», — пишет газета Gazeta.ru.
«Викинг» — это длинная, крайне дорогостоящая и красочная вакханалия насилия, в которой князь и будущий святой Владимир, будучи в опьянении от галлюциногенных грибов, неистовствует со своими друзьями-викингами, пока вдруг не начинает видеть свет и не обретает Бога.
Речь в фильме идет о том, что президент Владимир Путин в прошлом году объявил важнейшим событием в истории России, — о принятии православия древним государством Киевская Русь.
Вальдемар крестил Киевскую Русь
По-норвежски Владимир больше известен как Вальдемар, близкий родственник нескольких выдающихся правителей викингов Норвегии.
Его предком был шведский викинг Рюрик, основавший королевскую династию, которой было суждено править Россией 600 лет.
В 977 году Владимир бежал к своему родственнику Хокону Могучему в Трёнделаг.
Проведя в Норвегии три года, Владимир собрал войско, которое помогло ему отвоевать Новгород и Киевское государство у брата Ярополка.
Викинги впадали в неистовство к радости и ужасу русских
Фильм стал причиной бурных дискуссий об истории России, роли церкви и о том, сколько убийств, секса и изнасилований могут на самом деле выдержать 12-летние российские подростки.
В скандальных кровавых сценах Владимир способствует смерти своего брата.
Он насилует свою будущую жену Рагнхильд «Рогинду» Рагнвалдсдаттер (Ragnhild «Rogynda» Ragnvaldsdatter), убивает свекра и свекровь и устраивает одну кровавую бойню за другой.
Между делом в фильме показаны человеческие жертвоприношения, пьяные пирушки и интенсивные сексуальные сцены.
Одобрено Путиным и Кремлем
В ноябре Путин как раз открыл гигантский памятник князю Владимиру у самых стен Кремля. На открытии присутствовала вся элита российской власти.
«Он заложил тот моральный фундамент, на котором сегодня основывается наша жизнь», — заявил Путин. Вместе с церковью он сейчас переписывает историю России.
Фильм создан режиссером Андреем Кравчуком для контролируемого Путиным «Первого канала». Помимо огромного количества бесплатной рекламы, в новостях фильм описывают как событие международного масштаба.
«С удовольствием посмотрю фильм еще раз», — признался Путин и охарактеризовал кинокартину как «художественное, а не документальное произведение».
Поэтому фильм вызвал скандал
Несмотря на одобрение Путина, «Викинг» подвергся масштабной критике:
Представители православной церкви негодуют в связи с тем, что князь Владимир изображен жестоким, грязным, похотливым убийцей.
Оппозиция рассматривает фильм как еще один пример кремлевской культурной пропаганды, которая отравляет и искажает образ России.
Русские националисты считают, что фильм оскорбляет великую российскую культуру.
Историки уже нашли массу ошибок и исторических фальсификаций.
Наиболее спорным, тем не менее, стал момент, когда одна из самых известных молодых российских кинозвезд обнаженной купается в крови и занимается сексом со святым князем.
А прокат пока считает рубли.
«Фильм — позор для России»
«Это не реклама. Это пропаганда», — пишет российский писатель Евгений Гришковец в своем блоге.
«Фильм не просто плох. Он — позор. В нем исторической правды столько же, сколько в историях про хоббитов или «Звездных войнах».
«Собственно, у зрителя весьма простой выбор: или сразу преисполниться отвращением ко всему происходящему и поскорее сбежать с сеанса домой, или начать ловить садомазохистский кайф от кровавого гиньоля с боевыми топорами», — пишет «Афиша».
Шедевр, уверены прокремлевски настроенные журналисты
На создание этого фильма понадобились огромные средства и семь лет трудов. Несмотря на масштабную критику, «Викинг» хвалят за технические киноэффекты и детали, связанные с одеждой, оружием, украшениями, гримом, ладьями викингов и их жилищами.
Создатели фильма построили, например, целое поселение викингов в Крыму, а также «воссоздали» вымерший язык степных кочевников-печенегов.
Викингами руководит шведский киноактер Йоаким Наттерквист из фильма «Арн: рыцарь-тамплиер», снятого на основе трилогии Яна Гийу (Jan Guillou)
«Историческая реконструкция — просто шедевр», — считает редактор прокремлевской газеты «Комсомольская правда», испытывающий некоторое облегчение в связи с тем, что создатели фильма не дали викингам сыграть чересчур важную роль в российской истории.
Как пишет газета, противники теории, гласящей, что русское государство было создано пришельцами извне — норманнами, могут быть спокойны.
«Он вредит нашим детям»
Детские психологи хотят запретить фильм, который, по их мнению, может навсегда психически травмировать российских детей.
«Наши предки показаны как дикая стая, звероподобные люди, которые не знают, что такое красота или честь», — пишет детский психолог Яна Голощапова в Kp.ru.
По большей части фильм снимался в Крыму, аннексированном Россией в 2014 году.
Здесь прямо под Симферополем создатели фильма построили большое поселение викингов. Сейчас в поселении разместился парк развлечений и отдыха.
«Русские хотят происходить из Скандинавии!»
Также авторы фильма подверглись критике с разных сторон за само название фильма.
Дело в том, что это идет вразрез с новой официально историей Путина, церкви и Кремля, которая учит российских школьников, что первое государственное образование на Руси не имело ничего общего со скандинавскими викингами.
Намеки на то, что «Святой Владимир» якобы как-то связан с викингами, воспринимаются русскими националистами и чересчур религиозными людьми как провокация.
В минувшие выходные комментатор Денис Драгунский грудью встал на защиту названия фильма в одном из крупнейших в России интернет-изданий.
«Фильм попал в „десятку“ наших национальных устремлений. Мы не оттуда, где пустыня и тайга, степь или монгольская кочевая деревня. Мы хотим быть из Скандинавии», — пишет Драгунский в Gazeta.ru.
Он считает, что популярность фильма частично можно объяснить тем, что большинство русских на самом деле хотели бы обнаружить связь со Скандинавией.
«Никакие мы не скифы и не азиаты. И не были ими никогда, — пишет известный писатель, политолог и комментатор. — Мы — викинги. Мы хотим быть из Скандинавии!»
Он считает, что популярность фильма — знак, что большинству русских не нравится «евразийский» взгляд на восток, в сторону Китая.
«Мы должны сказать всему миру и, главное, самим себе, что мы — исконно европейская страна. Культурно, духовно, языково и даже династически, если для кого-то это важно», — пишет Драгунский.
Пер Андерс Юхансен (Per Anders Johansen) — корреспондент Aftenposten в Москве
Фото: Дирекция Кино/Централ Партнершип, 2016
Читайте нас: