Барт Де Вевер: Евросоюз не воюет с Россией, поэтому мы не можем забрать чужие деньги
На форуме в Давосе бельгийский премьер-министр Барт Де Вевер снова выступил против конфискации российских активов, подчеркнув, что такой шаг будет расценен как акт войны, в то время как, по его словам, страна «не воюет с Россией».
«Нельзя просто так забирать чужие деньги. Это акт войны, и его не следует недооценивать. Мы не воюем с Россией. Европа не воюет с Россией», — сказал глава правительства Бельгии.
Де Вевер отметил, что средства российского Центрального банка представляют собой «иммобилизованные, а не замороженные активы», при этом большая часть этих средств сосредоточена в Бельгии.
«Даже во время Второй мировой войны иммобилизованные активы никогда не конфисковались. Сделать это сейчас было бы первым подобным случаем в истории, и это имело бы серьезные последствия», — считает премьер Бельгии.
Он подчеркнул, что поддержал бы использование замороженных активов для восстановления Украины, однако отметил необходимость соблюдения международного права. В связи с этим российские активы останутся замороженными до завершения конфликта.
«Не все европейские страны одинаково проукраински настроены. Однажды некоторые могут заявить, что больше не хотят продлевать санкции. Если это произойдет, активы должны быть немедленно разблокированы», — резюмировал Де Вевер.
Большая часть замороженных российских активов — около €170 млрд — находится в депозитарии Euroclear в Брюсселе. Ещё в сентябре власти Бельгии отклонили предложение предоставить Киеву кредит за счёт этих средств.
12 декабря Евросоюз принял решение о заморозке российских активов на сумму €210 млрд на неопределённый срок. В ответ Банк России подал иск к Euroclear на сумму свыше 18 трлн рублей, заявив о намерении взыскать убытки, возникшие в результате блокировки активов в европейских банках.
В исковом заявлении ЦБ указывает, что замороженные активы являются собственностью России. 16 января суд провёл предварительное заседание по этому делу, на котором представители регулятора попросили закрыть слушание.
Москва не раз заявляла, что любые действия с её зарубежными активами будут рассматриваться как кража, и готова на это ответить. В Кремле предупреждали, что лица и государства, пытающиеся незаконно присвоить российские активы, могут быть привлечены к судебной ответственности.














