Москва и Токио приняли решение начать совместную хозяйственную деятельность на островах
Президент России Владимир Путин и японский премьер Синдзо Абэ согласовали документ о начале консультаций по совместной хозяйственной деятельности двух стран на южных Курилах, рассказал помощник президента Юрий Ушаков. По словам Ушакова, экспертам двух стран поручено «начать консультации по согласованию условий и областей совместной хоздеятельности».
В числе сфер сотрудничества упоминаются рыболовство, туризм, медицина, экология. Деятельность на них будет вестись исключительно в рамках российского законодательства, подчеркнул представитель Кремля. Ушаков также уточнил, что речь идет о всех четырех островах южных Курил: Итурупе, Кунашире, Шикотане и Хабомаи.
О том, что Япония впервые проявила готовность к совместной хозяйственной деятельности на Курилах, стало известно после встречи лидеров двух стран во Владивостоке в начале сентября.
Напомним, идея совместного использования спорных островов не нова. Этот вопрос обсуждался по предложению России еще в 1998—2000 годах, при этом российской стороной было изначально жестко указано, что совместная деятельность может осуществляться исключительно на основе российского законодательства и при условии получения японскими бизнесменами виз для поездок на острова. До настоящего момента вопрос не обсуждался из-за позиции Японии, опасавшейся, что такое сотрудничество станет фактическим признанием российского суверенитета над Курилами, что противоречит официальной позиции Токио.
Отвечая на вопросы японского телеканала Nippon TV во вторник, 13 декабря, Владимир Путин заявил о том, что Москва готова рассмотреть совместную работу с Японией на Курильских островах, но условия, по его словам, должны быть максимально либеральными.
При этом он подчеркнул, что речи о суверенитете Японии над этими островами не может быть, и если Япония ставит вопрос в таком ключе, то никакого диалога не будет. «Но если будет это так с первого шага, то тогда второго шага не нужно, потому что вопрос можно считать закрытым. Мы так не договаривались», — заключил российский лидер.
— «Движение в гору мелким шажочками» в деле налаживания тесных партнерских отношений происходит вовсе не из- за отсутствия мирного договора, а из-за реваншистских, по сути, притязания официального Токио на законно возвращенные нашей стране принадлежавшие с 1786 года Российской короне южные Курильские острова, — считает эксперт по экономике Дальнего Востока, депутат думы города Владивостока Сергей Ковалев.
Является ли мирный договор камнем преткновения для налаживания полноформатных отношений между двумя странами? Всем понятно, что нет. Очевидно, мирный договор с Россией в действительности является для Японии не целью, а средством добиться от Москвы необоснованных территориальных уступок. Причем не на компромиссных условиях, а по сути дела, предъявляя ультиматум.
При этом, какова бы не была позиция официального Токио российскому правительству необходимо самостоятельно развивать экономический потенциал как Курильских островов, так и Дальнего Востока в целом.
— Каким образом?
— Прежде всего, это придание островам статуса территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе и на экспорт. На островах и в прибрежной зоне разведаны промышленные запасы руд цветных металлов, ртути, природного газа, нефти. На острове Итуруп, в районе вулкана Кудрявый, находится самое богатое из известных в мире минеральное месторождение рения. Здесь же в начале XX века японцы добывали самородную серу. Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1867 т, серебра— 9284 т, титана — 39,7 млн т, железа — 273 млн т. При этом сегодня разработки полезных ископаемых немногочисленны. Огромное значение для рыбопромысловой отрасли имеют прибрежные воды. Однако в регионе нет современных рыбоперерабатывающих предприятий, нет и условий для хранения морепродуктов. Рыбная отрасль и создание марикультуры (выращивание мидий, гребешка, моллюсков и ракообразных и т. д.) могли бы стать мощным стимулом развития территорий.
В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания, и «Горный воздух» для развития туризма на острове. Однако и придание статуса ТОР на Курилах может включать в себя 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100% на налог по добыче полезных ископаемых, льготы по налогу на прибыль на имуществу и землю, использование режима свободной таможенной зоны. Может быть предусмотрена возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала и особый порядок пользования землей.
При придании статуса резидентов ТОР очень бы пригодились наработки для привлечения инвесторов по аналогии с Федеральным законом «О Свободном порте Владивосток». А также на законодательном уровне решать демографический вопрос. На созданном ТОР «Курилы» обеспечить строительство жилья и социальной инфраструктуры для лиц, желающих переселиться в данный регион с выдачей беспроцентной суды для приобретения сельскохозяйственной (рыбопромысловой) техники для ведения фермерского хозяйства и быта. Жители Курил должны быть освобождены как минимум на 10 лет от уплаты всех видов налогов, и иметь право бесплатного перемещение один раз в год для отдыха в любую точку России. Кроме того, мужское население может быть освобождено от службы в армии, жители могут иметь право на бесплатное получение высшего образования с обязанностью вернуться в регион, или вернуть средства, затраченные государством на обучение.
По состоянию на 2010 год, население островов составляет 18,7 тысяч человек, при этом острова заселены не равномерно. Предположительно, меры государства по предоставлению гражданам льгот способно уже в первые пять лет увеличить население до 200 тысяч.
— А как насчет совместного использования с иностранными резидентами-инвесторами?
— На мой взгляд, в этом нет ничего страшного. На территории островах остается действовать только российская юрисдикция и исполнение законов РФ должно признаваться странами, участвующими в проектах по развитию региона. В этом случае, мирный договор с Японией станет формальностью.
Я уверен, что высказанная официальная позиция России в отношении принадлежности Курильских островов ляжет в основу переговоров по этому вопросу, и президент выполнит волю подавляющего большинства нашего народа, не допускающего покушения на суверенитет и территориальную целостность государства.
— Лично я перспективы совместной деятельности на островах оцениваю достаточно высоко, — говорит директор Института Инновационного Развития экономист Виктор Яковчук.
— Но все зависит от того, что конкретно будет подписано в пятничных документах. Даже то, что было обрисовано в общих чертах, будет интересно японским бизнесменам.
Сейчас Япония зажата между Россией и Китаем. И экономическое могущество держав растет. При этом Япония потихоньку достигает своего «потолка». Для японского бизнеса будет очень интересно работать в России. При этом, очевидно, японцам будут предоставлены широкие преференции и доступ к проектам на Дальнем Востоке.
И пусть вас не смущают оговорки, что все будет вестись по российским законам. Для наших новых партнеров будут более льготные условия, и на многое закроют глаза.
— В случае реализации этого проекта, какова опасность ползучей «японизации» — то есть того, что японцы подомнут под себя весь хозяйственный сектор островов?
— В случае реализации этого проекта, несомненно, будет «ползучая японизация». Многие направления и отрасли будут подмяты японцами. Но «японизация» несомненно столкнется с «ползучей китаизацией», и любая конкуренция — это очень хорошо для нас.
Политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок не видит никаких препятствий для совместной деятельности России и Японии в том, что касается рыболовства, туризма, медицины и экологии на Курильских островах.
— Учитывая небольшую территорию и малонаселенность этого региона, всё должно проходить достаточно гладко, при этом контроль за происходящим также несложно обеспечить.
— Ушаков подчеркнул, что деятельность будет вестись исключительно в рамках российского законодательства. Но ведь это предлагается давно, и именно позиция Японии, которая боится признать тем самым российский суверенитет над островами, мешала этом. Как тут найти компромисс?
— Компромисс, очевидно, уже найден. Абэ, исходя из своего собственного видения, пошёл на сближение с Москвой. Одновременно он прекрасно понимал и понимает, что никакого реального компромисса по политическому статусу Курил с Россией быть не может. Чтобы не вызывать протесты собственного населения, которое с малых ногтей учат, что Курилы — это «северные территории» Японии, был предложен нынешний договор. Очевидно, Москва здесь пошла навстречу японскому премьеру. В итоге все довольны: Москва получает улучшение отношений с Токио и перспективу заключения мирного договора, Токио получает то же самое плюс некоторую надежду, конечно, несбыточную, относительно возвращения Курил. Если это не высокая дипломатия, то я не знаю, что такое высокая дипломатия.
— У нас постоянно говорят о том, что нам нужна нормализация с Японией, подчеркивая, что для этого нужен мирный договор. Реально без него никак?
— За отсутствием мирного договора между двумя странами отчётливо прослеживается влияние США, которые не ушли с японских островов после завершения Второй мировой войны. В рамках Холодной войны отсутствие формального мира между Москвой и Токио создавало один из очагов напряжённости по советской периферии. В настоящее время, конечно, эта напряжённость не имеет какого-то смысла для Японии.
Разумеется, подписание мирного договора сегодня — символическая формальность. Но в Японии, да, впрочем, и в России тоже весьма щепетильно относятся ко всему символическому.
— Насколько слова японского чиновника о возможности появления на островах американских баз повлияли на решение Кремля?
— Некоторые комментаторы, не склонные к паническим реакциям, заметили, что этим заявлением японский чиновник дал России железобетонный повод никогда даже на секунду не задумываться о возможности пересмотра политического статуса Курил. Здесь прослеживается некоторая ассоциация с молниеносным возвращением в состав России Крымского полуострова после появления намёков о возможном базировании там в будущем флота НАТО.
— То есть вопрос закрыт окончательно?
— Как нас учит история даже последних нескольких лет, границы государств не являются чем-то раз и навсегда заданным и неизменным. Другой вопрос, что некоторые границы и пограничные территории имеют символическую ценность, которая существенно превышает цену «реальную». Это, конечно, относится и к Курилам, о передаче которых Японии речи не идёт.
— А как насчет «ползучей японизации»? Нет ли такой опасности?
— Курилы, как и в целом Дальний Восток, и так в значительной степени «японизированы». Поэтому наличие дополнительных японских граждан или японской техники вряд ли станет для проживающих там русских каким-то откровением или склонит их, условно говоря, к японскому сепаратизму. Разрешение на строительство японским компаниям или на переезд на ПМЖ на Курилы японским гражданам в любом случае будет выдавать российская администрация. Учитывая, что регион приграничный, за всем будут следить ещё и спецслужбы. В этой связи «японизация», в плохом смысле слова, практически исключена.
Дмитрий Родионов
Фото: Сергей Гунеев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Читайте нас: