В апреле 2022 года, вскоре после начала спецоперации на Украине, глава правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление от 14 апреля, согласно которому сотрудникам МЧС в случае реальной угрозы жизни будут выдавать огнестрельное оружие. Вскоре примеру российских коллег последовали и белорусские спасатели. С чем же может быть связана «милитаризация» МЧС РФ и РБ?
Служба опасна и трудна
Строго говоря, решение позволить выдавать по мере необходимости российским спасателям огнестрельное оружие было принято еще до начала СВО на Украине. Еще 30 декабря 2021 года был опубликован проект внесения изменений в постановление правительства от 17 июля 1996 года «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите».
В соответствии с ним, предлагалась выдавать оружие сотрудникам МЧС, подлежащим госзащите, на основании приказа начальника территориальных органов, спасательных воинских формирований МЧС. Предполагалось, что оружие может им понадобиться при проведении спасательных операций и гуманитарных операций в зоне боевых действий и в иных «горячих точках» в случае посягательств на их жизнь. При этом подчеркивалось, что огнестрельное оружие может выдаваться защищаемым лицам только в исключительных случаях и во временное пользование. Для обретения навыков пользования им должны были проводиться соответствующих инструктаж и учебные стрельбы.
7 февраля 2022 года, когда до начала российской СВО на Украине оставалось всего ничего, решение вооружить огнестрельным оружием часть сотрудников МЧС РБ принял белорусский президент Александр Лукашенко со следующими формулировками:
Я клоню к тому, что все сотрудники МЧС, особенно при нынешнем министре, хотят быть силовым блоком. Силовики. Мы так их и считаем. Но для того, чтобы быть силовиком, надо прекрасно владеть оружием. Мое распоряжение было, чтобы мы определили в МЧС, какую часть мы будем вооружать: кто эти ребята, девчонки, которые там служат, которые будут носить огнестрельное оружие и будут подготовленными исключительно так, как, я сказал, они себя везде проявляли. Хотелось бы услышать, насколько мы продвинулись в этом плане, чтобы МЧС стало силовым блоком по-настоящему, сколько людей у нас будет владеть оружием не хуже, чем в армии и милиции.
Не можем мы в стране компактной, небольшой иметь численность постоянно действующих Вооруженных Сил 200-300 тыс. Мы договорились, что численность наших Вооруженных Сил, армии нашей - 65 тыс. На этом остановились. Но если произойдет какой-то конфликт, не дай бог война, у нас что, в МЧС крепкие надежные сотрудники будут в стороне? Нет. Они не только пожар будут тушить. А для этого надо владеть оружием. Каким? Пистолеты, автоматы, пулеметы, гранатометы, или мы их будем вооружать еще и какой-то техникой? Думаю, да. И этот актив будет, серьезный актив, и подспорье для нашей армии на случай, если вдруг.
В июне 2022-го занятия по огневой подготовке уже вовсю проходили сотрудники центрального аппарата МЧС Белоруссии. В них принял участие лично глава министерства Вадим Синявский, который рассказал о решении вооружить спасателей табельным оружием и о создании некоего резерва из числа работников органов и подразделений системы ведомства, который будет задействован при особых условиях:
Первое – это внутренние проблемы и проблемы, связанные с массовыми беспорядками. Поэтому в интересах органов внутренних дел мы эту задачу будем решать. В случае вооруженного конфликта и агрессии в отношении нашей страны – в интересах министерства обороны.
Глава МЧС РБ заявил о том, что будет пересмотрена программа подготовки курсантов университета гражданской защиты, где их изначально начнут учить обращаться с огнестрельным оружием. К слову, Академия гражданской защиты, где готовят российских спасателей, в рамках курса общевойсковой подготовки проводит занятия по огневой подготовке для будущих сотрудников МЧС РФ.
Другие силовики
Если белорусское МЧС еще только стремится стать еще одним «силовым» ведомством, то российское давно по штату имеет вполне боеспособные подразделения, хорошо вооруженные и готовые к решению специфических задач. Речь идет, конечно же, о войсках гражданской обороны, они же спасательные воинские формирования (СВФ).
На официальном сайте МЧС РФ указаны следующие виды вооружений, которыми они оснащены:
К боевому стрелковому и холодному оружию войск гражданской обороны относятся пистолеты, автоматы, винтовки и карабины, ручные пулеметы, штык-ножи. Это оружие применяется только и исключительно для защиты населения и самих военнослужащих войск гражданской обороны от нападения противника и приравненных к ним вооруженных формирований на своей территории, а также для охраны и обороны важных хозяйственных объектов.
В 2023 году сообщалось, что МЧС вслед за Росгвардией и МВД и собирается отказаться от устаревшего пистолета Макарова в пользу современного пистолета Лебедева. Замминистра Александр Коровин тогда высоко оценил качества нового оружия от «Калашникова»:
Новый пистолет Лебедева, надежный, современный, эргономичный, отвечает всем текущим потребностям нашего министерства.
В общем, спасательные воинские формирования в составе МЧС – это де-факто что-то вроде Росгвардии, но не совсем, а со своей спецификой, связанной с нахождением в зоне чрезвычайной ситуации или вооруженного конфликта. Оборонщики выполняли гуманитарные задачи в ходе обеих Чеченских кампаний, «Олимпийской войны» 2008 года, участвовали в спасательных операциях по освобождению заложников на Дубровке и в Беслане и т.д.
В настоящее время они задействованы в ходе проведения СВО, помогая тушить пожары, разгребать завалы, эвакуировать раненых и доставляя гуманитарную помощь мирным жителям на «новых» территориях РФ. Кроме того, сотрудники МЧС могут быть задействованы и для решения иных государственных задач.