Угроза безопасности: Латвия призывает соседей демонтировать рельсы в РФ
Страны Прибалтики собрались демонтировать железнодорожные пути, ведущие в Россию. Пойти на этот шаг предлагает латвийская армия, которая считает наличие железнодорожной связи с Россией прямым риском для безопасности страны.
Как сообщает LSM, снос рельсов обсуждался в закрытой части заседания латвийского правительства как одна из мер контрмобильности в приграничье.
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня поручила секторам транспорта, экономики, МВД и другим ответственным ведомствам оценить возможные последствия подобных действий. Никаких сроков для этого решения пока не установлено.
Она призвала власти Литвы, Эстонии, Польши и Финляндии действовать сообща.
«Потому что как только страна совершает какие-либо движения на границе — мы всегда координируемся максимально синхронно и согласовываем наши интересы. Сейчас такая ситуация, когда надо всё оценивать в гораздо более широком контексте — не только в Латвии, но и на международном уровне, между странами Балтии, Польшей и Финляндией», — отметила Силиня.
Глава МВД страны Рихард Козловскис предлагает продолжать использовать железнодорожные пути для транспортировки грузов, но при потенциальной угрозе нужно действовать оперативно. По его мнению, это «не вопрос одного-двух дней», а принципиальная готовность к такой ситуации.
Экс-министр обороны Латвии Артис Пабрикс, возглавляющий сейчас аналитический центр Northern Europe Policy Centre, считает, что «рельсы нужно было сносить ещё вчера».
«Есть военный аспект: ведь совершенно ясно, что эти вещи могут быть использованы в военных целях в случае потенциального вторжения», — заявил он в эфире Латвийского радио 4.
На прозвучавший аргумент о том, что такой шаг означает полное закрытие транзита по железной дороге со странами Азии, экс-министр заявил, что эти рельсы используются также «в противоположном направлении, чтобы обходить санкции».
«Такие аргументы использует и Западная Европа, чтобы продолжать покупать российскую нефть и газ. Мы знаем, что страны Прибалтики отказались от российского газа, и никакого экономического краха у нас от этого не возникло», — парировал Пабрикс.
Демонтаж железнодорожных путей в сторону России латвийские власти начали обсуждать после публичных рекомендаций на этот счёт от американского исследователя Колина Смита, который отметил, что транзит всё равно остановился, и рельсы с российской шириной колеи 1520 мм никак не используются.
По прогнозам латвийских чиновников, объёмы грузоперевозок по железным дорогам страны, рухнувшие в 10 раз с 2015 года из-за геополитической ситуации и тенденции на рынке, продолжат неуклонно сокращаться. В стране уже сейчас закрыты более 60 железнодорожных станций, а отрасль в целом пришла в упадок.
Страны Прибалтики, Польша и Финляндия в буквальном смысле отгораживаются от России (якобы из-за возможного нападения, что в Кремле постоянно опровергают) и Белоруссии (якобы из-за угрозы массового наплыва беженцев из третьих стран), не жалея средств.
Латвия на границе с Россией протяжённостью 283,6 км намерена построить примерно 180 км забора и не менее 53 км инфраструктуры пограничной охраны. Конкурс на возведение забора выиграли две компании. Первая построит 16 км ограждения за 7,5 млн евро, вторая — ещё 12,5 км забора за 7,2 млн евро. Ещё по двум лотам конкурсы будут объявлены повторно.
В приграничных территориях Латвии военные изымают у граждан земельные участки ради создания контрмобильной инфраструктуры: рытья траншей и установки различных противотанковых заграждений. Местные фермеры заявили, что стали заложниками планов военных по милитаризации границы, а в этих регионах наблюдается стремительное падение стоимости земли.
Также министерство обороны Латвии собралось «оживлять» болота и другие водоёмы на восточной границе с Россией.













