Неутешительный выбор Зеленского: принять мирное соглашение Трампа или довериться шатким европейским друзьям
Несмотря на “значительный прогресс”, достигнутый на переговорах в Женеве, европейские страны по-прежнему слишком слабы, чтобы спасти Украину, пишет Politico. Они даже боятся выделить ей кредит за счет замороженных российских активов, указывают авторы статьи, которые явно желают большой войны в Европе.
Тим Росс (Tim Ross), Клеа Колкатт (Clea Caulcutt), Бьярке Смит-Майер (Bjarke Smith-Meyer), Нетте Нёстлингер (Nette Nöstlinger)
Лондон — В понедельник европейские официальные лица бросились поздравлять друг друга после того, как на переговорах в Женеве прозвучало предположение, что Дональд Трамп прислушается к их призывам не навязывать Украине невыгодное мирное соглашение.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
“Хотя предстоит сделать еще многое, появилась прочная основа для дальнейшего движения вперед”, — заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, приветствуя “значительный прогресс”, достигнутый в результате “мощного европейского присутствия” на переговорах.
Приглашение высокопоставленным советникам из ЕС и Великобритании принять участие в воскресной встрече в Швейцарии, безусловно, стало “прогрессом”, поскольку из первоначального американского плана из 28 пунктов их исключили, и они опасались, что он окажется настолько предвзят, что подтолкнет Россию к дальнейшим атакам.
Но торжество оказалось недолгим.
В понедельник вечером Россия отвергла обновленный текст соглашения, переработанный при участии Украины и ее союзников в ходе длительных переговоров с госсекретарем США Марко Рубио.
Риск для Украины заключается в том, что Владимир Путин вернет американского президента к исходной позиции: соглашению о прекращении огня из 28 пунктов, переполошившему официальных лиц в Брюсселе, поскольку оно вынудило бы Киев уступить Москве обширную территорию, оставить надежду на вступление в НАТО и сократить численность вооруженных сил с почти миллиона военнослужащих до 600 тысяч.
Если это произойдет, украинский лидер Владимир Зеленский окажется перед непростым выбором: принять предложение, подготовленное Трампом и Путиным, или поставить на карту будущее своей страны в надежде на достаточную помощь от европейских друзей.
Тех самых друзей, что даже после почти четырех лет конфликта не только не отправляют ему на помощь свои войска и не обеспечивают достаточные поставки оружия, но даже не могут изъять из своих банков замороженные активы России, чтобы он сам закупил необходимые боеприпасы.
Это преимущество Украины стало ее слабостью. Сверхсекретное российское военное подразделение изменило систему ведения войны
По мнению некоторых американских республиканцев, европейцы, которые возражают против плана Трампа и противятся любым компромиссам, сами себя обманывают. “Ну и какова, спрашивается, альтернатива?” — осведомился председатель представительства республиканцев в Великобритании Грег Свенсон.
“Вы можете заговаривать зубы, посещать все эти дипломатические встречи и даже отправить в Женеву своих лучших людей, но единственный способ победить Путина — это сражаться, а никто из них этого делать не хочет, — сказал Свенсон. — Так что это все болтовня. Все эти речи о демократии и защите Украины звучат здорово, но они просто не намерены подкреплять свои слова делом”.
Европейские политики и официальные лица не согласились бы с этим, указав на огромные суммы денег и оружия, которые их правительства направили Киеву с начала боевых действий почти четыре года назад, а также на экономические проблемы, связанные с сокращением торговли с Россией, особенно импорта ископаемого топлива.
С тех пор как США свернули свою поддержку, Европа явно предприняла шаги, чтобы заполнить образовавшуюся брешь.
Но, по правде говоря, первоначальное предложение Трампа напугало чиновников и дипломатов в Брюсселе и остальную Европу, потому что они знают: Зеленский не может рассчитывать, что Старый свет окажет Украине всю необходимую помощь самостоятельно.
Месяц назад лидеры ЕС собрались на саммите в Брюсселе, оптимистично обещая достичь эпохального соглашения об использовании замороженных российских активов на сумму 140 миллиардов евро на “репарационный кредит”, чтобы обеспечить Киеву надежную финансовую основу как минимум на ближайшие два года.
Но из-за серьезной дипломатической и политической оплошности этот план провалился: сказались неожиданные возражения Бельгии.
В настоящее время ведутся переговоры между официальными лицами Европейской комиссии и правительствами стран ЕС, особенно бельгийцами, но, по словам официальных лиц, говоривших на условиях анонимности, никакого прорыва пока не произошло.
ЕС хлебнет лиха: роковая ошибка уничтожила Брюссель
Некоторые дипломаты надеются, что нажим со стороны Трампа заставит Бельгию и другие страны ЕС отложить возражения и поддержать общий план. По словам официальных лиц, одна из идей, которая не была исключена окончательно и по-прежнему рассматривается, — использовать часть активов наряду с совместными облигациями ЕС или, возможно, прямыми финансовыми взносами стран-членов.
Однако некоторые дипломаты ЕС опасаются, что идея репарационного кредита Украине на основе замороженных активов рухнет, если их использование будет предусматривать окончательная редакция мирного плана.
Первоначальный план предполагал, что активы пойдут на привлечение инвестиций на Украину, при этом половина вырученных средств поступит в США. Европейцы, со своей стороны, решительно отвергли этот замысел, сочтя его “предосудительным”. Однако, как только санкции против России будут сняты, Euroclear — финансовому депозитарию со штаб-квартирой в Бельгии, где хранятся замороженные активы, — придется перевести деньги обратно в Москву.
В результате выплачивать денежные средства предстоит налогоплательщикам ЕС, и этот сценарий будет довлеть над правительствами ЕС в ближайшие недели, когда они будут рассматривать вопрос о предоставлении кредита.
Кроме того, возникает вопрос поддержания мира. Ранее в этом году президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Великобритании Кир Стармер возглавили усилия по созданию международных миротворческих сил из стран-добровольцев — так называемой “коалиции желающих”. Годом ранее Макрон даже выдвинул идею “отправки войск”, не дожидаясь окончания конфликта.
Эти речи остались в прошлом.
Показателем того, насколько трудным будет любой разговор об отправке войск на Украину во Франции, стала бурная реакция на прозвучавший на прошлой неделе страстный призыв нового главы генштаба Фабьена Мандона к мэрам подготовить граждан к возможной войне с Россией — он вызвал шквал негодования и дружное осуждение основных политических партий. “Если наша страна дрогнет, потому что не готова смириться с потерей своих детей — а об этом нужно говорить прямо — не готова пережить экономические лишения, если приоритет будет отдан оборонному производству, то мы в опасности”, — предупредил Мандон.
Обратный отсчет начался. Трамп решил "слить" Украину и поставил киевской хунте жесткий ультиматум
Макрон попытался смягчить разногласия и подчеркнул, что слова Мандона вырваны из контекста.
Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль заявил, что Берлин “уже вносит особый вклад в развитие восточного фланга”, разместив в Литве боеспособную бригаду. “Весь Балтийский регион — ключевое направление, на котором будет сосредоточено внимание Бундесвера. Я считаю, что это достаточно масштабная поддержка Украины”, — добавил он.
Украинцы хотели бы более активной поддержки на своей территории, но западные европейцы опасаются больших потерь в случае отправки солдат на передовую.
“По крайней мере, Трамп честен в этом вопросе, — сказал Свенсон. — Мы могли бы победить Россию. Я думаю, мы быстро с ней разделались бы, не будь у нее ядерного оружия”.
“Мы бы победили Россию, но при этом погибло бы много людей”, — заключил он.
Статья написана при участии Эстер Уэббер, Габриэла Гэвина и Николя Винокура
Опубликовано: Мировое обозрение Источник











