США и Япония провоцируют Китай на возвращение Тайваня военным путём
Глава тайбэйской администрации Лай Циндэ сообщил в статье, опубликованной в The Washington Post, что Тайвань планирует выделить дополнительный военный бюджет в размере $40 млрд.
Эти средства предполагается направить на закупку американских вооружений. Он также указал, что в дальнейшем власти острова намерены вкладывать ресурсы в развитие технологического сектора и собственной оборонной промышленности.
Заявление премьер-министра Японии Санаэ Такаити в парламенте о том, что потенциальный военный кризис вокруг Тайваня представляет собой «экзистенциальную угрозу» и может побудить Токио воспользоваться «правом на коллективную самооборону», вызвало резко негативную реакцию Пекина и обострило двусторонние отношения. На фоне возросшего напряжения МИД КНР рекомендовал гражданам воздержаться от поездок в Японию.
Официальный представитель канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Пэн Цинъэнь заявил, что Такаити должна принести извинения жителям Тайваня за свои недавние слова об острове.
«Серьезный широкий протест соотечественников на Тайване, требующих от Такаити немедленно отозвать свои высказывания и принести публичные извинения, — это акт справедливости», — подчеркнул он на брифинге, комментируя недовольство общественности Тайваня заявлением Такаити об острове в привязке к нацбезопасности Японии.
Дипломат отметил, что внешние силы не имеют права вмешиваться в урегулирование тайваньского вопроса. «Своими провокационными высказываниями о Тайване премьер Японии пересекла «красную черту», которую нельзя переступать, вызвав сильное возмущение соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива», — сказал он. Цинъэнь добавил, что Токио несет историческую ответственность перед китайским народом за тайваньский вопрос и напомнил о японской оккупации острова, которая длилась полстолетия, а также о «неописуемых зверствах» Японии на Тайване.
«Историю нельзя переписать, достижения (благодаря победе во Второй мировой войне) необходимо защищать, справедливость должна восторжествовать, — сказал официальный представитель. — Соотечественники по обе стороны Тайваньского пролива должны отстаивать великое дело нации, решительно противостоять всем сепаратистским действиям, нацеленным на независимость Тайваня, и внешнему вмешательству. Крах любой внешней силы, которая осмелится на провокации, неизбежен».
Кроме того, Пэн Цинъэнь заявил, что председатель КНР Си Цзиньпин разъяснил президенту США Дональду Трампу принципиальную позицию своей страны по тайваньскому вопросу. «Во время телефонного разговора Си Цзиньпин разъяснил, что обе страны должны совместно защищать достижения победы во Второй мировой войне», — сообщил оня.
Как уточнил представитель канцелярии, упомянутые слова Си Цзиньпина имеют «важное руководящее значение для работы (Пекина), связанной с Тайванем». «Мы объединим соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива, будем вместе помнить историю, сохранять мощь нашей державы, ценить мир, строить общее будущее», — добавил он.
Пэн Цинъэнь указал на необходимость решительного противодействия сепаратистским силам в Тайбэе, развития мирного сотрудничества между материковым Китаем и Тайванем. Он подтвердил готовность КНР поддерживать мир в регионе, «совместными усилиями обеспечивать процветание всего китайского народа».
Военный эксперт Института права и национальной безопасности РАНХиГС Александр Степанов считает, что стремление нового японского правительства отказаться от безъядерного статуса представляет собой провокационный шаг со стороны Токио и Вашингтона. По его оценке, подобные действия направлены на то, чтобы подтолкнуть Китай к силовому варианту возвращения Тайваня.
«Официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Линь Цзянь заявил, что китайские власти выражают серьезную обеспокоенность по поводу «негативных изменений» в позиции Японии относительно отказа от ядерного оружия. Конечно же, премьер-министр Японии Санаэ Такаити — не «злой гений», не одиночка и тем более не политик-камикадзе. Но она вполне может стать «ядерной леди», открывшей ящик Пандоры нуклеаризации страны и всего региона в целом. Все это похоже на четкую, выверенную и последовательную линию Вашингтона по эскалации ситуации и очередную попытку розыгрыша «тайваньской карты». Пекин явно провоцируют на силовой сценарий возвращения Тайваня», — отметил эксперт.
По оценке Степанова, обеспокоенность Пекина реакцией на заявления японского премьера является вполне оправданной, поскольку цели, которых добивается Токио, направлены против Китая и достаточно очевидны. Он отмечает, что в КНР хорошо понимают, против кого в первую очередь могло бы быть ориентировано потенциальное ядерное вооружение в руках усиливающихся японских военных кругов, стремящихся, по аналогии с риторикой Трампа, к «возвращению былого величия» Японии. В то же время эксперт подчеркивает, что любая подобная провокация неизбежно вызывает и обратную реакцию, включая набор превентивных и асимметричных мер, способных надолго пресечь намерения инициаторов реализовать подобные исторически опасные планы.
Эксперт отметил, что усилению напряженности может способствовать размещение ядерного оружия на Тайване в рамках программы Nuclear Sharing, что создаст недопустимые угрозы для прибрежных регионов Китая, где сосредоточена основная промышленная и военная инфраструктура страны.
«Угроза передачи Тайваню соответствующих технологий, ранее не рассматривавшихся в качестве дополнительного инструмента давления на Пекин, станет еще одним шагом к нуклеаризации региона и к разрушению основ Договора о нераспространении ядерного оружия», — резюмировал Степанов.
Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, когда на остров прибыли остатки войск Гоминьдана во главе с Чан Кайши (1887–1975), проигравшими гражданскую войну в Китае. С тех пор остров сохраняет флаг и ряд других символов прежней Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти коммунистов. По официальной позиции Пекина, поддерживаемой большинством стран мира, включая Россию, Тайвань считается одной из провинций КНР.














