«Сделка с людоедами». Москва может сохранить военные базы в Сирии в обмен на диппомощь, оружие, пшеницу и Башара Асада
Сирия обсуждает с Россией пересмотр соглашений, которые были заключены со свергнутой в 2024 году властью Башара Асада, в том числе о российских военных базах.
Об этом сообщил глава МИД в переходном сирийском правительстве Асаад аш-Шейбани в интервью телеканалу Al-Ikhbaria.
Соглашения между Россией и Сирией были заключены с предыдущим режимом, но новые власти их не приняли, поэтому они были приостановлены, заявил он.
«К настоящему моменту мы еще не достигли новых соглашений. Российские базы в настоящее время являются предметом переговоров и переосмысления их роли», — сказал аш-Шейбани.
По его словам, если российское присутствие в Сирии сохранится, то необходимо решить каким оно будет. Эти вопросы были на столе переговоров между временным президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа и президентом РФ Владимиром Путиным в Москве, добавил глава МИД республики.
15 октября в Кремле прошли переговоры российского лидера и Ахмеда аш-Шараа. Ранее аш-Шараа заявлял о желании новых властей Сирии перезапустить отношения с Россией. Как рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, вопросы, связанные с дальнейшей судьбой российских военных баз в Тартусе и Хмеймиме, на этой встрече будут одним из предметов обсуждения.
На встрече Путин сказал, что Россия в отношениях с Сирией всегда исходила из интересов сирийского народа. По его словам, Россия никогда не связывала развитие связей с Сирией с особыми интересами или политической конъюнктурой.
Агентство Reuters со ссылкой на официальный сирийский источник сообщило, что Ахмед аш-Шараа во время встречи с Владимиром Путиным намерен потребовать выдать бывшего президента республики Башара Асада, который находится в России. РФ после смены власти в Сирии предоставила экс-лидеру страны убежище «из соображений гуманитарного характера», а в сентябре текущего года сирийский суд выдал ордер на его арест.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что глава Сирии Ахмед аш-Шараа не пригласил Владимира Путина с визитом в свою страну в ходе встречи в Москве. Об этом речи не шло, заявил он, однако такие приглашения могут быть переданы по дипломатическим каналам.
17 октября со ссылкой на источники арабские СМИ написали, что переходное правительство Сирии запросило у России военную помощь, раскрыв детали состоявшегося двумя днями ранее дебютного визита сирийского лидера Ахмеда аш-Шараа в Москву, сообщило издание «Коммерсант».
Во время переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным Ахмед аш-Шараа 15 октября попросил оказать Сирии помощь — на военном, экономическом и дипломатическом уровнях, указало ливанское издание «Аль-Ахбар». Дамаск заинтересован в получении российского оружия, запасных частей к боевой технике, а также в техническом обслуживании. По данным канала Sky News Arabia, речь также зашла о передаче сирийской стороне российских систем противовоздушной обороны. Каких именно, не уточняется.
По данным упомянутой «Аль-Ахбар», гость из Сирии запросил у Москвы также экономическую помощь в виде поставок нефти и пшеницы, и выразил заинтересованность в притоке российских инвестиций. По данным источников издания, сирийский лидер сообщил Москве, что у его государства нет средств и ему необходима иностранная помощь. Он также попросил Кремль оказать давление на Израиль и убедить его прекратить систематические атаки на территорию Арабской Республики.
Дипломатические источники «Аль-Ахбар» называют приезд в Москву аш-Шараа достижением в том, что касается построения новых отношений между Россией и Сирией. Москва продемонстрировала, что ее нельзя исключить из ее исторических связей со странами Ближнего Востока, считают собеседники ливанской газеты. Даже если к власти в этих странах пришли бывшие противники.
Ахмед аш-Шараа — бывший полевой командир, который в 2017 году должен был стать целью ударов российских ВКС, — аргументировал свой пакет просьб тем, что Москва «никогда не бросала сирийский народ». Взамен он пообещал, что РФ сохранит две свои официальные военные базы на территории Арабской Республики, и выразил готовность решить проблемы, вызывающие озабоченность РФ, — присутствие в Сирии иностранных боевиков и этноконфессиональные трения.
К согласию, очевидно, в ходе визита сирийского лидера в Москву пока прийти не удалось, коль глава МИД Сирии заявляет, что вопрос с базами остается открытым. Не исключено, что Москва отказалась выдавать Сирии Башара Асада. В то же время переговорный процесс продолжается, и возможно, в будущем сторонам удастся выйти на какой-то компромисс.
После падения 8 декабря 2024 года правительства Башара Асада, российские военные сохранили под своим контролем авиабазу Хмеймим в провинции Латакия, пункт материально-технического обеспечения ВМФ в провинции Тартус и доступ к военному аэродрому в Эль-Камышлы на северо-востоке страны. Однако в СМИ появлялись данные, что российская сторона очень ограничена в своих действиях на этих объектах. Так, военные, работающие в районе Хмеймима, обязаны заранее уведомлять службы внутренней безопасности Сирии о своих перемещениях за пределами военной базы и даже передвигаться только под конвоем. Также отмечалось, что в Тартусе представители РФ могут эксплуатировать только один причал.
Военкор Олег Блохин назвал главный козырь России на переговорах с Сирией.
«Наши решили, что без этих баз мир рухнет и любой ценой надо там оставаться. Теперь с нас хотят "денег, оружия, зерна и нефтянки"», - отмечает в этой связи военкор Олег Блохин.
«Может быть, ещё что-то будут хотеть, но четыре основных компонента надо. Топливо и зерно ему надо для того, чтобы хоть как-то поправить катастрофическую экономическую ситуацию, в которую ещё больше скатилась Сирия», - добавил он.
Военкор уточнил, что оружие той стороне необходимо для того, чтобы вооружать свои группировки.
«Ну и деньги. Деньги всегда нужны. Поэтому он эти четыре вещи как минимум будет требовать за базы», - отметил военкор.
«Присутствие наших войск на базе не приносит никакой практической выгоды той стороне, и там это хорошо понимают», - подчеркнул также Блохин.
«В военном плане мы не сможем ему помочь, если возникнет конфликт, например, с Израилем или курдами. У России нет ресурсов для противостояния Израилю и коалиции в ближайшее время, особенно пока продолжается специальная военная операция. Даже если бы у нас были достаточные силы, мы вряд ли стали бы вмешиваться», - заявил Блохин, которого цитирует «Царьград».
«Ещё был момент, сирийские власти выкатывали за боевые действия претензию, по-моему, в 100 миллиардов. Но на это Россия ответила отказом, потому что им была ответная претензия выдана за вложенные нами деньги в Сирию. А если нынешние сирийские власти считают себя правопреемниками прежнего режима, то и за все долги должны брать на себя ответственность. И здесь, конечно, очень здорово нам помогла позиция монархий Персидского залива, которые сказали, что на тот момент договорённости заключались с законной властью, если все согласились, то Сирия как правопреемник обязана их исполнять. Вот эта позиция нам дала тот козырь в переговорах, в ответ на предъявление претензий в 100 миллиардов от Шара мы выкатили 300 миллиардов от себя, и всё, на этом вопрос закрылся. Поэтому, я думаю, что ограничится всё-таки весь разговор ситуацией вокруг баз», - заключил Блохин.
По оценкам блогера и общественного деятеля Татьяны Монтян, базы в Сирии России очень нужны, хотя и заключать сделку придется с «людоедами».
«Когда у стран есть взаимный интерес, сделки и соглашения между ними оказываются наиболее прочными. Ну а военные базы в Сирии для России реально важны и нужны - как в плане влияния на события на Ближнем Востоке, так и как логистический мостик в Африку.
И всё было бы круто, если бы договорённости не нужно было заключать с откровенными отморозками и людоедами, лишь по прихоти судьбы нацепившими деловые костюмы. Но других властей в Сирии сейчас попросту нет!», - отметила Монтян в своем телеграм-канале.
Напомним, ранее РФ подняла в ООН вопрос о российских военных базах в Сирии.












