Как царь Алексей Тишайший осаждал Ригу
В годы русско-шведской войны 1656-1658 годов русская армия, которой командовал сам царь Алексей Михайлович, отправилась в поход на Ригу, столицу шведской Лифляндии. Падение этого портового города, имевшего важное стратегическое значение, могло переломить ход противостояния и привести к мирным переговорам на русских условиях. Шведы, спрятавшиеся за мощными стенами и поддерживаемые с моря, смогли отстоять город, который уже находился на грани падения. Тем не менее, они понесли огромные потери и были вынуждены после войны заново отстраивать крепость и форштадт (жилое предместье), сильно разрушенные русской артиллерией.
Царь выступил в поход в конце августа 1656 года, когда собрал достаточно сил для большой осады. С собой армия везла большой наряд (артиллерию), призванный разрушить вражеские укрепления. По пути русские отряды заняли Динабург (ныне Даугавпилс) и Кокенгаузен (ныне Кокнесе), которые оказали им лишь символическое сопротивление. Тем не менее, было понятно, что Рига окажется более крепким орешком, чем эти города, ведь ещё до войны шведы провели значительные работы по усилению её обороноспособности.
Граф Магнус Делагарди, который командовал шведским гарнизоном, был полон решимости удержать город. Тем не менее, в первых стычках под стенами города шведы показали низкую боеспособность и были разбиты. В этих условиях шведский командующий решил уничтожить все пригороды Риги и укрыться за стенами. При этом гражданское население сидело в осаде вместе с гарнизоном.
Авангард русского войска, которым командовал воевода Яков Кунедетович Черкасский, оказался в окрестностях Риги 19 августа, а царь Алексей Михайлович прибыл к городу 24 августа. По свидетельству шведского современника, русская рать состояла из представителей многих народов России. Помимо московских стрельцов, в нём находились солдаты иноземного строя во главе со своими офицерами, донские и малороссийские казаки, а также татары и калмыки. Таким образом, под стенами столицы Лифляндии собрались весьма значительные силы, прибывшие со всей страны.
Вплоть до первого сентября русские войска возводили земляные укрепления и устанавливали пушки. После этого начался интенсивный обстрел города, продолжавшийся много дней. К сожалению, стены Риги, построенные из крепкого материала, выдержали этот каменный град, хотя и сильно пострадали. Горожане, испуганные грядущей перспективой генерального штурма, просили Делагарди капитулировать, однако шведский командующий ответил на это категорическим отказом. Вскоре он получил известие о прибытии подкреплений, которые значительно пополнили его слабые силы.
Осада Риги затягивалась, и в этот момент начались затяжные дожди, вызванные приближением осени. Кроме того, продовольствия для огромной русской армии категорически не хватало. Понимая, что в этих условиях продолжать осаду не имеет смысла, царь приказал уводить полки от стен города.
Неудачная осада Риги показала, что средневековое русское войско ещё не научилось эффективно штурмовать современные европейские крепости. Эта наука была усвоена лишь сыном Алексея Михайловича, Петром I, который создал армию нового образца. Впрочем, не приходится сомневаться, что без выхода к морю столица Лифляндии пала бы перед русской ратью. Это тем более очевидно, что многие сильные шведские крепости капитулировали перед русской армией, находясь в гораздо лучших условиях.
Заглавное фото. Рига на немецкой гравюре XVII века












