Лента новостей

11:42
DW: мечта о мире без ядерного оружия растаяла, как прошлогодний снег
11:41
WP: наладив отношения с Северной Кореей, Трамп сосредоточился на России
11:40
Bild: судьба Меркель вершится на ЧМ-2018 в России
11:40
The American Interest, США. Причины, по которым трубопровод «Северный поток — 2» не будет построен
11:39
«Не качайте права»: врач в Латвии отказалась обследовать русскую девочку
11:38
CNN, США. Россия, возможно, модернизировала хранилище ядерного оружия под Калининградом
11:37
Ганапольский о провале западной политики: Москва под санкциями хорошеет
11:36
Advance, Хорватия. На юге Сирии начались бомбардировки. Нетаньяху обращается к Путину
11:35
Английские болельщики: "Не верьте тому, что вы читаете в прессе"
11:34
Задраить люки. Как морпехов высаживают в воду на бронетехнике
11:33
На крючке: как огромный долг и МВФ толкают Украину к дефолту
11:32
Эксперты США: зачем боролись с терроризмом? Надо было с Россией и Китаем
11:31
Аварийный сброс: почему Россия вывела деньги из госдолга США
11:30
Украинские власти доказывают свой полный разрыв с реальностью
11:27
Россия — Саудовская Аравия​​​​​​: не только футбол
11:26
Не удивляйтесь, русские
11:18
Китай обвинил США в развязывании торговой войны
11:17
Пропасть под названием Украина
11:13
Почему Путин предпочел Лукашенко футболу
11:08
Realpolitik против сектантов
11:07
"Я был шокирован местными!". Иностранцы о Чемпионате мира в России
11:02
Либретто от СБУ и ЦРУ: Ничего смешного
10:01
На юге Сирии завязывается крутой узел
09:59
Потенциал перехода на возобновляемые ресурсы
09:57
Надежда на «Русь» - уникальный глубоководный аппарат двойного назначения
09:56
В США признали бесполезность глобальной ПРО перед российскими МБР
09:48
Чьими руками уничтожат Украину?
09:39
Украинцы вновь поехали в Крым: Виновата привычка
09:36
Труба Порошенко: Последняя попытка остановить «Северный поток»
09:32
Украине назначили европейский конец
09:30
Россия сбросила госдолг США. Китай на низком старте
09:29
Не мытьем так катаньем..
09:27
Задраить люки. Как морпехов высаживают в воду на бронетехнике
09:24
Почему Россия начала сброс американских облигаций
09:20
Английские болельщики: «Не верьте тому, что вы читаете в прессе»
19:02
Госдума примет законопроект о повышении пенсионного возраста осенью
18:59
Назарбаев в Казани объявил, что казанская царица Сююмбике имеет казахские корни
18:55
В Ульяновске прошла акция против повышения цен на бензин...
18:54
«The New York Times»: Трамп объявил тотальную кибервойну
18:52
Иностранные футболисты и болельщики восхищены организацией Мундиаля в России
18:50
А. Девятов: Выступление на собрании разумных от народа
18:44
Зачем «кум Путина» Виктор Медведчук покупает два украинских телеканала?
18:43
Виктор Янукович снова станет президентом Украины
18:39
США хотят очистить границу Ирака от сирийской армии
18:38
В Мариуполе подполковнику погранслужбы сломали челюсть: Требовал меню на украинском языке
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


» » Вагончик тронулся. Новые ядерные поезда заменят уничтоженных Молодцов

Вагончик тронулся. Новые ядерные поезда заменят уничтоженных Молодцов

Вагончик тронулся. Новые ядерные поезда заменят уничтоженных Молодцов

Минобороны России сообщило о завершении испытаний межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) для строящегося боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин". В следующем году военные обещают завершить испытания нового ядерного поезда и начать его эксплуатацию. Таким образом, Россия фактически отказывается от "капитуляции", в рамках которой Михаил Горбачёв уничтожил советское железнодорожное ядерное оружие.

Паритет сдерживающего ядерного вооружения — то, что всегда волновало наших уважаемых заокеанских партнёров. Причём волнение это было вполне обоснованным, потому что если по силам Военно-морского флота (в первую очередь, конечно, атомного подводного флота), по стратегической авиации и худо-бедно по тяжёлым наземным ракетам США ещё более-менее могли сравниться с отечественными разработками и даже в чём-то превосходили наше оружие, то советскому "Молодцу" (именно так назывался боевой железнодорожный ракетный комплекс) американцы не могли противопоставить ничего.

Именно поэтому в рамках западного контроля над развалом СССР тогдашний премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер сначала добилась от Михаила Горбачёва обещания не выпускать 12 "Молодцов" на постоянное патрулирование по единой железнодорожной сети СССР, а уже после разрушения СССР уничтожение БЖРК стало одним из основных пунктов соглашения СНВ-2.



Несмотря на то что наша страна из этого соглашения в результате всё-таки вышла, руководство страны, к сожалению или нет, но выполнило пункт по полному уничтожению "Молодцов". Из 12 составов, несущих 36 баллистических ракет, осталось всего два — в качестве музейных экспонатов. В 2007 году процесс уничтожения "Молодцов" был полностью завершён.

Экскурс в историю

Надо сказать, что идея ядерных поездов витала в милитаризованном донельзя мире не только у нас. В США возможность создания железнодорожных составов, несущих ядерное оружие, тоже прорабатывалась, причём ещё в 60-е годы, тогда как советские "Молодцы" поступили на службу только в 1984 году.

Их разработка в США стала возможной после того, как Штаты создали ракету "Минитмен" на твёрдом топливе, то есть не требующую заправки прямо перед пуском. Однако в результате "Минитмены" на рельсы так и не встали, и тому способствовало множество причин. Во-первых, американские военные посчитали разработку отдельного железнодорожного состава для пуска баллистических ракет слишком дорогой. Хотя это и странно слышать с учётом того, что те же самые военные всегда были готовы сжечь несколько миллиардов долларов на проектах, которые вовсе "не взлетали", да?

Во-вторых, — и это не менее важно, а, скорее, даже более, — в отличие от СССР железнодорожная сеть США, как тогда, так и сейчас, не является единой бесшовной системой. Проклятое наследие капитализма, ничего не поделаешь. В Штатах железные дороги строились путём концессий государства и различных финансовых структур, так повелось ещё в самом начале создания железных дорог в стране (более подробно о концессиях на инфраструктурные проекты вы можете прочитать, к примеру, в трилогии Теодора Драйзера "Финансист" — "Титан" — "Стоик"), и так дело обстоит по сей день. То есть военным, для того чтобы пустить состав через всю страну, пришлось бы сотрудничать с множеством компаний, в том числе финансировать умощнение путей под тяжёлые составы и строительство дополнительных линий и веток, которые в результате им бы не принадлежали.

С бюрократией и бизнесменами Пентагон связываться побоялся, в результате "Минитмены" погрузились под землю (то есть в пусковые шахты), а проект американского ядерного железнодорожного состава — под сукно, до лучших времён, которые так и не наступили.

В СССР, как и ранее в Российской империи, железные дороги принадлежали государству. Так что никаких проблем и согласований военным не требовалось, требовалось лишь издать приказ. Причём стоит отметить, что практически вся критически важная инфраструктура в стране всегда рассматривалась в том числе и с точки зрения того, насколько эффективно она будет удовлетворять нуждам военных. Так что "Молодцам" дорога была открыта сразу. Не было проблем и с усилением путей под нужды ядерных составов: во-первых, строительство железных дорог в России не останавливалось практически никогда, во-вторых, оно всегда предусматривало мощную подложку для прохода тяжёлых грузовых составов, в третьих, раз приказали — значит, будет сделано.

Причём если сегодня "Молодец" мог находиться, например, в Серпухове, то завтра машинист, помощник машиниста и боевой расчёт могли уже пить чай в Таджикистане или Казахстане, любуясь на караваны верблюдов. То есть местоположение такого поезда, практически неотличимого от обычного грузового состава, отследить было, по сути, невозможно.

"Молодцы" ушли, но оставили после себя "Тополя"

Помимо множества негативных последствий от отказа России от железнодорожного ядерного оружия был во всём этом угаре примирения с западным миром и один плюс. В стране взамен поездов появились мобильные ядерные комплексы "Тополь-М", ставшие постоянными участниками военных парадов и одним из элементов отечественного ядерного щита. Разумеется, автомобильная платформа, пусть и грузовая, преимуществами поезда не обладала. Она легко идентифицировалась с помощью спутников, не могла беспроблемно перемещаться по общим автомобильным дорогам, не имела способности к той же дальности перемещения и фактически была привязана к той или иной военной базе или части, вынужденная кружить на небольшом удалении от неё в ходе несения боевого дежурства.

Однако именно разработка "Тополей" позволила России сначала создать концепцию "контейнерных" пусковых установок для ракет, а следом за ними перейти к разработке ядерного поезда нового поколения.

Контейнерный проект "Клуб-К" подразумевал, что ракетная пусковая установка маскируется под обычный тяжёлый морской контейнер, который может размещаться как на автомобильной платформе, так и на поезде или сухогрузе. Видео с компьютерной моделью этого "ракетного контейнера" будоражило Интернет в вплоть до 2010 года. А потом выяснилось, что это всего лишь концепт, так и не ставший реальностью.

Новая реальность

Но, как оказалось, дыма без огня не бывает. Так и не появившийся нигде кроме YouTube ядерный контейнер превратился в новый БЖРК "Баргузин". В настоящее время про новый отечественный комплекс известно не так уж и много. Однако уже известного достаточно, чтобы сделать некоторые выводы и обобщения.

Разработка "Баргузина" началась в 2012 году, спустя всего пять лет после того, как последний "Молодец" был выведен из строя. Собственно говоря, уже к моменту завершения выполнения обязательств по СНВ-2 становилось очевидно, что в США никакие обязательства строго выполнять не собираются, что было наглядно продемонстрировано в ходе одностороннего выхода Штатов из договора, запрещающего создание систем ПРО.

Элементы американской ПРО, размещаемые сейчас по границам России, в любом случае будут ориентированы на пусковые шахты тяжёлых баллистических отечественных ракет. Если это и не позволит американской системе полностью лишить нашу страну шансов на адекватный ответ, то снизит риски получения полновесного ответного удара. Говоря иначе, с помощью ПРО США лишали Россию двух элементов ядерного щита: шахтовых установок и "Тополей", не способных отдалиться на значительное расстояние от точки дислокации. При этом у самих Штатов шахты угрозе со стороны России не подвергались.

Таким образом, именно "Баргузин", вышедший на финальные испытания уже в 2016 году, должен стать полноценной заменой и страховочным вариантом для нашего ядерного щита. В отличие от советского "Молодца" "Баргузин" может перевозить не три, а сразу шесть пусковых ракетных установок (по последним данным с поездов будут стартовать ракеты "Ярс"), а всего в патрулирование по железнодорожной сети страны планируется отправить пять "Баргузинов", то есть общее число пусковых установок по сравнению с 12 "Молодцами" сократится всего на 6. Так и страна стала несколько меньше, и железнодорожная сеть тоже.

По последним данным предполагается, что "Баргузин" заступит на боевое дежурство не позднее 2019 года. Но судя по тому, что пусковые испытания ракет с поезда уже ведутся, вероятнее всего, существует желание руководства страны ускорить процесс ввода "Баргузина" в строй.

Пять ядерных поездов способны перемещаться в течение суток на расстояние более 2 тысяч километров. Каждый из поездов может нанести потенциальному противнику тот самый считающийся недопустимым урон. Залп 30 ракет с пяти поездов превращает американскую систему ПРО в дорогую и не слишком полезную игрушку, которая отныне действительно будет способна, как и заявляли американцы, угрожать только Северной Корее и Ирану.

Виктор Логинов






Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Вагончик тронулся. Новые ядерные поезда заменят уничтоженных Молодцов"


2 комментария

  1. {text_stat}
    Рвс-Путин

    Возить ядерные ракеты в вагонах по железной дороге в нашей стране - это подарок для террористов.

  2. {text_stat}
    legioner

    Я вас умоляю, они всегда ездили по спец веткам и с хорошей охраной, какой подарок? Чтож вы не вспомнили про Ярсы, они медленнее поездов)))

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх