Проще сидеть в Телеге и анонимно писать ерунду. Соцсети об обысках в редакции URA.RU в Екатеринбурге

В редакции информагентства URA.RU в Екатеринбурге проходят обыски. Сотрудники регионального Следственного комитета частично остановили работу издания. «Уже несколько часов сотрудники областного управления Следственного комитета РФ проводят обыск в редакции. Они сообщили, что ищут источники информации URA.RU о криминальных событиях в Свердловской области. Работа URA.RU заблокирована, сайт работает со сбоями», — сообщают представители агентства.
В URA.RU добавили, что правоохранители получили доступ к телефонам сотрудников и интересовались причинами, по которым журналисты фотографировали врио губернатора Свердловской области Дениса Паслера и главу регионального МВД Александра Мешкова.
Во время обысков в редакции против главного редактора URA.RU Дианы Козловой сотрудниками следственной группы была применена сила. Ее скрутили, адвокат направляет свою подзащитную на медосвидетельствование.
Задержан редактор свердловской редакции Денис Аллаяров.
«С постановлением о возбуждении уголовного дел без адвоката знакомиться не стал. Защитника не пустили, хотя она буквально ломилась в дверь, и я говорил, что это адвокат. Было сказано «разберутся без адвоката». Чтобы разблокировать технику применили силу дважды, заломали руки. Во второй раз спасло присутствие понятых и что будут жалобы и все будет зафиксировано. Отвезли в управление СК, сказали, что я являюсь свидетелем. Но в ходе обысков один из сотрудников давал понять, что я сегодня или в ближайшее время на свободе не окажусь. Знакомить с уголовным делом не стали, что за уголовное дело, кто является подозреваемым. Копию протокола не дали», — рассказал Аллаяров.
В здании управления СК Екатеринбурга как свидетель также находится журналистка отдела происшествий URA RU Анна Салымская.
А задержанного корреспондента свердловской редакции Сергея Бодрова, по словам адвоката журналиста, уже отпустили домой.
«В ходе допроса в качестве свидетеля он заявил, что при осуществлении журналистской деятельности он никогда не нарушал закон. Более никаких показаний он не давал. После завершения допроса он поехал домой. Он не задержан и находится в процессуальном статусе свидетеля. У Сергея взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия», — написал адвокат Георгий Краснов в телеграм-канале.
Утверждается, что журналисты URA.RU публиковали служебную информацию, слитую сотрудником полиции.
Источники в правоохранительных органах сообщили ТАСС, что силовики обнаружили на компьютерах URA.RU подтверждения покупки оперативных сводок у представителей силовых структур. За это журналистам грозят реальные уголовные сроки.
«Ответственность за сохранность профессиональной тайны лежит на ее носителе (мы-то с вами по роду деятельности это точно знаем), а гостайны, исходя из контекста и новостей, там явно нет. И не забываем про конституционные гарантии свободы получения и распространения информации + специальный закон о СМИ. Другое дело, если за это информацию платили и вот тут возникает один нюанс (но это еще доказать надо)», — пояснил адвокат Сергей Бадамшин в своём телеграм-канале.
«Задержаны несколько журналистов. Была применена сила, журналистам предстоит медосвидетельствование. От сотрудников редакции нам известно, что силовики препятствовали доступу адвокатов к журналистам. Союз журналистов России выражает свою поддержку коллегам-журналистам агентства URA.RU. Союз журналистов России считает подобные силовые мероприятия в отношении прессы недопустимыми. Мы будем следить за развитием событий и окажем нашим коллегам всю необходимую помощь», — отреагировали в Союз журналистов России.
«Напомню, по закону СМИ могут назвать свои источники только в случае соответствующего решения суда. Сегодняшняя акция, в моем понимание, это попытка уничтожить журналистику в отдельном регионе. Силовики, вероятно, хотят полностью определять и контролировать информационную повестку. Это очень опасно для общества, ибо сами силовики — что уж там, не ангелы непорочные. Уничтожение независимой журналистки привет к печальным последствиям», — предупреждает правозащитник Ева Меркачева ва своем телеграм-канале.
«Что касается действий силовиков в редакции URA.RU, то, судя по предъявляемым претензиям, силовикам следовало бы вести себя существенно более спокойно, менее агрессивно и без маски-шоу. Обвинения, предъявляемые, касаются не измены, не каких-то там страшных преступлений, а близки к тому, что сотрудники URA RU занимались хорошей журналистской деятельностью. В этой связи призвал бы силовиков действовать аккуратнее, и выражаю поддержку журналистам», — написал политолог Павел Данилин в своем телеграм-канале.
«Интересный поворот. Я для URА.RU много комментирую. И это нормальное, взвешенное издание без глупостей и иноагентщины. Зачем проводить обыск, если можно попросить выдать документы?» — возмутился политолог Марат Баширов в своём телеграм-канале.
«Основная версия — проверка источников получения «оперативной» информации о криминальных событиях в области, некоторые журналисты арестованы. Интересно, что обыски начались через несколько месяцев после пересменки глав региона Евгения Куйвашева на Дениса Паслера. Помнится, в 2012 году сам Куйвашев воевал с изданием, тогда еще независимым (создала Аксана Панова в 2006 году), но уже в 2013 году — вполне вписавшимся в местную политику. Хотя, эти события могут быть никак не связаны между собой. Сам по себе URA.RU — хороший журналистский проект, один из последних «зубастых», по-уральски жестких изданий. Сам я довольно часто давал комментарии журналистам по разным регионам: от УрФО до Москвы и Владивостока. Политика издания всегда была взвешенной и в рамках любых политических «красных линий». Хотя, конечно, за почти 20-летний период работы чего там только не было и взаимоотношения с нежелательными организациями тоже были, и одиозные журналисты встречались. Так что и сейчас, предположительно, обыски могут привести к очередному мирному соглашению между местными властями и независимой редакции, как это уже было в 2012 году», — высказал своё мнение политолог Илья Гращенков.
«Собственно, новое региональное руководство, как врио губернатора Паслер, так и уральский полпред Жога, довольно энергично включились в переформатирование внутренней политики, ярым защитником которой выступал Куйвашев. Излишний федерализм, свойственный как уральским элитам, так и каналам коммуникации, предположительно будет сходить на нет. Громкие уральские проекты, от Ельцин-центра до медиа, видимо будут все больше и больше завесить от федеральной повестки и реализовывать общую государственную стратегию. Поэтому вопросы, возникшие у силовиков к журналистам, вероятно, носят в т. ч. и характер выявления тех самых источников коммуникации, которые остались от прежнего руководства. Это могут быть не только оперативные сведения, связанные с криминальными сводками, но и более деликатные вопросы политического характера. Тем не мене, сам по себе URA RU довольно ценный актив федерального уровня, так что опасаться за судьбу издания, наверное все же не стоит», — добавил эксперт в своем телеграм-канале.
Глава редакционной коллегии Михаил Вьюгин распространил следующее заявление: "На медиарынке Свердловской области уютно устроились тысячи анонимов, фейкометов и вымогателей, чью ложь URA.RU регулярно опровергает, но внимание свердловских силовиков вызвало именно наше агентство — агентство, работающее в правовом поле, абсолютно соблюдающее законодательство России. Работать под таким прессингом сотрудники не хотят, потому что сегодня стало ясно, что в этом регионе работать в легальном СМИ — значит сильно рисковать. Проще сидеть в "телеге" и анонимно писать всякую ерунду и гадости — и никто к тебе никогда не придет».