На органы или для провокации? Соцсети, как и сами австрийцы, недоумевают, зачем Украина вернула из Австрии 52 ребенка-инвалида, эвакуированных в начале СВО
В ночь на воскресенье, 1 июня, из Австрии вывезли на Украину 52 ребенка-инвалида в возрасте от 3 до 10 лет, которых эвакуировали в начале СВО из Кировограда (переименован в Кропивницкий). 17 из них имеют тяжелые формы инвалидности, пятеро — крайне тяжелые, требующие постоянного медицинского ухода. Дети проживали в учреждении SeneCura в Бургауберг-Нойдауберг, где им оказывалась помощь, а воспитание велось преимущественно украинскими специалистами. Сейчас они уже на Украине.
Украинские власти сообщили о подготовке к возвращению детей еще две недели назад.
Решение о их возвращении вызвало критику в Австрии.
«Операция по репатриации вызвала непонимание среди жителей Нойдауберга. Люди задавались вопросом, почему дети должны были возвращаться на войну, если они спокойно ходили в школу и детский сад», пишет австрийское издание ORF.
Руководитель организации SeneСura Йоханнес Валльнер до последнего пытался остановить отправку украинских детей на родину. По его словам, дети за три года достигли значительного прогресса, посещали школу и детсад, а теперь возвращаются из безопасной среды в неопределенное будущее в условиях войны.
«Украинское посольство уведомило нас около двух недель назад, что детей планируют забрать. Позже мы получили информацию о логистике. Нас не спрашивали о готовности детей, их адаптации, состоянии здоровья. Все это вызывает у нас серьезные вопросы. Мы не знаем, кто конкретно и как будет обеспечивать уход за ними после возвращения», —рассказал Валльнер.
По его словам, в Австрии дети чувствуют себя в безопасности, у них есть доступ к медицине, образованию и социализации. Многие завели друзей и ходят в местные школы. Он добавил, что финансовые расходы на содержание детей несёт на себе его клиника при поддержке местных властей.
«Когда дети прибыли к нам, 22 из них были младенцами, младше одного года. Они не помнят родину. Многие воспринимают Австрию как единственное знакомое место. Некоторые дети, особенно старшие, которые еще помнят эвакуацию и звуки сирен, могут подвергнуться ретравматизации, если их вернут в зону, где снова возможны взрывы и нестабильность», — пояснял он.
Глава муниципалитета Вольфганг Эдер, признав, что договоренность о возвращении детей существовала еще в начале войны, однако, подчеркнул, что выбранное время является «сомнительным». В то же время, он отметил, что юридических рычагов для вмешательства в ситуацию община не имеет.
Настаивал на возвращении детей директор украинского детского дома Петр Петух, аргументируя тем, что якобы именно в этом возрасте — до девяти лет — дети еще имеют шанс найти семью, а детей старшего возраста ждет только интернат. Он утверждает, что десять детей уже имеют приемные или усыновляющие семьи на Украине.
Этим же аргументом руководствовалась украинский юрист Вероника Гордейчик, которая помогала детям-инвалидам в Австрии в течение трех лет.
«Дети нуждаются в семье. Они не могут оставаться без родителей всю жизнь», — заявила юрист.
При этом сама она не планирует возвращаться на Украину из-за опасности.
В пятницу правительство земли Бургенланд обратилось к украинскому посольству, МИД Австрии и Федеральной канцелярии с просьбой пересмотреть решение о возвращении, учитывая ситуацию с безопасностью, и отложить возвращение детей. Однако и этот шаг не дал результатов.
В письме украинскому послу в Австрии бывший госсекретарь Австрийской народной партии (ÖVP) Кристине Марек назвала возвращение «абсолютно непонятным» и «угрожающим благополучию детей», подчеркивая, что детей «отправляют обратно в зону военных действий», поскольку регион продолжает подвергаться обстрелам и атакам дронов.
ООН также выразила обеспокоенность. В письме австрийскому управлению по делам молодежи представитель Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Вене д-р Кристоф Пинтер напомнил, что, согласно международным соглашениям, возврат детей, эвакуированных из зон конфликта, может происходить только на добровольной основе и после индивидуальной оценки с точки зрения интересов ребенка.
Австрийские власти формально поддержали решение Украины, но, как заявляет УВКБ ООН, они обязаны провести детальную проверку в интересах каждого ребенка. Официальной информации о том, была ли такая оценка проведена, на данный момент нет.
В настоящее время дети уже на Украине и дальнейшая их судьба вызывает озабоченность.
«Украинский режим в своём репертуаре. Видимо, власти хотят вернуть этих детей, чтобы Елена Зеленская смогла их выгодно продать»,
«На органы разберут, для чего ещё фашистам дети инвалиды».
«На органы продать или педофилам продать. Других идей не возникает. Иначе, реально зачем детей тащить в страну с военным положением? Или заложников не хватает?».
«Соберут в одно место, взорвут их там и скажут, что это Россия инвалидов убила…Обычный ход».
«Скорее всего дети нужны либо для провокации России, поместят их якобы на производстве ВПК, чтобы обезопасить, либо на органы», — допускают интернет-пользователи.













