NASA оживило двигатели Вояджера-1, молчавшие с 2004 года
Космическая одиссея «Вояджера-1» — это история, которая уже сама по себе тянет на научную фантастику. Запущенный почти полвека назад, этот неутомимый зонд давно покинул пределы Солнечной системы и шлет нам приветы из межзвездного пространства. Но что делать, если у вашего ветерана, находящегося за миллиарды километров, вдруг начинают отказывать жизненно важные системы? Именно с такой дилеммой столкнулись инженеры Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА. И их решение — это настоящий гимн человеческой изобретательности.
Когда старый друг лучше новых двух: Зачем чинить то, что давно списали?
Представьте себе: у «Вояджера-1», мчащегося со скоростью под 60 тысяч км/ч, есть ключевая задача — держать свою антенну направленной точно на Землю. Малейшее отклонение — и бесценные данные, собираемые на границах познанного, будут потеряны, а команды с Земли не достигнут адресата. За эту точную «наводку» отвечают двигатели ориентации, в частности, те, что контролируют вращение аппарата по оси крена. Если по-простому, они слегка «подкручивают» зонд, чтобы его «взгляд» не сбивался с курса.

Так вот, на «Вояджере-1» основной комплект этих двигателей крена приказал долго жить еще в 2004 году. Причина? Вышли из строя два крошечных внутренних нагревателя, без которых топливо не могло нормально поступать. Починить их дистанционно, на таком-то расстоянии, сочли невозможным. «Ну что ж, — подумали тогда инженеры, — есть же резервный комплект!» И, как вспоминает Карим Бадаруддин, нынешний руководитель миссии, команда смирилась, ведь запасной вариант работал исправно. Да и кто, положа руку на сердце, мог предположить, что аппарат продержится еще два десятилетия?
Но время — неумолимая штука. И вот уже у резервных двигателей крена, которые честно трудились все эти годы, начали проявляться признаки «старости»: их топливные трубки стали потихоньку засоряться. Перспектива остаться без возможности управлять креном замаячила на горизонте, а это, без преувеличения, могло бы поставить крест на всей миссии. Что делать?
Головоломка на расстоянии в 22 световых часа
Тут-то команда JPL и решила тряхнуть стариной — в прямом и переносном смысле. А что если первоначальный диагноз 2004 года был… не совсем точным? Или, вернее, неполным? Зародилась смелая гипотеза: возможно, дело было не в необратимой поломке нагревателей, а в каком-то сбое в цепи питания, который, образно говоря, «переключил тумблер» не в то положение. Если это так, то, теоретически, можно попробовать «переключить» его обратно!
Звучит просто? Как бы не так! Предстояла ювелирная работа с высочайшими ставками. План был таков: активировать давно спящие основные двигатели крена, а затем попытаться «оживить» их нагреватели. Но был один нюанс, способный превратить триумф в катастрофу. Если бы во время этих манипуляций звездный датчик «Вояджера» (его «глаз», следящий за опорной звездой для ориентации) слишком сильно отклонился, автоматика, заложенная в программу аппарата, немедленно бы задействовала эти самые двигатели крена. А если бы они сработали при все еще холодных нагревателях… последствием мог бы стать небольшой взрыв. Риск, согласитесь, колоссальный.
И будто этого мало, над инженерами дамокловым мечом висел еще один фактор — время. Главная антенна Сети дальней космической связи НАСА в Канберре (DSS-43), единственная, способная посылать мощные команды «Вояджерам» на таком расстоянии, должна была уйти на длительную модернизацию с мая 2025 года. Нужно было успеть все проверить и, в случае чего, иметь работающий резерв к августу, когда антенна ненадолго вернется в строй. Ведь к тому моменту ныне действующие резервные двигатели «Вояджера-1» могли окончательно засориться.
Триумф мысли над расстоянием и временем
Наступил день «Ч» — 20 марта. Команда отправила серию команд «Вояджеру-1» и затаила дыхание. Ну, как затаила… им пришлось ждать почти сутки! Ведь радиосигнал от «Вояджера» до Земли идет более 23 часов. Все, что они видели на своих мониторах, на самом деле произошло днем ранее, за миллиарды километров от них. Представляете это напряжение? Если бы что-то пошло не так, аппарат мог уже быть в серьезной опасности.
Но вот, спустя долгие часы ожидания, на экранах появились данные телеметрии: температура нагревателей проблемных двигателей начала резко расти! Это была победа. «Это был такой триумфальный момент. Моральный дух команды в тот день был очень высок, — делится эмоциями Тодд Барбер, ведущий специалист по двигательным установкам миссии. — Эти двигатели считались мертвыми. И это был обоснованный вывод. Просто одному из наших инженеров пришло в голову, что, возможно, существует другая вероятная причина, и она устранима. Это было очередное чудесное спасение для «Вояджера».

Не просто ремонт, а символ стойкости
Эта история — не просто технический успех. Это ярчайший пример того, на что способна человеческая мысль, упорство и нестандартный подход. Когда кажется, что все варианты исчерпаны, всегда может найтись тот, кто посмотрит на проблему под другим углом.
Успешная реанимация двигателей «Вояджера-1» не только продлевает жизнь этой легендарной миссии, позволяя нам и дальше получать уникальные данные из межзвездного пространства. Она также подчеркивает важность наземной инфраструктуры, такой как Сеть дальней космической связи. Как отметила Сюзанна Додд, руководитель проекта «Вояджер», модернизация антенны DSS-43 важна не только для «старичков» вроде «Вояджеров», но и для будущих лунных миссий и новых научных аппаратов, которые продолжат дело первопроходцев.
А «Вояджер-1»? Он продолжает свой путь, неся на борту не только научные приборы, но и золотую пластину с посланием внеземным цивилизациям. И теперь, благодаря блестящей работе инженеров JPL, этот несгибаемый странник получил еще один шанс рассказать нам больше о тайнах Вселенной. И кто знает, какие еще сюрпризы и вызовы он преподнесет своим создателям? Одно ясно: скучно с ним точно не будет.