В Китае обнаружили 2200-летнюю Императорскую дорогу династии Цинь, предшественницу современных четырехполосных автомагистралей
Институт охраны культурного наследия города Юйлинь в провинции Шэньси объявил о находке 13-километрового фрагмента Императорской прямой дороги — транспортного коридора, сооруженного в период династии Цинь. Магистраль, датируемая III веком до нашей эры, некогда соединяла столицу империи Сяньян с военным форпостом Цзююань (территория современного Баотоу во Внутренней Монголии), преодолевая расстояние почти в 900 километров. Инженерные характеристики объекта, включая ширину полотна и прямолинейность маршрута, дают все основания археологам называть его «предшественником современных скоростных автомагистралей.
Результаты археологической экспедиции 2025 года были официально представлены Институтом охраны культурного наследия города Юйлинь (провинция Шэньси). Специалисты ведомства локализовали объект в районе Хэншань, подтвердив его принадлежность к системе «Циньчжидао» — легендарному «Прямому тракту». Эта трансконтинентальная артерия, построенная по воле императора Цинь Шихуанди, считается одним из самых амбициозных инфраструктурных проектов древности, обеспечивавшим связность империи.
Согласно отчету археологов, средняя ширина обнаруженного дорожного полотна составляет 40 метров, а на отдельных участках достигает 60 метров. Для справки, эти габариты сопоставимы с шириной современной четырехполосной автомагистрали.
Исследователи также выявили применение передовых для античности строительных технологий. Дорога проложена по максимально прямой траектории: китайские инженеры срезали горные склоны и засыпали долины, чтобы избежать искривления маршрута. В ходе раскопок были задокументированы следы масштабных земляных работ, включая девять срезанных горных перевалов и укрепленные насыпи из утрамбованного грунта. Сохранность покрытия позволила идентифицировать следы колес и уплотненные участки, служившие основной проезжей частью.
Строительство этой транспортной артерии заняло всего пять лет — с 212 по 207 год до нашей эры. Трасса протяженностью около 900 километров пролегла строго с юга на север, обеспечив прямую сухопутную связь между имперской столицей Сяньян (окрестности современного Сианя) и стратегическим округом Цзююань, который располагался на территории нынешнего городского округа Баотоу в автономном районе Внутренняя Монголия.
Основным назначением «Прямого тракта» была военная логистика: дорога позволяла императорской армии оперативно перебрасывать войска и провизию на северные границы для защиты от набегов кочевых племен сюнну. Благодаря спрямленной траектории и твердому покрытию время в пути сокращалось в несколько раз по сравнению с обычными маршрутами того времени.
В ходе разведки прилегающих территорий были также выявлены фундаменты древнего комплекса, который, по оценкам экспертов, служил логистическим узлом — почтовой станцией или пунктом смены лошадей. Обнаруженные на объекте архитектурные элементы, включая фрагменты черепицы и бытовую керамику, подтверждают, что эта инфраструктура активно эксплуатировалась не только при династии Цинь (221-206 гг. до н. э.), но и в последующую эпоху Западная Хань.
Эксперты отмечают, что данная находка позволит существенно уточнить карту древней транспортной сети Китая и детально изучить методы стандартизации инфраструктуры, внедренные при первом императоре.
Источник:arkeonews
















