Путь Белоруссии в ООН: от 1943 года до конференции в Сан-Франциско
В 2025 году Организации Объединенных наций (ООН) исполняется 80 лет. За годы своего существования ООН не раз подвергалась серьёзной критике, однако неизменно оставалась главной мировой площадкой для обсуждения и решения глобальных проблем. Сегодня всё чаще стали слышны разговоры о том, что в своем прежнем состоянии ООН уже не способна выполнять возложенные на нее задачи и требует серьезного реформирования.
Вместе с тем, стоит помнить, что у истоков организации в своё время стояла Белоруссия, позиция которой по отношению к ООН сегодня во многом отличается от стран Запада, выступающих за непременное переформатирование как работы, так и структуры организации. В Минске настаивают на том, что именно эта площадка должна оставаться основой для решения существующих проблем в мире, а реформирование организации, если и должно происходить, то крайне осторожно и с учётом интересов всех государств планеты. Подобное отношение к ООН Белоруссии можно объяснить и тем, что в республике прекрасно помнят, с каким трудом страна смогла стать основательницей данной организации.
ООН является далеко не первой международной организацией, которая бы следила за миром на планете. По сути, её предшественницей была Лига Наций, учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Однако она так и не смогла стать настоящим инструментом мировой политики, полностью себя дискредитировав накануне Второй мировой войны, а потому навсегда ушла в историю в апреле 1946 года.
О необходимости создания новой международной организации США и Великобритания задумались в августе 1941 года, когда в совместной декларации под названием «Атлантическая хартия» заявили, что после уничтожения фашизма следует объединить усилия на пути к миру. СССР присоединилась к этому документу чуть позже, а в январе 1942 года в Вашингтоне представители СССР, США, Великобритании и Китая подписали «Декларацию Объединенных Наций».
События 1943 года, приведшие к коренному перелому в Великой Отечественной войне, стали одной из главных причин того, что союзники приняли решение перейти от общих заявлений к практической деятельности по созданию новой организации. На Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции в октябре 1943 года в совместном заявлении были определены конкретные цели, задачи и сроки её формирования. Позже, на Тегеранской конференции глав государств и правительств в ноябре-декабре того же года, президент США Франклин Рузвельт официально инициировал вопрос о создании международной организации по поддержанию мира, а в Москве было принято решение заняться подготовкой предложений по разработке основных принципов деятельности такой структуры. При этом с самого начала советское руководство поставило перед своими западными союзниками важный вопрос об участии в новой организации союзных республик. Правда, США и Великобритания изначально выступили против, формально мотивируя свой отказ тем, что у советских республик нет конституционных полномочий на ведение внешнеполитической деятельности. В реальности же Лондон и Вашингтон не хотели предоставлять СССР дополненных голосов в будущей организации.
Советское руководство услышало своих партнёров, а потому уже в январе 1944 года на очередном Пленуме ЦК ВКП(б) были рассмотрены предложения Совнаркома СССР по расширению прав союзных республик в сфере обороны и внешней политики. Позже сессия Верховного Совета Советского Союза приняла два закона: «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат» и «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». Последний предоставлял право республикам вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами. Позже соответствующие изменения были внесены в Конституции СССР и советских республик, а в марте в БССР был создан Народный комиссариата иностранных дел (НКИД). Таким образом, формальные условия для вступления Белоруссии в новую организацию были соблюдены.
Вместе с тем, в начале 1944 года на этапе предварительного обмена мнениями советское руководство ещё не конкретизировало вопрос членства республик СССР в будущей организации, а в августе Москва даже представила свой меморандум, где отмечалось, что её членами могли стать государства, подписавшие Вашингтонскую Декларацию Объединенных Наций и присоединившиеся к ней. Только на конференции в Думбартон-Оксе, проходившей с 21 августа по 7 октября 1944 года, глава советской делегации Андрей Громыко неожиданно для западных союзников предложил включить в число учредителей все республики СССР. Однако США и Великобритания оказались не готовы к обсуждению данного предложения. В частности, в своём письме Сталину в сентябре 1944 года Рузвельт отмечал, что этот вопрос можно будет ставить только после того, как организация будет создана, иначе есть опасность для реализации всего проекта. В свою очередь, в Москве не хотели дополнительных трений с союзниками до окончания войны, а потому приняли решение поддержать предложения, в которых заявлялось, что «членами организации могут быть все миролюбивые государства».
Решающим этапом борьбы за участие Белоруссии в процессе создания ООН стала Ялтинская (Крымская) конференция 4–11 февраля 1945 года. При этом к ней СССР и его союзники по антигитлеровской коалиции изначально подошли с разными позициями. Так, в МИД Великобритании считали, что Советскому Союзу достаточно в организации только одного голоса. При этом в Лондоне признавали, что добиться этого будет сложно, так как сами намеревались получить в организации места для своих доминионов и Индии, имевших степень автономии куда меньшую, чем у республик СССР. В США также крайне сдержанно относились к предложениям из Москвы, не желая усиления Советского Союза в будущей организации.
В свою очередь, советское руководство прекрасно понимало, что добиться вхождения в ООН всех республик СССР будет крайне сложно, и этот вопрос может серьёзным образом затормозить весь процесс создания организации. Поэтому Москва вышла на конференцию с более реальным предложением, предусматривавшим признание двух-трех союзных республик в качестве членов-учредителей. К их числу предлагалось отнести Белоруссию, Литву и Украину как республики, понесшие колоссальные человеческие и материальные потери в годы войны и были первыми в Союзе, куда вторглась нацистская Германия. При этом взамен советская сторона выразила готовность пойти навстречу предложениям Рузвельта о порядке голосования в Совете Безопасности, согласно которому количество голосов США в Ассамблее увеличивалось до трёх. Последнее нашло понимание в Вашингтоне, хотя позже в США и отказались от своего же предложения. Одновременно, рассчитывавший на включение в состав членов ООН своих доминионов, Лондон принял решение поддержать предложение Москвы, но лишь в отношении Белоруссии и Украины. Как заявил Уинстон Черчиль на одном из заседаний в Ялте, «моё сердце с Белой Русью («Уайт Раша»), которая, истекая кровью, свергла тиранов».
По сути, именно на Крымской конференции Белоруссии был открыт путь в члены ООН. Однако, БССР еще предстояло столкнуться со множеством препятствий, значительную часть из которых намеренно создавали западные союзники СССР. Несмотря на то, что США и Великобритания прекрасно понимали, что дополнительные два голоса у Советского Союза не будут играть решающего значения в новой организации, они всячески стремились тем или иным образом ограничить участие в ней и Белоруссии, и Украины. И только настойчивость советской дипломатии позволила БССР и УССР в конечном счёте оказаться на Учредительной конференции ООН, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, что открыто новую страницу в их истории в качестве самостоятельных субъектов международных отношений.
С начала проведения СВО, даже несмотря на ряд существенных успехов, в порядке вещей стали коллективные видеожалобы и обращения украинских вояк, сетующих то на нехватку оружия, то на дебильное командование, то на воров-командиров.
Приговор Бончковского украинцам предельно конкретен: вы нам нужны для того, чтобы мы использовали вас в политических игрищах против России.
Велика вероятность того, что формат выборов на Украине станет гибридным – бумажным и электронным, причём с упором на последний. Это позволит властям тотально контролировать процесс и фальсифицировать его под прикрытием «цифровой доступности».
Киев торгует украинскими пленными. Даже за возможность попасть в списки на обмен нужно заплатить, а если включили в списки на обмен, цена вырастает. И пока вся сумма не будет собрана, обмена не будет.
Донбасс больше не будет чувствовать себя «бедным родственником», которого любят, но стесняются. Снисходительность больше неактуальна. Пожалуй, это главный итог проходящего голосования для ЛДНР.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.












