Откуда пошло выражение "жаба душит"

В сознании большинства людей прочно засела ассоциация между выражением "жаба душит" и образом скупых, алчных людей. На ум приходят ситуации, когда собственная прижимистость мешает совершить щедрый поступок. Появление этого фразеологизма в начале XX века до сих пор окутано тайной. Отсутствует единая версия о его происхождении, а существующие лишь добавляют интриги, оставляя вопрос открытым.
Тем не менее, это выражение прочно вошло в обиход и продолжает использоваться как синоним жадности или скупости.
Версии медицинская и модная
В медицинских словарях, которые стоят на полках российских врачей, можно прочесть устаревшее название стенокардии, а именно «грудная жаба". Пациенты с такой проблемой часто описывают свои ощущения как присутствие или давления в груди, будто на ней сидит что-то громадное и не дает свободно дышать. От этого может темнеть в глазах, чувствоваться общая слабость, а лицо приобретает зеленовато-серый оттенок, напоминающий окрас той самой жабы.
Раньше, когда врачи встречали пациентов с подобными симптомами, они понимали, что перед ними человек, переживающий приступ стенокардии. И неудивительно, ведь даже неспециалисту было видно, что лицо больного изменило свой цвет, стало серым, а в глазах читалась тревога и страх. Так как в те времена это заболевание называли "грудной жабой", то и страдальцы использовали это же выражение, чтобы описать свои мучения.

Кстати, не только стенокардия вызывает такие ощущения. Аналогичные симптомы можно наблюдать и при сильной ангине. А в старину она носила название "горловая жаба". В старинных книгах ангина изображалась как огромная, жирная жаба, которая сидит в горле заболевшего и мешает ему дышать.
Отечные, воспаленные миндалины, покрытые гнойниками действительно похожи на раздутые щеки земноводного. Отек реально мешает прохождению воздуха.
И еще один вариант: неприятные симптомы волнения и легкого удушья могут испытывать не только пациенты, у которых стенокардия или ангина, но и люди, переживающие стресс из-за своей скупости или страха от возможной потери денег. Как говорится, "жаба душит" вот что чувствуют те, кто не в силах расстаться со своими сокровищами.
Другая версия происхождения выражения связана с историей моды. В 17 веке в моду вошло "жабо", то есть оборка из кружева или ткани вокруг воротника мужской сорочки. С течением времени жабо стало менять свою конфигурацию, плотно облегая шею, сдавливая горло и мешая дышать. В России модники носили этот предмет одежды, несмотря на сложности, но при этом раздражались и повторяли фразу " ах, как это жабо душит". Возможно, со временем она трансформировалась в фразеологизм "жаба душит". Это интересный вариант, но он не слишком подходит под определение жадности. Может быть, люди считали вельмож, которые могли себе позволить носить дорогие кружева, скупцами?

Колдовская и диалектная версия
Жабы играли значимую роль в деятельности колдунов и ведьм. Эти земноводные служили важной составляющей при приготовлении настоек, используемых недоброжелателями для причинения вреда более преуспевающим людям.
Считалось, что жабы, применяемые в ритуалах наведения сглаза и порчи, способны даже спровоцировать внезапную кончину человека. В фольклоре жабы нередко предстают в образе злых сил, в которых оборачиваются ведьмы для нападения на своих недругов. В связи с этим можно предположить, что корни идиомы “жаба давит” уходят в мифологические представления.
В труде Ивана Сахарова “Сказания русского народа”, изданном в 1841 году, подчеркивалось, что в народном сознании жаба представала как существо, наделенное зловещими чертами и являющееся помощником нечистой силы, с чьей помощью можно было навлечь беду.
В деревнях на протяжении долгого времени бытовал страх перед так называемой “подкинутой жабой” высушенной амфибией, тайно подложенной недоброжелателями у порога дома. Люди верили, н что такое событие несло с собой неминуемое финансовое разорение и череду неудач.
Народные поверья гласили, что в полнолуние ведьмы способны были насылать жабу в жилища. Она устраивалась на груди спящего, тем самым провоцируя удушье и кошмарные сновидения. В качестве защиты от подобного зла люди размещали у своих кроватей соль, освященную в церкви, полагая, что это отпугнет нечистую силу и всех её прислужников.
Исследователи древнерусского языка выдвигают интересную гипотезу. Они отмечают, что в старину существовало слово “жабота”, распространенное в юго-восточных регионах России. Им обозначали мелкие, но неотложные хозяйственные дела и заботы, буквально “душившие” крестьянина, отнимая его время и жизненные силы.
В своем “Фразеологическом словаре русского языка” лингвист Николай Шанский предполагает, что первоначальная форма выражения могла звучать как “жабота душит”, но со временем претерпела трансформацию и сократилась до более лаконичного варианта. Филолог Вадим Мокиенко высказывает мнение, что в народном сознании произошло слияние понятия тягостных хлопот с образом жабы как неприятного существа, что в конечном итоге и привело к формированию устойчивого выражения. Однако остается неясным, каким образом эта игра слов связана с жадностью и скупостью, которые часто ассоциируются с фразеологизмом “жаба давит”.

Памятник жабе в Бердянске
Набережная города Бердянска украшена бронзовой скульптурой, представляющей собой жабу. Несмотря на официальное название “Зависть-порок”, выгравированное на видном месте, жители города чаще называют её “Жадной жабой”.
Скульптура, вернее целая скульптурная композиция, изображает земноводное, которое восседает на головах представителей разных поколений и социальных слоев. Тут мужчины, женщины, ребенок и старик. Жаба с сигарой в зубах иллюстрирует широко распространенное мнение о том, что зависть и алчность свойственны многим людям, и возраст, пол, социальный статус не имеют никакого значения. Обвешанная драгоценностями, держащая в лапах сразу два мобильных телефона и пачку евро, “Жадная жаба” из Бердянска наглядно отображает суть словосочетания “жаба душит”.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале
Опубликовано: Мировое обозрение Источник