7 февраля впервые за три десятилетия самолёт авиакомпании «ЮВТ Аэро» выполнил рейс Москва – Сухум. Вместе с абхазскими студентами из российской столицы прилетел исполняющий обязанности главы республики Бадра Гунба, рассказавший о расширении географии полётов со стартом туристического сезона и об увеличении количества регулярных прямых рейсов. Помимо «ЮВТ Аэро», некоторые другие авиаперевозчики выразили заинтересованность в работе на перспективных маршрутах. «Транспортная доступность, инфраструктура Абхазии, которая должна и будет призвана к улучшению экономического состояния нашей страны», – не сомневается вице-президент Абхазии, не без оснований рассматриваемый в качестве фаворита на предстоящих 15 февраля президентских выборах.
Ранее, в конце декабря 2024 года,
Несмотря на провоцируемую Западом и марионеточным киевским режимом напряжённость в Причерноморском регионе, интерес к транзитному потенциалу Абхазии традиционно высок, будучи отчасти обусловлен дефицитом портово-логистических мощностей в Азово-Черноморском бассейне, преимуществами географического расположения Республики Абхазия. Почти два года назад, в конце марта 2023 года,
«…Мы должны видеть тот период, когда Абхазия будет открыта полноценным образом для транзита, – призывает «смотреть в будущее» О. Хазириши. – Железнодорожная, портовая инфраструктура необходима в будущем… 32 пары поездов в советское время, из них 20 пар – это грузовые поезда транзитные. Если это поделить на 2 и если это будет, скажем, 10 пар поездов в сутки, то по нынешней стоимость перевозки это валовый доход в 6 млрд. рублей в год и соответственно поступления в бюджет в районе 2-2,5 млрд. руб., то есть это половина действующего бюджета Абхазии… транспортную сферу можно поставить наравне с туризмом и сельским хозяйством… Абхазия через эту историю приобретает компетентность национальную в сфере транзитных перевозочных процессов на должном высокотехнологическом уровне. В этом есть стратегический интерес для Республики Абхазия», включая рабочие места, налоги, создание «точек роста», способствующих развитию сопредельных территорий, профильных компаний и т. д.
Таким образом, речь идёт об отладке нового внешнеторгового коридора, обеспечивающего дополнительный выход внешнеторговых грузов из России на коммуникации «Большого Причерноморья», что тем более важно в условиях обостряющейся обстановки на Балтике. С учётом интереса некоторых партнёров по БРИКС и ШОС к транспортным коридорам Кавказа, не исключены и более широкие перспективы. По словам директора Центра исследования транспортных коридоров Пааты Цагареишвили из Тбилиси, параллельный импорт в Россию осуществляется и через территорию Грузии, но использование транзитных коммуникаций Абхазии в этой схеме вполне реально. Известно и о серьёзном росте российско-грузинской торговли по итогам 2024 года, что теоретически могло бы открыть новые перспективы задействования транзитно-логистического потенциала Абхазии. Пока, впрочем, здесь имеется непреодолимое ограничение, ибо любое соглашение о возобновлении транспортного сообщения (за рамками приграничной торговли), где будут соседствовать подписи глав железнодорожных администраций Абхазии и Грузии, будет по факту означать признание тбилисскими властями внешнеполитической субъектности Сухума. Возможно, именно по этой причине прошедшие в конце весны – начале лета 2022 г. в Турции экспертные консультации с участием представителей России, Абхазии, Грузии и Турции (включая абхазскую диаспору) не получили дальнейшего продолжения. Ничего не слышно о работе
Одной из тем в ходе вышеупомянутых консультаций стала идея морского сообщения по линии Трабзон – Батуми – Поти – Сухум – Сочи, что при определённых обстоятельствах способствовало бы усилению турецкого влияния в Абхазии, по поводу чего высказываются самые разные предположения и строятся замысловатые конструкции. Согласно одной из версий, более похожей на рассуждения обитателей небезызвестной «брехаловки», «Турция будет главным союзником Абхазии в обозримом будущем. Даже если Абхазия окажется в какой-то форме союза с Грузией, грузины ничего не смогут сделать с Абхазией. Грузинской Абхазия больше никогда не будет. После открытия Зангезурского коридора Грузия потеряет свою ценность как транзитное государство… Если Турция зайдёт в Абхазию с репатриантами, всё будет классно у Абхазии. Репатрианты граждане Турции и ничего грузинам не светит… Грузия, де-юре являясь независимым государством, по факту всецело и полностью является собственностью Турецкой Республики. И это и есть мягкая сила Анкары – сила, которая воздействует с мощью атомной бомбы, но реализуется совершенно незаметно для остального мира». Безосновательная вера во всесокрушающую мощь Турции полностью игнорирует интересы других государств, прежде всего – России, признавшей Абхазию в качестве независимого государства и оказывающей республике всестороннюю помощь. В свою очередь, Турция является стратегическим партнёром Грузии, признающим её территориальную целостность в рамках бывшей советской республики, что следует в том числе из открытых документов по вопросам стратегического характера.
Вряд ли в Ак-Сарае пойдут на открытую конфронтацию с Тбилиси, предпочитая действовать «гибридными» методами. Периодические разговоры о репатриации на историческую родину турецких граждан – потомков кавказских мухаджиров, как и ранее, сильно далеки от реальности (за все постсоветские годы переехало не более 2 тыс. чел. турок абхазского происхождения), равно как и фантазии о том, что турки, дескать, «скупили» едва ли не всю Аджарию и аналогичная участь якобы ожидает и Абхазию. На днях президент Эрдоган
* * *
По итогам недавнего визита в Гагры и Сухум Сергея Кириенко
Примечание
(1) В середине 1970-х – начале 1980-х гг. обсуждался проект советско-турецкой железнодорожной магистрали вдоль Черноморского побережья до Турции через Абхазскую АССР, порт Поти и Аджарскую АССР до турецкого Трабзона. В Тбилиси при поддержке Анкары настаивали реализации проекта, с чем не соглашались в Москве, опасаясь усиления влияния Турции в Грузии, особенно в Аджарии. Потому не состоялись оба проекта.