Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ, уроженец Сухуми Сергей Кириенко и вице-президент Абхазии Бадра Гунба провели 31 января совещание по вопросам открытия авиасообщения между Россией и Абхазией. На встрече в здании аэропорта Сухум были намечены дальнейшие шаги по расширению сотрудничества между двумя государствами в транспортной сфере. «Старт и первые рейсы постоянного авиасообщения – это то, о чем давно мечтали люди, причем и в Абхазии, и в России. Есть шанс быстро реализовать эту мечту», – сказал Кириенко.
В рамках заключенного в 2023 году двустороннего соглашения в рамках государственно-частного партнёрства завершены работы по бетонированию взлетно-посадочной полосы и обочин, проведены летные проверки и введены в эксплуатацию наземные средства радиотехнического обеспечения полетов и связи.
«Сегодня мы зачастую слышим: "Для чего нам инвестиции? Они исключительно под определённых лиц". А реализация проекта по восстановлению аэропорта направлена на персональное улучшение качества жизни «отдельных людей»? Нет. Восстановление объекта в городе Очамчыра что приносит району? Это дополнительные рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы, улучшение социального состояния граждан. Не это ли является основой для сохранения нашего государства? Как мы хотим сохранить нашу страну? Лозунгами? Словами, которые под собой не имеют никаких практических шагов? Мы должны сохранить нашу государственность, через экономику укрепляя её статус, суверенитет. Не будет экономики – не будет страны»? – заявил Бадра Гунба, давая таким образом недвусмысленный ответ оппонентам, стремящимся представить российско-абхазское сотрудничество в искажённом свете. Прежде всего, напомним, речь идёт о кандидате в президенты, бывшем вице-премьере Адгуре Ардзинбе и его сторонниках, своими протестными акциями спровоцировавших в минувшем ноябре острый кризис, приведший к отставке бывшего президента Аслана Бжании. С подачи деструктивных сил была сорвана ратификация инвестиционного соглашения с Россией, в качестве «альтернативы» которой некоторыми проплаченными пропагандистами продвигается Турция и эфемерные «благодетели» из числа потомков кавказских «мухаджиров».
Как напоминает Б. Гунба, признав независимость Абхазии, Россия фактически пошла на конфронтацию со всем западным сообществом: «Первые санкции в отношении РФ были введены после признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Мы все прекрасно понимаем значимость этого шага, и уверен, что народ Абхазии с благодарностью относится к этому очень важному историческому шагу». Являясь главным стратегическим партнёром, все эти годы в Москве выдерживали свои обязательства по поддержке республики, и надо стремиться к тому, чтобы вернуть степень доверия между нашими странами на уровень 2008 года, когда оно было наиболее высоким, подчеркнул Б. Гунба. И, надо сказать, делается немало с учётом растущей политико-экономической значимости железнодорожно-портовых коридоров в причерноморском регионе России в текущих предельно непростых условиях. В последние годы пусть и не без задержек, но всё же реализуются транзитно-транспортные проекты, что, должно быть, заставляет серьёзно нервничать оппонентов, вынашивающих планы по дестабилизации ситуации в приморской республике. Так, компания «Трансэкосистема» (РФ)
Кроме того, ещё в ноябре 2022 г.
В акватории порта три причала: северный протяженностью 115 м используется для погрузки угля и смежных грузов; восточный протяженностью 140 м – для погрузки-выгрузки генеральных грузов (оборудование, транспортные средства, строительные конструкции), круглого леса, пиломатериалов, лома чёрных и цветных металлов, навалочных грузов (щебень, песок). А южный 172,6-метровый причал предназначен для судов береговой охраны. Предварительно намечается увеличение длины северного и восточного причалов к концу 2020-х.
Некоторые источники прогнозируют, что ежегодные доходы Абхазии от грузового транзита даже при невысоких транзитных тарифах могут составить до трети доходов ее госбюджета.
Кроме того, в первой декаде ноября 2024 г. официально сообщалось, что Москва и Сухум обсуждают
В более широком контексте в Южном федеральном округе в начале 2000-х и в середине 2010-х гг. предложили создать новые железные дороги между ЮФО и Закавказьем, в том числе с Абхазией (и Южной Осетией), что укрепило бы экономические взаимосвязи сопредельных районов к северу и югу от Большого Кавказского хребта, не говоря уже о геополитической значимости этих проектов. С учётом
Годами
«Потенциал экономического сотрудничества еще далеко не реализован и это достаточно очевидно», – признал Сергей Кириенко, отметив, что развитие сфер туризма, санаторно-курортного лечения и здравоохранения требует значительных инвестиций, который в свою очередь должны быть законодательно обеспечены. При этом законотворческая работа «не требует суеты, а требует вдумчивой планомерной работы, которая должна учитывать интересы обеих сторон». С одной стороны, это выполнение условий для российских инвесторов для того, чтобы они могли вкладывать средства в инфраструктуру и предприятия Абхазии, а с другой – защита интересов абхазских граждан и местного бизнеса, на чём традиционно спекулирует оппозиция.
К сожалению, проблемы в российско-абхазских отношениях всё это время накапливались (причём не всегда объективного свойства), и конструктивное их обсуждение возможно только с легитимно избранным главой государства. «Это наша вина в том, что в соцсетях увеличились негативные реакции на всё, что связано с Абхазией. Это наша некомпетентность», – отмечает другой кандидат в президенты, Олег Барциц, полагающий, что если бы абхазская сторона вела себя с российскими партнёрами открыто, то сегодня не оказалась бы в той точке, в которой она находится в отношениях со своим единственным гарантом безопасности – Россией.
В отличие от остальных кандидатов в президенты, Адгур Ардзинба уходит от прямого ответа на вопрос, готов ли он признать результаты выборов, какими бы они ни были. Таким образом, вероятность «уличного» сценария после 15 февраля (а то и раньше), к сожалению, нельзя сбрасывать со счетов.