В истории масса парадоксальных моментов, но самым парадоксальным лично мне кажется стремление современных молдавских властей (и части политикума) вывести историю своей страны из истории Румынии. Нет, то, что язык в двух этих странах практически идентичный, я знаю! Но, помимо этого, я знаю, что история Молдавии уходит корнями в XIV век, между тем как Румыния...
Крупнейшая страна данного региона с населением свыше 19 миллионов человек — достаточно молодое образование. Нет, люди здесь жили со времён палеолита, но не станем же мы всерьёз обсуждать мустьерские стоянки микокской индустрии, отличавшейся особо искусной обработкой каменных рубил? В VIII веке до Рождества Христова сюда вторглись киммерийцы, потом — скифы...
Сами румыны ведут свою родословную от племени даков (все помнят румыно-французский фильм «Даки» 1967 года?), но... Даки — одно из фракийских племён, которые населяли весь север Балканского полуострова, а если брать современную политическую географию, то их территория располагалась на землях нынешних Румынии, Молдавии, Болгарии, Сербии, Венгрии и Украины. Так что румыны лишь часть их наследников, да и наследники ли? Ведь само название народа переводится как «римляне», а оные были страшными врагами реальных даков.
Собственно говоря, сама преемственность от даков — часть современного национального мифа Румынии. Мифа, в смысле легенды, заменяющей реальную историю. Дело в том, что и даки, и римские колонисты, появившиеся здесь после завоевания Дакии императором Траяном, к современным румынам имеют весьма опосредованное отношение. Потому что в раннем Средневековье сюда пришли готы, разрушившие столицу римской провинции Дакия — город Ульпия Траяна, после чего римские колонисты «релоцировались» отсюда куда подальше.
Но свято место пусто не бывает, и в Дакии поселилось славянское племя антов, ставших основным населением здешних краёв по VII век включительно. В VIII веке на территории бывшей Дакии образовалось Первое Болгарское царство хана Аспаруха, в котором смешались тюркские (булгары), местные и славянские элементы. Впоследствии бывшая Дакия стала частью Великоморавского царства — славянского государства IX века. Именно тогда местные жители были крещены в православие Кириллом и Мефодием. Почему интересны имена первых крестителей современной Румынии? А потому, что они были крестителями славянских народов и жителей бывшей римской Дакии они воспринимали именно как славян...
В дальнейшем эти территории всегда были в орбите славянской культуры, с примесью степняков. Земли будущей Румынии были под властью русских князей (Галицко-Волынской ветви Рюриковичей), половцев, болгар... После прихода монголо-татар в XIII веке здесь появились валахи. Кто это такие? Ну, византийцы со славянами так называли пастухов, в отличие от хлебопашцев, а впоследствии южные славяне так называли... всех православных, в отличие от католиков. Впрочем, валахами (влохами, велхами) очень многие народы называли чужих. Скажем, немцы в старину — французов с итальянцами. И да, слова «Уэльс» и «валлийцы» того же корня. И да, предки румын валахами себя не называли никогда — это экзоглотоним. Как они себя называли? Дальше расскажу.
Тут ведь что интересно: валахи, романоязычный народ, появились на территории, уже заселённой славянами. Появились они здесь достаточно поздно: с III по XII век никакого признака валахов на территории бывшей Дакии нет! Они появляются здесь после погрома, учинённого монголо-татарами местным славянам. Этот кельтский народ с языком романской языковой семьи быстро смешивается с местными славянами и в значительной мере принимает славянскую культуру: отличить румынский народный костюм от болгарского или сербского сможет только специалист по балканским народам. После чего он... теряет свой язык! Пришедшие на славянскую землю валахи начинают говорить на славянском языке, больше всего напоминающем староболгарский.
Первые валашские государства появляются в XIII веке, это Великая и Малая Влахия, впервые упоминающиеся в 1260 году. В 1310 году появилось княжество Валахия, основанное Басарабом I, который восстал против венгерского короля Карла Роберта, сделав своей столицей город Кымпулунг-Мусчел. Собственно говоря, само название города — калька со славянского «Длинное поле». Соединённое княжество Молдавия и Валахия существовало с 1330-го, когда Басараб занял современную Молдавию (историческая Молдавия гораздо больше!), получившую в честь него иногда применяющееся и сегодня название Бессарабия, по 1859 годы.
Вот только полностью независимым это княжество было чуть больше ста лет: в 1390 году к Дунаю вышли войска Османской империи. Противостояние было долгим, местный господарь Мирча I Старый участвовал в крестовом походе на турок 1396 года, завершившемся разгромом крестоносцев под Никополем, потом с 1397 по 1400 год он отбивался от турок достаточно успешно, но был вынужден заключить мир, оставив османам часть территории.
В середине XV века местным господарем стал человек, о котором сегодня слышали все от мала до велика. Правда, порой в весьма оригинальной форме. Это Влад III Дракула по прозвищу Цепеш — «сажающий на кол». Человек это был действительно легендарный: разгромить в 1462 году войско самого султана Мехмеда II, завоевателя Константинополя, да как! Внезапной ночной атакой с факелами на турецкий лагерь! После боя Дракула хвастался, что после победы посадил на кол 23 844 турка. Тем не менее в XV веке княжества стали-таки вассалами Османской империи.
Правда, есть один интересный момент: официальным языком Молдавии оставался западнорусский (севером Молдавии была Буковина, там до сих пор на славянском языке и разговаривают!), а Валахии — староболгарский. Да-да, языком литературы, церкви и судопроизводства в Молдавии и Валахии были южнославянские языки. Были до XVII века. Потому что в XVII веке усиливается украинско-белорусское (то есть русское!) влияние на местный диалект: из Киева в Бухарест приезжают учителя и мастера-печатники... В результате до второй половины XVIII века в Дунайских княжествах говорят на языке, очень близком к русскому: молдавский господарь Кантемир живёт при дворе Петра I, не испытывая языковых проблем, да и у Румянцева с Суворовым, воевавших в этих краях с турками, затруднений в общении с местными жителями не возникало.
А потом княжества поделили. Часть вассальных османских земель разделили между собой Австрия и Россия: австрийцам отошла Буковина, русским — земли между Прутом и Днестром. Оставшееся осталось под турками. И как раз в это время началось самое интересное! Национальное возрождение...
Национальное возрождение всегда достаточно сложный процесс. В румынском национальном возрождении огромную роль сыграла Россия в лице Павла Дмитриевича Киселёва. Дело в том, что после очередной русско-турецкой войны в 1829 году по Адрианопольскому мирному договору Молдавия и Валахия получили автономию в составе Османской империи. Ну как автономию... на время проведения реформ в княжествах оставались русские войска. Генерал-адъютант Киселёв этими войсками и командовал.
Под его руководством были созданы парламенты княжеств, введены Органические регламенты — местные конституции, Османская империя потеряла право на вмешательство во внутренние дела княжеств. А ещё Киселёв всемерно опекал становление местной культурной интеллигенции. По сути дела, он сделал в отношении Турции то, что австрийцы сделали в отношении России на Украине: создал искусственный народ, не желающий оставаться под турецким владычеством (и под австрийским тоже)!
В 1834 году полномочия Павла Дмитриевича закончились, и он убыл в Санкт-Петербург, оставив княжества на местных господарей: Александра II Гику в Валахии и Михаила Стурдзу в Молдавии. Но дело было сделано: местные жители взяли курс на отделение от Османской империи, правда, путь к независимости простым для них не был.
В 1848 году по всей Европе прокатилась революция. Дунайские княжества исключением не были. Здесь образовался ряд революционных партий разной степени радикализма. Наиболее мощной из них была «Фрэцие», члены которой предложили молдавскому господарю Михаилу Струдзу свергнуть его валашского коллегу Александра Гику. Михаил отказался, тогда революционеры в Яссах, в гостинице «Петербург», решили составить «петицию-прокламацию», которую вручили господарю...
Пересказывать все перипетии революции в княжествах — не самое благодарное занятие: она была подавлена совместными действиями турецких и русских войск. Интереснее другое: с этого момента пошли попытки объединения княжеств. Попытки очень упорные и очень долго безрезультатные. Всё-таки Молдавия и Валахия — исторически разные страны, с разными народами. Даже сегодня румынский и молдавский языки совпадают только на 85 процентов, понять можно, но разница существенная.
Но что же дальше? Когда Киселёв растил валашскую самостоятельность, он подкладывал бомбу под Османскую империю. И заложил-таки! Княжество добивалось всё большей и большей автономии в составе империи, а местное население говорило на вполне себе славянском языке с кириллической азбукой. Чем оно отличалось от тех же сербов? Практически ничем! Так же, как сербы, переселяясь в Россию, отлично адаптировались среди местного населения, так и валахи не испытывали в России никаких проблем. Учитывая границу с Российской империей, логично было ожидать, что будущая Румыния если и не войдёт в её состав, то будет верным союзником, как Сербия, на что и был расчёт генерал-адъютанта Павла Киселёва. Но не срослось!
Дело в том, что в 1853 году началась Крымская война, которую Россия проиграла. И русское влияние на Дунайские княжества сильно ослабло, а англо-французское, напротив, выросло. Особенно французское. И местная элита начала всячески подчёркивать своё романское происхождение. Нет, она и раньше его подчёркивала, века с XVI появляются слова «румын» и «румынский», но в среде высоколобых книжников. Народ и знать называли себя молдаванами, мутенцами, арбелянами — обычная южнославянская народность, одна из многих. Но после Крымской войны начинается румынизация.
Совершенно искусственную книжную концепцию начинают воплощать в жизнь. Для начала в 1860 году валашский язык перевели на латиницу. Затем на трон господаря Молдавии и Валахии сажают прусского офицера Карла Эйтеля Фридриха Людвига фон Гогенцоллерн-Зигмарингена. Выбор немецкого принца смущать не должен: Германия была поставщиком коронованных особ по всей Восточной Европе по той простой причине, что их там было много! И на родине они были не сильно нужны: Бисмарк железом и кровью объединял Германию, так что местные князья стремительно теряли суверенитет, переходя на службу в прусскую армию. И, когда вставал выбор между положением рядового офицера, которых в Пруссии как собак нерезаных, или пусть и конституционного, но монарха...
Начинается «чистка» языка: из него изымают слова «нелатинского» происхождения и занимаются псевдолатинскими новоделами (да, бывает и так!), взятыми из... французского языка. Насколько результативно? В 1879 году (уже после начала «чистки») в словаре румынского языка (а валашский был уже официально переименован в румынский) имелось 20,58 процента слов латинского происхождения, 41 процент — славянского, а в словаре 1931 года латинских слов стало больше немногим — 20,6 процента, зато славянских уже всего 16,59 процента. Чем заменили славянскую лексику в румынском языке? Французской! Слов французского происхождения в словаре 1931 года уже 29,69 процента — больше, чем латинского!
9 мая 1877 года парламент Румынии провозгласил независимость. Уже на следующий год государство получило международное признание, зафиксированное в решениях Берлинского конгресса. В 1881 году Румыния была провозглашена королевством, а прусский принц на престоле господаря стал королём Каролем I. В принципе, результат российской политики по отрыву Дунайских княжеств от Османской империи был налицо. Вот только совсем не так, как это задумывалось русской дипломатией. Русский «Румынский проект» был перехвачен французами, и не пройдёт и ста лет, как румынские дивизии ступят на русскую землю. Но до этого момента произойдёт ещё много интересного!
Фёдор Ступин,
Читайте нас: