Дональд Трамп на протяжении последней предвыборной президентской кампании регулярно озвучивал одну мысль, которую можно свести к краткой формуле: «СИЛА – ЭТО МИР». Так, выступая в январе этого года на предвыборном митинге в штате Айова, Трамп заявил: «Мы восстановим мир с помощью силы на всей планете».
13 ноября выигравший выборы президента США Дональд Трамп заявил, что конгрессмен от штата Флорида Майк Уолц займет в его администрации должность советника по нацбезопасности: «Я с гордостью объявляю, что конгрессмен Майк Уолц назначается на службу в моем кабинете в качестве советника по национальной безопасности». И при этом Трамп добавил свою любимую фразу: он надеется, что Уолц станет «ярым сторонником стремления к миру через силу».
Формула «СИЛА – ЭТО МИР» очень напоминает парадоксальные лозунги партии Большого брата из романа Джорджа Оруэлла «1984»: «ВОЙНА – ЭТО МИР», «СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО», «НЕВЕЖЕСТВО – ЭТО СИЛА». Сейчас, после того как Трамп вышел победителем в этих выборах, эксперты пытаются расшифровать указанную формулу нового президента США. Весь (точнее, почти весь) мир жаждет мира, и все хотят понять, какими чудесными способами Трамп собирается его добиться.
Еще до победы Трампа в американских СМИ были публикации, в которых авторы пытались разгадать формулу кандидата в президенты «Сила – это мир». Вот, например, июньская статья в Washington Times: Clifford D. May. Would Trump reestablish peace through strength? (Клиффорд Д. Мэй. Восстановит ли Трамп мир через силу?). Автор напоминает, что формула, взятая на вооружение Трампом, не нова. Ее, в частности, озвучивали римский император Адриан, а также президенты Джордж Вашингтон и Рональд Рейган.
Автор статьи считает, что если Трамп вернется в Белый дом, то он не будет распылять силы Америки по всему миру. А сконцентрируется на Соединённых Штатах. Формула «Сила – это мир» будет дополнена формулами: «Америка превыше всего» и «Вернем Америке былую мощь».
В статье признается, что, увы, мощь Америки (особенно военная) стала «проседать» (особенно если ее сравнивать с совокупной мощью Китая, России, а отчасти также Ирана). Особенно с того времени, когда в Белый дом пришел Барак Обама (2009-2016 гг.). Трампу удалось остановить это проседание в период своего президентства. Но затем президент Джо Байден опять свёл на нет все усилия Трампа. Если Трамп не вернется в Белый дом, это будет большая угроза для безопасности не только США, но и всего мира.
Впрочем, в статье есть намёк на то, что даже Трамп недооценивает, насколько надо увеличить военную мощь Америки для того, чтобы лишить ее противников желания начинать войну: «Сколько сил вам нужно, чтобы убедить своих врагов, что им было бы глупо бросать вам вызов? - Ответ: больше, чем вы, вероятно, думаете».
Из всего обилия публикаций по оценке формулы Трампа «Сила – это мир», наверное, самой серьезной является опубликованная летом этого года в журнале Foreign Affairs статья: Robert C. O’Brien. The Return of Peace Through Strength. Making the Case for Trump’s Foreign Policy (Роберт С. О'Брайен. Возвращение мира через силу. Обоснование внешней политики Трампа). Статья очень большая, со скрупулёзным анализом. А ее автор очень компетентен, поскольку хорошо понимает ход мыслей Дональда Трампа. Способность их понимать объясняется очень просто: Роберт С. О'Брайен был советником по национальной безопасности в администрации Трампа с 2019 по 2021 год. Они, судя по всему, хорошо ладили. По ходу отмечу, что пока никаких сообщений о возможном возращении О'Брайена в администрацию Трампа не было.
О'Брайен подтверждает, что во время нахождения Трампа в Белом доме тот действительно руководствовался принципом: сила рождает мир. Так, в сентябре 2020 года Трамп заявил Генеральной Ассамблее ООН, что Соединенные Штаты «выполняют свое предназначение миротворца, но это мир через силу».
О'Брайен особо подчеркнул, что президентство Трампа стало первым после Джимми Картера, когда Соединенные Штаты избежали вступления в новую войну или не расширения существующих конфликтов. О'Брайен также с гордостью отмечает такое достижение 45-го президента Америки: «Трамп также завершил одну войну редкой победой США, уничтожив Исламское государство (также известное как ИГИЛ) как организованную военную силу и устранив его лидера Абу Бакра аль-Багдади».
Миротворчество Трампа в 2017-2021 гг. шло нога в ногу с деятельностью по восстановлению ослабленного при Обаме военного потенциала Америки: «В то время как Китай поднялся, Ближний Восток пылал, а Россия неистовствовала на Украине, армия США возобновила постепенный спад, который начался во время администрации Обамы и остановился во время правления Трампа». После Трампа при Байдене процесс военной деградации США возобновился. Существенная часть статьи посвящена описанию этой деградации как военно-технической, так и морально-психологической. Вот один из фрагментов на эту тему:
«В прошлом году [2023 году] только Корпус морской пехоты и Космические силы достигли своих целей по набору. Армия потеряла поразительные 10 000 новобранцев, не дотянув до своей скромной цели добавить 65 000 солдат для поддержания своей нынешней численности. Дефицит – это не просто кадровая проблема; он говорит об отсутствии уверенности молодых американцев и их семей в цели и миссии армии».
А вот один из многих примеров военно-технической деградации США при Байдене:
«Между тем военные все больше испытывают нехватку инструментов, необходимых для защиты Соединенных Штатов и их интересов. В настоящее время флот насчитывает менее 300 кораблей по сравнению с 592 в конце правления администрации Рейгана. Этого недостаточно для поддержания обычного сдерживания посредством военно-морского присутствия в 18 морских регионах мира, которые американские боевые командиры определили как стратегически важные».
Приводятся примеры деградации и по другим видам Вооружённых сил США. О'Брайен отмечает, что даже ядерное оружие в американских арсеналах уже частично морально устарело. Особенно на фоне Китая, который постоянно обновляет свой ядерный арсенал. «Конвенциональный арсенал США, – как отмечает О'Брайен, – также нуждается в трансформации. Администрация Трампа возродила разработку гиперзвуковых ракет, финансирование которых президент Барак Обама резко сократил в 2011 году, оставив Китай и Россию далеко впереди США в приобретении этого важного нового оружия, которое движется со скоростью, превышающей скорость звука в пять раз, и может маневрировать в земной атмосфере».
О'Брайен уверен, что Трамп будет новым президентом. И что он начнет прервавшуюся на четыре года гонку вооружений. Хотя автор статьи не использует этот термин времен холодной войны, однако по смыслу речь идет именно о гонке вооружений. Т. е. о некоем соревновании. Соревновании с кем? Конечно же с Китаем.
О'Брайен подчеркивает, что Трамп не проповедует изоляционизм, что его слова «Америка прежде всего» не следует понимать, что Америка должна быть в одиночестве. Трамп признает, что успешная внешняя политика требует объединения сил с дружественными правительствами. Но при этом союзники Америки должны быть честными и ответственными. Вашингтон при Трампе немало потратил сил для того, чтобы налаживать сотрудничество и с Израилем, и с Японией, и арабскими государствами Персидского залива. Они действительно укрепили свое военное могущество за годы президентства Трампа. Пришлось Трампу поработать и со своими союзниками по НАТО, добиваясь от них увеличения военных расходов. «Его давление на правительства стран НАТО, чтобы они тратили больше на оборону, сделало альянс сильнее», – пишет О'Брайен.
Я об этом писал в статье «Дональд Трамп собирается серьёзно разобраться с НАТО»:
«… недофинансирование военных расходов союзниками США Трамп называл и называет «иждивенчеством». Уже в нулевые годы на саммитах НАТО стал подниматься вопрос о доведении странами-членами блока своих военных расходов хотя бы до 2% ВВП. В 2014 году на саммите блока в Уэльсе был принят план действий по повышению боеготовности НАТО, согласно которому минимальный уровень военных расходов в 2% из пожелания был переведен в разряд обязательного норматива. В 2018 году требование всем странам-членам блока выйти на уровень в 2% ВВП прозвучало от президента Трампа почти как ультиматум. Причем он сказал, что норматив в 2 процента недостаточен, его надо поднимать».
Байден свел на нет все усилия Трампа по военно-экономической мобилизации НАТО. 47-му президенту придется все начинать сызнова. Трамп, по мнению О'Брайена, не претендует на то, чтобы сила, созидающая мир во всем мире, была исключительно американская. Сила должна быть коллективная, прежде всего на базе военного блока НАТО, включающего 32 государства. Силы США на пределе. Как я писал в упомянутой выше статье, военные расходы США находятся на уровне 3,4% ВВП (оценка на 2024 год). Чтобы в мире был мир, для этого остальным странам НАТО надо выйти на американский уровень оборонных расходов. На сегодняшний день вровень с США по относительному уровню расходов на оборону находятся только Польша и Эстония. У остальных 29 стран-членов относительный уровень военных расходов ниже. Чтобы странам Европы и Канаде, входящим в НАТО, выйти на нынешний относительный уровень США, необходимо увеличить их совокупные расходы на оборону в абсолютном выражении как минимум в два раза. Такое вряд ли возможно. А потому, не исключено, что в ближайшие годы сила, которая, по мнению Трампа, обеспечивает мир, будет преимущественно американской. Сохранится ли НАТО при такой диспропорции военных расходов в блоке – большой вопрос. Но это уже мои рассуждения, а не господина О'Брайена. Бывший советник Трампа по национальной безопасности деликатно этот вопрос обходит стороной.
О'Брайена, конечно, беспокоят такие источники угрозы всеобщему миру, как Россия и Китай. Он их прямо называет «противниками США». Для О'Брайена Россия в этой паре является противником номер два, а под номером один идет Китай. О'Брайен и в конце прошлого десятилетия был одним из главных китаефобов (синофобов) в команде Трампа. 45-й президент США не без поддержки со стороны таких китаефобов, как О'Брайен, начал торгово-экономическую войну против Поднебесной. О'Брайен с огорчением констатирует, что Вашингтон якобы никак не рассчитывал, что Москва станет на сторону Пекина. С нашей точки зрения, правильнее говорить, что Пекин стал на сторону Москвы после того, когда началась СВО на Украине. Но не следует забывать, что для О'Брайена главной угрозой был и остается Китай. С этой колокольни этот американский политик и смотрит, и воспринимает весь мир.
Вообще чуть ли не полстатьи посвящены угрозам, которые Китай создает для США и всего мира. Автор статьи предполагает, что администрация Трампа (даже независимо от того, будет ли в ее составе О'Брайен или нет) будет по-прежнему рассматривать Китай в качестве главного противника США. А отсюда, между прочим, вытекает, что Вашингтон будет добиваться от Тайваня повышения военных расходов. А также при необходимости оказывать Тайваню как своему союзнику в противостоянии с КНР помощь в укреплении его военной мощи.
Не вдаваясь во многие детали статьи, отмечу, что О'Брайен считает необходимым значительно увеличить американскую военную помощь (гранты, займы, поставки оружия) таким странам, как Индонезия, Филиппины и Вьетнам. Трамп может и обязан сделать их союзниками для того, чтобы они могли противостоять китайскими войсками в Южно-Китайском море. О'Брайен почему-то уверен, что деньгами и поставками оружия США смогут перетянуть на свою сторону большую часть соседей Китая.
Тема Израиля и Ближнего Востока – не менее значимая в статье О'Брайена. Тут все вроде бы понятно. Трамп – сионист, политик, который всячески поддерживает еврейское государство и политически, и экономически, и в военном отношении. Я об этом писал в своей недавней статье «Дональд Трамп – главный сионист Америки?»
Судя по всему, у О'Брайена особых расхождений с Трампом по Ближнему Востоку нет. Главным противником Израиля (а, следовательно, и Америки) на Ближнем Востоке является Иран. С другими странами Ближнего Востока, по мнению О'Брайена, Трамп сумеет договориться: «Большинство арабских монархий сегодня более открыты и либеральны, чем десять или 20 лет назад — отчасти из-за взаимодействия с Соединенными Штатами».
О'Брайен включает Иран в свой «черный» шорт-лист рядом с Китаем и Россией. Причем по тональности статьи можно предположить, что Ирану в этом списке отводится второе место, а России – лишь третье. В картине О'Брайена и Украина, соответственно отходит на третье место в списке «горячих» регионов мира. Первые два места в ней на паритетных началах разделяют Ближний Восток и Тайвань (с Южно-Китайским морем).
Статья О'Брайена очень обширная. Я, по сути, дал лишь некоторое ее резюме. И, как мне представляется, это не просто рассуждения некоего эксперта по поводу того, какой может быть политика нового президента США. Уверен, что автор статьи, как бывший советник по национальной безопасности в администрации 45-го президента США, участвовал в подготовке предвыборной программы Дональда Трампа. После победы Трампа статус этой программы поменялся: теперь она стала программой 47-го президента США. А суть программы содержится в названии статьи О'Брайена: «Возвращение мира через силу».