Колумбия — крупнейший в мире экспортер наемников, пишет El País. Колумбийские ветераны участвуют в вооруженных конфликтах, в том числе и на Украине из-за денег. Бывший боевик рассказал, что дезертировал из ВСУ из-за плохого обращения со стороны командования и лжи.
Диего Стэйси (Diego Stacey) — Журналист международного отдела. Ранее работал в колумбийской газете "El Tiempo". Получил образование в области социальных коммуникаций в Университете Хавериана в Боготе и степень магистра журналистики в UAM-EL PAÍS.
Тысячи бывших военных нанимаются за большие суммы, чтобы участвовать в войнах или служить в качестве частной охраны за границей. Коммерческая сеть, стоящая за этим бизнесом, хорошо известна правительству
Отправляясь на Украину, Йейсон Санчес был готов к смерти. 31-летний отставной солдат колумбийской армии купил страховку на случай репатриации и предупредил семью о своей возможной гибели в боевых действиях против России. Его главной мотивацией были деньги. Он смотрел в TikTok видеоролики соотечественников, где говорилось, что добровольцы в украинской армии получают 19 миллионов песо (около 4300 долларов) в месяц. Санчес накопил около 2300 долларов и оплатил перелет из Боготы в Мадрид, оттуда прилетел в Польшу, а затем добрался до Украины по суше, чтобы участвовать в боевых действиях.
Как и для Санчеса, который в течение последних десяти лет работал охранником и медбратом, для тысяч колумбийцев деньги стали главной причиной, чтобы уехать за границу и воевать в таких странах, как Украина или Судан. Некоторые предпочитают работать телохранителями или охранниками в Объединенных Арабских Эмиратах или Мексике. Эти случаи объединяет то, что бывшие военные уходят на пенсию в довольно молодом возрасте и оказываются не подготовленными к какой-либо деятельности, кроме войны. Как ветераны, они получают небольшую пенсию от колумбийского правительства, из-за чего их привлекают предложения заработать в пять раз больше за пределами страны.
На Украине Санчес продержался недолго. Он дезертировал через шесть месяцев, отчасти потому, что сумма, которую ему выплатили, была намного ниже обещанных 4300 долларов. Как он говорит, "я чувствовал себя обманутым". Также он столкнулся с плохим обращением со стороны начальства. "Нас держали взаперти и выводили на рассвете отжиматься в наказание за то, что некоторые мои товарищи говорили с местными жителями по-испански. Это было запрещено. Я сказал начальству, что мы добровольцы, а не заложники", — рассказал Санчес. По его словам, с ним отправились 40 солдат интернационального легиона. Сейчас он рассматривает различные предложения, например, работу в мексиканских картелях или "проект" в Африке, "который известен многим".
Интерес к колумбийцам на рынке наемников и охранных услуг вполне оправдан. Колумбия обладает одной из крупнейших и наиболее подготовленных армий в мире. "Они [солдаты] на протяжении 60 лет тренируются для борьбы с повстанцами и реально воюют, именно поэтому они так востребованы иностранными армиями и частными охранными агентствами", — объясняет Лаура Лисарасо, эксперт по национальной безопасности из консалтинговой компании Control Risks. С 2000 года колумбийские наемники присутствовали в десятках стран, в том числе в России, Йемене, Ливии, Сомали и Афганистане.
Самым громким инцидентом с участием колумбийских наемников стало убийство президента Гаити Жовенеля Моиза в 2021 году. Семнадцать колумбийцев до сих пор содержатся под стражей в Порт-о-Пренсе за это нападение. Некоторые из них утверждают, что их наняли для похищения президента, а не для его убийства. Двое из главарей операции, спланированной в США, были приговорены судьями из Флориды к пожизненному заключению. Дело двух добровольцев украинской армии, которые содержатся в России, будучи экстрадированными из Венесуэлы, также стало предметом обсуждения.
"С футболистами происходит то же самое, что и с военными. Сотрудники многих рекрутинговых компаний приезжают в Колумбию, чтобы посмотреть на нашу работу и заключить с нами контракт", — описывает процесс найма Данте Инкапье, прослуживший на флоте 21 год. Несмотря на то, что он дослужился до звания главного старшины, ему казалось, что его пенсия слишком мала. В 2014 году он решил стать наемником и отправился в Объединенные Арабские Эмираты в качестве командира отделения связи батальона армии ОАЭ, состоявшего исключительно из колумбийцев. "Нас было около двух тысяч человек. Компания Global Security Services Group (GSSG) присылала около 30 солдат в неделю", — рассказал он.
В 2018 году он отправился в Йемен, по словам Инкапье, "в одно из самых поганых мест, где я когда-либо был". Он должен был сопровождать европейские и американские корабли, пересекавшие Аденский залив, которые часто подвергались нападениям пиратов. За три года службы на платной основе он заработал почти 70 тысяч долларов, в то время как его сбережения и пенсионные выплаты ВМС вместе взятые составили всего 15 тысяч долларов.
48-летний Инкапье признает, что некоторые компании используют в своих интересах бывших военнослужащих, например, в Судане и Гаити, но утверждает, что это не является нормой: "Меня никогда не обманывали. Это выход для многих военных, которые уходят в отставку". По его мнению, "единственный, кто виноват в том, что многие уезжают за границу, — это правительство. Оно бездействует, и ему наплевать на солдат". Инкапье не боится критиковать колумбийское государство, так как чувствует, что военных преследуют: "Мы не террористы. Военный — это синоним благородства".
По оценкам Министерства иностранных дел, в конфликте на Украине погибли 300 колумбийцев. Рост числа наемников, который привел к увеличению человеческих жертв, побудил правительство принять закон о полном запрете данной деятельности, что поставит вне закона организации, "которые используют отставных военных", в соответствии с конвенцией ООН, принятой в 1989 году. Председатель рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников Йована Ранито приветствует этот шаг. "Международное законодательство — это отправная точка, но если оно не выполняется внутри страны, то его очень трудно применять для борьбы с этим явлением", — написала она из Женевы.
По мнению эксперта, договор помогает странам бороться с рекрутинговыми компаниями, основными действующими агентами на этом рынке. "Существует широкий спектр компаний, которые зарегистрированы в разных странах и под разными названиями, поэтому отследить их сложнее. Центрами их деятельности являются страны Глобального Юга, часто находящиеся в нестабильной экономической ситуации и недавно пережившие войны", — утверждает Ранито.
Более десяти лет в этой системе проработал 40-летний бывший сержант колумбийской армии Хаиме Энао. Он прошел подготовку в одной из крупнейших в мире частных охранных компаний Blackwater, которая теперь называется Academi, и вместе с десятками других колумбийцев был направлен в Афганистан в разгар войны. Там Энао работал охранником в консульстве США в городе Герат, где в сентябре 2013 года талибы*-смертники устроили взрыв.
По окончании контракта и через несколько месяцев после теракта он вернулся в Колумбию и продолжил заниматься частным охранным бизнесом. В 2021 году ему позвонили из компании A4SI и предложили работу в качестве охранника в столице Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Абу-Даби. "Мне предложили 2300 долларов по контракту с компанией GSSG. Нас было восемь колумбийцев, и я до последней минуты держал в секрете, кого мне предстоит охранять", — рассказал он. Его клиентом оказался бывший президент Афганистана, получивший убежище в ОАЭ.
Компанию A4SI основал в 2017 году бывший офицер колумбийской армии Омар Антонио Родригес Бедойя, но сейчас ее деятельностью руководит полковник в отставке того же корпуса Альваро Кихано. Эта компания оказалась в центре внимания из-за того, что наняла не менее 300 колумбийских наемников, которые были отправлены в Судан для участия в гражданской войне. Многие из них утверждают, что прибыли под выдуманным предлогом, так как рассчитывали, подобно Энао, работать в частной охране в Эмиратах. По словам экспертов, такое происходит регулярно, поскольку, оказавшись в другой стране, новобранцы, не знающие языка и не имеющие собственных денег, оказываются полностью в руках рекрутинговых компаний.
Альфонсо Мансур, основатель организации Veteranos Por Colombia, которая следит за соблюдением прав отставных военных, считает, что деятельность наемников в ближайшем будущем не прекратится. Эксперт говорит, что тысячи колумбийцев работают в этом бизнесе и что их общий подсчет становится все труднее вести из-за распространения вербовки в таких странах, как Украина и Мексика, где охранные агентства не участвуют в процессе. "В первом десятилетии 2000-х годов контингент увеличился примерно на 250 тысяч человек, многие из которых находятся на пенсии. Именно поэтому в последние годы мы наблюдаем взрывной рост числа колумбийских наемников в мире", — утверждает он.
Причина остается прежней — пенсионные выплаты слишком малы. Мансур предупреждает также о другой проблеме: "Правительства не принимают адекватных мер для адаптации бывших военных к мирной жизни. Многие из них были бедными людьми, нашедшими средства к существованию благодаря войне, и, если их не адаптировать, они будут продолжать работать в этой сфере". Правительственный законопроект предусматривает создание программ адаптации для ветеранов и повышение уровня их экономического благосостояния.
Несмотря на эти меры, все три наемника, с которыми мы беседовали, признаются, что планируют продолжать работать в этой сфере. Санчес, вернувшийся в колумбийский город Медельин, сказал, что отдохнет пару месяцев, но ради денег "придется ехать еще куда-то". Больше всего его привлекает переезд в Мексику из-за близости к Колумбии, а также потому, что несколько его армейских товарищей уже находятся там. Энао, в свою очередь, отправился в Ливию, чтобы стать военным инструктором. Хотя он не участвует непосредственно в боевых действиях, он зарабатывает до четырех тысяч долларов. Инкапье уже несколько лет находится на пенсии, но не отходит от дел и является активистом по защите прав ветеранов. "Я солдат с момента принятия присяги и до конца своих дней", — говорит он.
Комментарии читателей
Хуан Торрес
Винить во всем правительство — это ребячество. Также речь не идет о благородстве. Признайте, что эти люди становятся наемниками из-за жадности. В колумбийской Национальной службе стажировок есть курсы по обучению новым профессиям, и я уверен, что там могут предложить гарантированную работу. Эти люди работают с мексиканскими наркоторговцами из-за того, что у них нет миллионных пенсий? Очень благородно!
Бернард Мендиа
Эти люди — наемники, которых берет на работу тот, кто больше заплатит. "Картели", наркотики, "африканский проект", гражданские войны, Судан, Йемен, терроризм, прикрывающийся повстанческим движением. Все остальные аргументы — просто отговорки.
Фернандо Пуэрто
Сложный вопрос. Все это происходит в результате финансирования из-за рубежа "Плана Колумбия" и демократической безопасности, а также из-за привилегированной пенсионной системы в вооруженных силах и манипулирования странами в иностранных конфликтах. Напомню, что в Колумбии зарплата у половины рабочих меньше минимальной. Наемники сами принимают решения, рискуют и отвечают за последствия.
Эухенио Комесанья
Ну и будущее нас ждет: с одной стороны — феодалы, которые находятся вне закона, миллиардеры вроде Илона Маска, а с другой — наемные армии. Мы возвращаемся в Средневековье.
Juan BC
На Украине было много случаев плохого обращения, неуважения и невыплат денег колумбийским наемникам. Некоторых наемников пристрелили. Достойная жизнь и смерть дороже пачки долларов.
Хосе Родригес
В Колумбии больше полувека продолжалась гражданская война. Молодежь умеет только воевать. Невероятно, но факт.
* запрещенная в России террористическая организация
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: