Глава МИД Армении Арарат Мирзоян получил приглашение на участие на предстоящую в ноябре в Баку климатическую конференцию COP-29, однако поедет ли он на берега Каспия – пока доподлинно неизвестно. По
Более того, после встреч президентов Азербайджана и России за океаном усилили пропагандистское давление на Баку, в ответ на что 43 депутата милли-медлжиса открыто обратились к также критиковавшему США Алиеву с призывом свернуть двустороннее сотрудничество. В частности, депутатов возмутило письмо 60-ти конгрессменов США накануне СОР-29 призвать Баку к ответственности за «военные преступления и захват армянских заложников, незаконную оккупацию Армении».
Раз США столь небеспристрастны, депутаты (явно по команде сверху)
Думается, на этом фоне Ереван своими призывами против СОР-29 ничего не добьётся, ибо только более активное участие России и предметный разговор при её посредничестве способны сдвинуть дело и избавить армянское правительство от новых и уже фатальных уступок. Напомним, после распада СССР в 1991 году Армения оставалась союзником России в стратегически важном Кавказском регионе, а Россия была главным гарантом ее национальной безопасности. При этом при всех постсоветских правительствах Ереван стремился наращивать многовекторность своей внешней политики и избегать «излишней» зависимости от России.
Армянскую нацию объединяла идеология триединства ее составляющих (Диаспора – Арцах – Армения). При этом Армения (Хайастан) означала не территорию республики Армения в унаследованных от Армянской ССР границах, а куда более обширную территорию исторического проживания армян. Главным источником напряженности в отношениях между Москвой и Ереваном стал принципиально разный подход к выстраиванию отношений с Азербайджаном и Турцией. В Армении эти государства рассматривались как «исторические враги» и главная угроза национальной безопасности.
Армянская дипломатия ставила целью добиться международной поддержки своих требований к Азербайджану (признать независимость НКР с последующим присоединением к РА) и к Турции: признать вину за геноцид армян 1915 г. с финансовой компенсацией потомкам жертв геноцида и передачей Армении некогда населенных армянами территорий (в «границах Вильсона» или более обширных).
Политика России основывалась на сочетании союзных отношений с Армений и выстраивании конструктивных отношений с Турцией и Азербайджаном. Такой подход вызывал недовольство в Армении, но давал возможность не превращаться (подобно Турции) в сторону конфликта и играть роль посредника в его урегулировании, а также ограничивать деструктивную роль США/НАТО/ЕС в Черноморском и Каспийском бассейнах.
После «бархатной революции» 2018 г. курс на сохранение тесных отношений с Россией в общем контексте «многовекторного лавирования» был продолжен: на 74-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке (2019 г.) премьер-министр Н. Пашинян назвал Россию главным стратегическим партнером и союзником. США и другие представители коллективного Запада были отнесены к государствам, с которыми у Армении имеется «стратегическая повестка и партнерские отношения». Армения поддержала действия России в Сирии: туда были отправлены армянские врачи и саперы. В августе 2020 г. Н. Пашинян признал законность выборов в Белоруссии и поздравил Лукашенко с победой (в отличие от властей США, Канады, стран ЕС и Украины).
Поражение во Второй Карабахской войне (27 сентября – 10 ноября 2020 г.) ввергло армянское общество в состояние растерянности и шока. Руководство Армении постаралось переложить вину за поражение на Россию под предлогом низкого качества российского вооружения, обвинений Москвы в сговоре с Баку и т. п. Осенью 2022 г., расценив сложности на украинском фронте как поражение России в конфликте с коллективным Западом, армянское руководство сделало выбор в пользу лагеря «истинной демократии» и отказалось от многовекторности внешней политики. Было минимизировано сотрудничество с Россией в политической и военной области, заморожено участие в ОДКБ, всемерно наращивались связи с США / НАТО / ЕС, демонстрировалась солидарность со «страдающей от российской агрессии» Украиной и т.п.
Наряду со сворачиванием сотрудничества в политической и военной области армянское руководство выразило намерение диверсифицировать экономические связи за счет партнерства с Западом. При этом Н. Пашинян намерен сохранять все экономические выгоды и привилегии для Армении как члена ЕАЭС. Западные союзники пока не требуют от Еревана присоединяться к антироссийским экономическим санкциям. Это дает возможность сохранять стабильную социально-экономическую ситуацию и минимизировать собственные расходы по политическому транзиту Армении на Запад.
6 октября 2022 г. в Праге на саммите Европейского политического сообщества (ЕС плюс страны-партнеры) Н. Пашинян официально признал территорию НКР составной частью Азербайджана, и карабахский конфликт был переведен в разряд внутригосударственных проблем. Это означало отказ армянского руководства от трехсторонних договоренностей глав Армении, Азербайджана и России об урегулировании конфликта мирным путем, что обесценило мандат размещенного в «зоне безопасности» российского миротворческого контингента, повлекло за собой новое наступление азербайджанской армии, самоликвидацию непризнанной НКР и бегство местного армянского населения на территорию Армении.
Сделав однозначный выбор в пользу «мировой демократии», нынешнее армянское руководство стремится к интеграции с коллективным Западом на основе общих «универсальных ценностей». Сторонниками радикального переустройства армянского общества являются финансируемые извне и тесно связанные с западными спецслужбами НПО, религиозные организации и тоталитарные секты. Разнообразные НПО действуют в основном в молодежной среде, религиозные организации стремятся вовлекать в свою деятельность граждан всех возрастных категорий. Численность сект постоянно увеличивается и уже составляет более 10% населения страны (до 350 тыс. чел. по максимальным оценкам). Наиболее активными и многочисленными являются неопятидесятнические секты «Слово жизни», «Новое поколение», «Рема» и др. В 2018 г. во многом благодаря религиозным сектам удалось обеспечить критическую массовость акций протеста и вынудить С. Саргсяна отказаться от власти.
Сохраняющийся в обществе «пораженческий синдром», растерянность и уныние превращают большинство населения Армении в сосредоточенное на личной жизни и собственных интересах «политическое болото». В такой ситуации разрозненной оппозиции сложно добиться массовой поддержки на выборах или акциях протеста.
Армения может вернуться к многовекторному курсу внешней политики в случае достижения Россией поставленных целей на украинском направлении. В случае затягивания военных действий перспектива изменения прозападного внешнеполитического курса нынешним руководством или смены правящего режима национально ориентированными силами (грузинский сценарий) представляется маловероятной.
В феврале 2024 г. Н. Пашинян заявил о замораживании членства Армении в ОДКБ. Условием возврата в организацию стало требование однозначно осудить действия Азербайджана как агрессора в ходе имевших место в 2022-2023 гг. приграничных конфликтов и в полной мере выполнить свой союзнический долг по отношению к Армении как жертве агрессии. Предложенные ОДКБ меры по нормализации ситуации (посылка на границу миссии наблюдателей ОДКБ и др.) были отвергнуты армянским руководством.
Устав ОДКБ не предусматривает «замораживания членства» в организации по воле одного из государств-членов. Статья 19 фиксирует право государств-членов выйти из Организации и определяет следующий порядок его оформления: официальное уведомление о выходе не позднее чем за шесть месяцев до даты выхода, урегулирование своих обязательств в рамках Организации и утверждение прекращения членства Советом коллективной безопасности ОДКБ. Статья 20 предусматривает, что в случае невыполнения государством-членом положений Устава ОДКБ, решений Совета и принятых в их исполнение решений других органов Организации Совет может принять решение о приостановке его участия или исключении из ОДКБ.
Прекращение участия в мероприятиях, бойкот работы руководящих органов и прекращение финансирования ОДКБ со стороны Армении нарушают Устав организации и попадают под действие 20-й статьи. Долгое время ситуация продолжает оставаться неопределённой: российское руководство и представители ОДКБ воздерживаются от рассмотрения возможности применения 20-й статьи Устава ОДКБ по отношению к Армении и призывают ее руководство сделать свой «окончательный выбор» по поводу сохранения членства или выхода из ОДКБ. При этом очевидно, что перспективы членства или выхода Армении из ОДКБ в настоящее время определяются не столько армянским руководством, сколько его западными партнёрами в контексте их конфликта с Россией.
Читайте нас: