Лента новостей

03:41
Схватка за ключевые рубежи: новости СВО от 26 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1006-й день спецоперации России на Украине
02:28
Путин о межконтинентальном ракетном ударе: российские военные применили новый тип гиперзвуковой ракеты средней дальности в безъядерном оснащении
01:02
Северный Ледовитый океан: Канада и Норвегия, новые альянсы в Арктике – на подмогу НАТО
00:21
«Орешник» государства Российского
23:41
«Настоящее Definitive Edition»: новый трейлер GTA: Vice City Nextgen Edition воодушевил фанатов
22:40
Бывшая президент Тайваня призвала помогать в первую очередь Украине, потом Тайваню
22:06
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
19:17
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 ноября
19:12
«Зерно из Украины», или Нужен ли украинский опыт Африке?
19:08
Путин присвоил звание Героя России бойцу СВО Исбакиеву, отдавшему свою жизнь за Родину
18:57
Прямая линия с Путиным 2024
18:55
Очередная посылка для ребят на фронт.
18:50
Российские ученые разработали полимер для укрепления арктических дорог
18:28
Глава Одесской областной военной администрации Олег Кипер проиграл в казино Монте Карло бюджетные деньги
17:47
Российский космический грузовик «Прогресс» устроил газовую атаку на МКС
17:43
Никита Журавель, сжёгший Коран, получил 14 лет строгого режима за государственную измену
17:42
Украина снова ударила ATACMS, Курахово уже на подходе, готовится большой котел для ВСУ под Курском — Горячая сводка с фронта 25 ноября 2024 г.
17:41
«Одуван доиноагентился до уголовного дела». Прокуратура Москвы взялась за Илью Варламова
17:03
Мы живем в пушкинской России: слово года 2024
16:56
На Украине призвали отправить на фронт 100 тысяч пенсионеров
16:55
Чиновник НАТО признал бесполезность вооружения Украины
16:48
Западных инвесторов призвали готовиться к конфликту с КНР и Россией
16:37
Для австралийского флота выбрали дизайн нового десантного корабля
16:29
Экзошорты с электроприводом помогают вести активный образ жизни
16:10
GSC Game World раскрыла, когда выйдет первый патч для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и какие улучшения в него войдут
16:06
Меркель назвала правильным решением не принимать Украину в НАТО
16:05
Чиновника Минобороны приговорили к 17 годам заключения
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 25 ноября
16:03
Украинский депутат спрогнозировал выход США и ЕС из конфликта
15:58
Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности
15:54
Рябков допустил возможность размещения РСМД в Азиатском регионе
15:43
Война на Украине (25.11.24): Фронт местами рушится, пехоты не хватает — офицеры ВСУ...
15:41
Битва за Купянск - тут просто Ад
15:37
Игры S01E01 (часть 3)
15:25
Дать на орехи: почему на Западе забыли про «красные линии»?
15:11
Экс-глава ЧВК Blackwater констатировал, что Украина не сможет вернуть потерянные территории и призвал завершить конфликт
15:10
Офицер ВСУ: российские войска скоро вытеснят нас из Курской области
14:54
Корабль снабжения нового типа пополнил состав ВМС Франции
14:45
Свежая фронтовая сводка от Юрия Подоляки на 25.11.2024: Российские войска закрепляют успехи, фронт ВСУ рушится
14:17
Имперский зуд толкает Британию на самоубийственную помощь Украине
14:11
ВС РФ восстановили Leopard 2A4 до ходового состояния
13:51
Некоторые витамины для беременных оказались потенциально опасными
13:35
На Украине лишат брони от мобилизации значительную часть из 1,6 млн работников предприятий
13:34
Депутат Госдумы: России не хватает своих сварщиков, которым готовы платить по 300 тысяч рублей
13:12
Битва за Курахово и Купянск: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 25 ноября 2024 года
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Надёжный и эффективный: как Ан-24 стал одним из самых массовых лайнеров в СССР

Надёжный и эффективный: как Ан-24 стал одним из самых массовых лайнеров в СССР


65 лет назад в воздух впервые поднялся турбовинтовой самолёт Ан-24. Он предназначался для перевозки пассажиров на авиалиниях малой протяжённости. Машина стала одним из самых массовых советских лайнеров. Ан-24 также поставлялся за рубеж и до сих пор эксплуатируется в ряде стран. Эксперты называют «двадцатьчетвёрку» надёжным и эффективным воздушным судном. Среди его достоинств аналитики выделяют способность взлетать с неподготовленных аэродромов, морозоустойчивость и ремонтопригодность.
Надёжный и эффективный: как Ан-24 стал одним из самых массовых лайнеров в СССР
  • Пассажирский самолёт Ан-24
  • РИА Новости
  • © Лев Поликашин

20 октября 1959 состоялся первый полёт турбовинтового самолёта для авиалиний малой протяжённости Ан-24.

Специалисты КБ Антонова приступили к разработке этой машины в 1957 году на основании постановления Совета Министров СССР. Новый лайнер с турбовинтовыми двигателями (ТВД) должен был заменить использовавшиеся тогда поршневые Ил-12, Ил-14 и Ли-2. Одновременно с проектированием самолёта в запорожском ОКБ-478 создавался для него новый двигатель — АИ-24.

Первый прототип Ан-24 был готов в сентябре 1959 года. Поднять машину в воздух было поручено экипажу лётчика-испытателя Георгия Лысенко. Вторым пилотом был Юрий Курлин, штурманом — Владимир Попов, а бортинженером — Афанасий Круц.

Согласно воспоминаниям Лысенко, взлёт и посадка самолёта были очень мягкими. Сам полёт также прошёл штатно, Ан-24 удалось набрать высоту 2500 м.

Однако вскоре выяснилось, что самолёт ещё сырой и требует серьёзных доработок. В частности, характеристики первого прототипа не достигали указанных в техзадании параметров. Кроме того, нарекания вызывали работа шасси и двигателей, аэродинамика и недостаточная энерговооружённость (отношение мощности силовой установки к весу самолета).

В ходе устранения этих замечаний носовую часть было решено сделать более обтекаемой, крыло оснастить новыми закрылками, а электрическое управление носовой опорой заменить на гидравлическое. Стойки основных опор шасси были полностью переделаны, их конструкция стала проще и надёжнее. На самолёте также установили подфюзеляжный гребень для улучшения штопорных характеристик.

  • Турбовинтовой пассажирский самолёт АН-24, разработанный Конструкторским бюро Олега Константиновича Антонова
  • РИА Новости
  • © Владимир Акимов

Все эти изменения были внедрены во втором опытном образце, который впервые поднялся в небо в июле 1960 года. После этого доводка машины продолжилась. Эталонным для серийного производства, начавшегося в 1962 году, стал шестой опытный образец Ан-24.

Производство машины было развёрнуто на авиазаводе №473 в Киеве, а двигатели выпускались на Государственном Союзном заводе № 478 в Запорожье.

Стоит отметить, что в конструкции Ан-24 был внедрён ряд инновационных решений. Так, при производстве центроплана использовались монолитные прессованные панели и лонжероны, что давало около 12% экономии веса. В ходе строительства лайнера активно применялись стекловолоконные материалы и пластмассы. Также впервые в советской практике на Ан-24 была установлена новая микроэжекторная воздушно-тепловая противообледенительная система, которая на 30—40% эффективней старых образцов.

Многоликий «двадцатьчетвёртый»

Во время серийного производства конструкторы не прекращали работать над улучшением характеристик машины и устранением её «детских болезней». Так, в 1964 году на Ан-24А максимальную взлётную массу довели до 20 т. Это позволило увеличить запас топлива. В результате дальность полёта с грузом 4000 кг выросла в два раза — до 800 км.

Также по теме
Репродукция фотографии пробного полёта аэроплана Воздушные гиганты Сикорского: как в Российской империи был создан первый тяжёлый бомбардировщик
110 лет назад впервые поднялась в небо поплавковая модификация российского самолёта «Илья Муромец». Испытания этого воздушного судна...

Ещё больше взлётная масса (до 21 т) оказалась у версии Ан-24Б, которой суждено было стать самой массовой. На этой модификации также был доработан салон — в нём появились более современные багажные полки, индивидуальные вентиляция, освещение и кнопка вызова бортпроводника. Помимо этого, с каждой стороны было добавлено по одному иллюминатору.

В свою очередь, Ан-24РВ получил в качестве вспомогательной силовой установки турбореактивный двигатель РУ-19А-300 тягой 800 кгс. Этот агрегат предназначался для использования на взлёте или в случае отказа одного маршевого двигателя. Ранее для этих целей применялись установки АИ-8 и ТГ-16. Новый РУ-19А-300 улучшил взлётно-посадочные характеристики и увеличил взлётную массу до 21,8 т.

В зависимости от модификаций пассажирские Ан-24 могли брать на борт от 44 до 52 человек. Помимо «Аэрофлота» эти самолёты также закупались для армии и различных госструктур СССР.

На базе Ан-24 выпускались и специальные модификации, в том числе транспортный Ан-24Т, лесопатрульный Ан-24ЛП, калибровщик оборудования аэродромов Ан-24АЛК, ледовый разведчик Ан-24ЛР, поисково-спасательный Ан-24ПС, учебно-штурманский Ан-24УШ, штабной Ан-24ШТ, военный самолёт-радиоретранслятор Ан-24РТ и самолёт для аэрофотосъёмок Ан-24ФК.

Конструкция Ан-24 также послужила основой для создания военно-транспортного самолёта Ан-26 с грузовой рампой в задней части фюзеляжа и погрузочно-разгрузочным оборудованием.

  • Xian MA60
  • Legion-Media
  • © Dmitry Malov

Выпуск Ан-24 в СССР прекратился в 1979 году. Всего к этому моменту было произведено 1 367 самолётов различных модификаций. Помимо закупок для авиалиний СССР самолёт также поставлялся на экспорт, в том числе в Румынию, Конго, Ирак, Болгарию, Египет, Вьетнам, Гвинею, Судан и другие страны.

В 1966 году лицензия на производство Ан-24 была продана КНР, где он выпускался в 1970—2000 годах под названием Xian Y-7. В дальнейшем Китай создал глубоко модернизированную версию Ан-24 под маркой Xian MA60.

«Отличается высокой ремонтопригодностью»

Как отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, Ан-24 стал одним из самых массовых советских пассажирских самолётов.

«Он использовался для региональных перевозок — это очень востребованный сегмент. До сих пор эти самолёты ещё летают», — сказал он в комментарии RT.

Также по теме
Самолёт АНТ-9 (ПС-9) конструкции Андрея Николаевича Туполева, выпуск 1929 года «Крылья Советов»: какое влияние на развитие отечественной авиации оказал самолёт АНТ-9
95 лет назад свой первый полёт совершил советский пассажирский лайнер АНТ-9 (ПС-9). После завершения испытаний эти самолёты выполняли...

Роман Гусаров добавил, что «для своего времени Ан-24 был великолепной машиной с потрясающими лётными и эксплуатационными характеристиками».

«Этот самолёт можно было использовать в широчайшем диапазоне температур, вплоть до самых низких, экстремальных, что очень актуально для России. Кроме того, Ан-24 может садиться на аэродромы низкой категории и отличается высокой ремонтопригодностью», — рассказал специалист.

Схожим образом охарактеризовал «двадцатьчетвёрку» и исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, напомнивший, что в практике Ан-24 были и международные рейсы. В частности, в 1990-е годы в Архангельске эти самолёты использовались для полётов в страны Скандинавии.

«Это был, безусловно, чрезвычайно удачный, массовый и популярный у пассажиров лайнер, который также поставлялся на экспорт. Он зарекомендовал себя, с одной стороны, как надёжный и безопасный, а с другой — достаточно эффективный, чтобы обеспечивать рентабельную эксплуатацию на протяжении многих десятилетий», — отметил в беседе с RT Олег Пантелеев.

«Ладога» и Ил-114

По словам Олега Пантелеева, Ан-24 по-прежнему остаются востребованными в России, в первую очередь, в регионах, где «аэродромная сеть развита не очень широко».

«Машина может эксплуатироваться на грунтовых взлётно-посадочных полосах. Несмотря на то, что оснащение этого самолёта приборным оборудованием сохранилось на уровне второй половины прошлого столетия, машина обеспечивает полёты в сложных метеоусловиях, в том числе в Арктической зоне и на Дальнем Востоке», — рассказал эксперт.

  • Ил-114-300
  • © ОАК

Сейчас в России разрабатывается сразу два самолёта, которые могут занять нишу Ан-24. Так, на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) на завершающей стадии находятся работы по созданию самолёта ТВРС-44 «Ладога», рассчитанного на 44 пассажирских места.

Помимо этого, ОАК возродила проект пассажирского лайнера Ил-114. Его начали разрабатывать ещё в 1980-х годах, однако из-за развала СССР работы были свёрнуты. Сейчас в компании создают модернизированную версию воздушного судна на 68 пассажиров под индексом Ил-114-300. «Ладога» и Ил-114 будут оснащаться новыми турбовинтовыми двигателями семейства ТВ7-117СТ.

«Преимуществом «Ладоги» является возможность взлёта с неподготовленных аэродромов. Ильюшинская машина более вместительная, но и более требовательная к качеству взлётно-посадочных полос», — пояснил Олег Пантелеев.

В свою очередь, Роман Гусаров отмечает, что Ил-114 сможет занять нишу не только Ан-24, но и ближнемагистрального лайнера Ту-134. По его словам, ТВРС-44 является современным аналогом Ан-24. Аналитик полагает, что такие машины сегодня востребованы.

«Несомненно, самолёт типа Ан-24 очень востребован, причём в широком сегменте его использования. Не только как пассажирский лайнер, но и как транспортная машина, и как самолёт для различного вида авиационных работ», — резюмировал эксперт.


Алексей Латышев


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх