Увидев заголовок, вы могли подумать, что речь пойдет о космических кораблях, устремляющихся к далеким объектам Солнечной системы, но сегодня мы расскажем о морском флоте, ставшем частью космической программы.
Корабли измерительного комплекса обеспечивали управление полетами пилотируемых космических аппаратов и орбитальных станций, связь с экипажами и спутниками, траекторные и телеметрические измерения, участвовали в испытаниях баллистических ракет.
17 научно-исследовательских судов работали в Службе космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР. Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космической программы СССР и даже частично дожил до наших дней. Да, таких кораблей почти не осталась, но технология использования кораблей измерительного комплекса не устарела и сохраняет актуальность.
Создание космического флота
К концу 1950-х гг. на территории СССР было построено 13 наземных измерительных пунктов, контролировавших испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет и полеты первых искусственных спутников. Они могли полностью контролировать «основной старт» — запуск с площадки, но оказывались «слепы» во время «второго старта», когда включался разгонный блок и космический аппарат выводился на заданную траекторию.
Кроме того, «видеть» космический аппарат на орбите можно было лишь в момент, когда он находился над территорией СССР. Страна не имела ни собственных островов, ни арендованных территорий в другом полушарии, а для контроля второго старта межпланетных космических станций единственно удобным местом считалась зона Северной Атлантики.
В 1959 году Сергей Королёв предложил использовать корабли для связи с космическими аппаратами и управлением их полетом. В ближайшем будущем должны были состояться первые пуски к Венере и Марсу, что потребовало развивать проект кораблей измерительного комплекса (КИК) в кратчайшие сроки.
Вместо того чтобы строить КИК с нуля (их просто не успели бы построить в срок), телеметрической аппаратурой оборудовали несколько сухогрузов. К маю 1959 года три корабля приобрели необычный вид: разновысокая надстройка с тремя стабилизированными постами, двумя мощными П-образными мачтами с антеннами радиотехнических и телеметрических станций.
В установленные сроки переоборудование было закончено. В экспедицию отправились «Сибирь», «Сучан» и «Сахалин» — первые корабельные командно-измерительные пункты.
«Сахалин»
«Сучан»
В начале 1960 года в акватории Тихого океана они принимали участие в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет. В 1961 г. эти суда уже обслуживали первый космический полет вокруг Земли с человеком на борту.
«Чажма»
«Чумикан»
В 1963 году флот пополнился кораблями «Чумикан» и «Чажма». Однако просто переоборудовать сухогрузы оказалось недостаточно. Корабль космической связи не мог оставаться обычным кораблем, пусть и переоборудованным — в нем нужно было решить множество специфических проблем. Как разместить на судне разнотипные радиотехнические станции, чтобы не вызвать взаимных помех? Где найти столько энергии для питания новой техники, предъявляющей еще и особые требования к параметрам тока? Все эти вопросы были решены с постройкой нового класса кораблей.
В 1967 году были построены «Космонавт Владимир Комаров», «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец», а сам космический флот передан Академии Наук СССР.
«Космонавт Владимир Комаров»
«Космонавт Владимир Комаров» почти за 22 года эксплуатации совершил 27 экспедиционных рейсов, продолжительностью от одного до одиннадцати месяцев, за это время было пройдено около 700 000 морских миль, что составляет около 13 лет «чистого» плавания
Затем было построено еще несколько кораблей: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Виктор Пацаев». В 1979 году в состав морского космического комплекса вошло уже 11 кораблей. Все они до развала СССР участвовали в космических программах.
В 80-е годы в состав флотилии вошли новые корабли — «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов».
«Маршал Неделин» в 1985 году
Еще один гигант — 200 метров в длину, водоизмещение 24 300 тонн, экипаж — 396 человек. «Маршал Неделин» обследовал районы приводнения космических аппаратов, искал головные части для их эвакуации или уничтожения. Он мог использоваться для проведения морских поисково-спасательных работ.
Построенный в 1987 году «Маршал Крылов» на сегодняшний день остается единственным действующим кораблем измерительного комплекса в России.
Второй этап: флагманы
В конце 1960-х годов сверхдержавы развернули гонку за первенство в высадке космонавтов на поверхность Луны. Научно-исследовательские корабли должны были вести весь полет космонавтов и контролировать высадку на Луну. Решить эту непростую задачу должны были принципиально новые уникальные корабли, воплощающие себе все самые передовые технологии: «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Судна обладали высочайшими мореходными качествами и могли отправиться в любую точку мирового океана.
«Академик Сергей Королев»
180-метровое судно водоизмещением 22 тыс. тонн и энергетической установкой мощностью 12 000 л.с. Для этого корабля впервые вся измерительная техника была изготовлена в морском исполнении (подверглась полной защите от воздействия влаги).
На корабле «Академик Сергей Королев» (АСК) располагалось оборудование, позволявшее выполнять все функции наземных пунктов управления космическими полетами. На АСК впервые в мире удалось достичь одновременной двухсторонней связи и управления космическими объектами на расстоянии до 400 тысяч километров в двух диапазонах частот.
На корабле одновременно и комфортно могли разместиться более 300 человек экипажа и научной экспедиции. По уровню комфортабельности АСК ничем не отличался от большого круизного теплохода, однако он был оснащен и разным специфическим оборудованием. Так, на корабле был установлен гидроразбиватель, который должен был уничтожить материалы корабельного секретного архива в случае захвата судна.
В первую экспедицию корабль отправился 18 марта 1971 года и за весь срок службы выполнил в общей сложности двадцать две экспедиции, продолжительностью 6–7 месяцев (иногда до десяти месяцев).
«Космонавт Юрий Гагарин»
Вершина кораблестроения, флагман космической флотилии и самое большое для своего времени (а может, и на настоящий момент) исследовательское судно, построенное в 1971 году на верфях Ленинграда.
«Космонавт Юрий Гагарин» (КЮГ) вмещал 1250 помещений общей площадью 20 000 кв. метров. В длину — 236 метров, в высоту — 64, в ширину — 32 метра. На сохранившихся фотографиях корабль редко появляется рядом с другими объектами, и оценить его размеры сложно, но можно сопоставить цифры: водоизмещение КЮГ 45 000 тонн, у трехсотметрового авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — 43 000 тонн, у «Титаника» — 28 000 тонн.
«Космонавт Юрий Гагарин» оснащался комплексом технических систем, позволявшим выполнять с любым космическим аппаратом весь объем работ, доступных любому стационарному научно-измерительному пункту. В случае ядерной атаки на Центр космической связи, КЮГ смог бы обеспечить связь и управление космическими объектами страны.
Такие показатели работы достигались за счет мощных передающих и высокочувствительных приемных устройств с параметрическими усилителями, охлаждавшимися жидким гелием, производимым тут же, на судне. Всего на борту судна находилось 75 антенн. Всеми командно-измерительными средствами операторы управляли централизованно с помощью двух мощных ЭВМ.
Зеркала приемопередающих антенн, вращавшиеся в трех плоскостях, имели диаметры 12 и 25 м и весили 180 и 240 т соответственно. Общий вес всех четырех основных антенн вместе с платформой, на которой они были установлены, составлял 1000 тонн.
КЮГ мог работать одновременно с двумя космическими объектами — для этого использовался многофункциональный радиотехнический комплекс «Фотон». Для связи с Москвой использовались спутники-ретрансляторы «Молния».
Так как антенны работали остронаправленно, необходимо было не только вывести корабль в заданную точку, но и удержать его на месте во время качки. Проблема с устойчивостью возникала и из-за самих антенн, диаметр которых составлял от 12 до 25 метров с общей площадью 1200 м². Если антенны ставились на «ребро», они превращались в парус.
Чтобы удержать корабль на месте, установили пассивный успокоитель, с помощью которого амплитуда при бортовой качке в условиях семибального волнения моря снижалась с 10 до 3 градусов. Помимо этого внутри корпуса были установлены подруливающие устройства — крыльчатые движители: 2 в носу и 1 в корме. Они обеспечивали судну отличную маневренность. Сеансы связи осуществлялись при скорости ветра до 20 м/с и волнении моря до 7 баллов.
Корабль мог нести службу во всех районах Мирового океана, включая полярные, однако на практике в Ледовитом океане не использовался. С 1971 по 1991 годы судно выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане.
Коснемся внутреннего устройства корабля — оно впечатляло не только технической оснащенностью, но и условиями для работы и отдыха экипажа и научной команды. Во всех 86 лабораториях и 210 каютах имелись системы кондиционирования. На борту были кинозал на 250 мест, спортзал, три бассейна, зоны отдыха с бильярдной. Комфортные условия должны были обеспечивать работу сотен человек на протяжении 130 суток, пока корабль плавал в автономном режиме.
КЮГ в Сухом Лимане. Лето 1978 г.
Берег мертвецов
«Космонавт Юрий Гагарин» прибыл в Аланг
В 2016 году от всего советского космического флота осталось два судна: «Маршал Крылов» и «Космонавт Виктор Пацаев».
«Космонавт Виктор Пацаев» с 2001 года стоит на приколе у причала Музея мирового океана в Калининграде. До настоящего времени выполняет работы по приему телеметрической информации и обеспечению связи с космическими аппаратами, в том числе с МКС. В июле 2016 года приказом Министра культуры РФ судно внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения.
«Маршал Крылов», пережив несколько ремонтов, действует и поныне.
Что же произошло с остальными кораблями? Часть из них, конечно, устарела – морально и физически. Но большинство погибли из-за развала СССР. Официально несколько кораблей принадлежали Академии Наук СССР, а на обслуживании находились в Черноморском морском пароходстве. После развала Союза организации остались в разных странах.
С 1991 года «Академик Сергей Королёв» стоял в порту Одессы, но у Украины на тот момент не было ни космической программы, ни денег на содержание такого корабля. В 1996 году он был продан на металлолом. Корабль «Космонавт Юрий Гагарин» постигла та же участь — последний рейс был совершен в «порт» Аланг.
Остальные корабли, находившиеся на территории России, ждала та же судьба. Сокращение расходов на космос привело к печальному финалу. Предпринимались попытки спасти уникальные суда, они ходили в коммерческие рейсы, но все попытки оказались тщетны. С 1991 года почти все корабли подвергались периодическому разорению мародерами. С кораблей исчезало все, что только можно было продать.
Последний пункт назначения кораблей космического флота — Аланг, так называемый «Берег мертвецов», расположенный в 50 км от Бхавнагара, Индия. Аланг — это крупнейшая в мире площадка по разделу списанных на слом судов. Здесь на сотнях разделочных площадок ежедневно трудятся от 20 000 до 40 000 бедняков. В среднем за два месяца любое судно разбирается на металлолом полностью, а всего на этот берег в год выбрасываются умирать до полутора тысяч судов всех классов и типов — и это не метафора, корабли действительно на полном ходу бросаются в берег.
Здесь умер космический флот СССР
Новая надежда
Аналогичные научно-исследовательские корабли сейчас есть у США (последний на данный момент вошел в строй в 2012 году), Китая и Франции.
«Маршал Крылов», построенный в 1987 году, остается единственным работающим в полную силу кораблем измерительного комплекса в России. Корабль выполняет задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической техники — космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей.
В ноябре прошлого года стало известно, что центральное конструкторское бюро «Айсберг» разрабатывает проект нового корабля измерительного комплекса проекта «18290». Никаких технических подробностей не сообщалось. Известно лишь, что работы по проекту не останавливаются и продолжаются по сей день.
Читайте нас: