Лента новостей

19:53
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 14 октября, вечер
19:42
Раритетный боевой мотороллер Vespa TAP с настоящей базукой отправился на аукцион
19:32
Почему приоритетной целью для Израиля может стать духовный лидер Ирана
19:17
Украинские войска ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 14 октября
19:16
Посланник Папы Римского по Украине кардинал Дзуппи прибыл в Москву
19:10
Как англосаксы и немцы уничтожали сербов в ХХ веке
18:32
Англия рискует полностью потерять золотой запас
18:25
Шольц обвинил СМИ в замалчивании причин финансирования продолжения конфликта на Украине
18:24
Повышение налогов для АЗС. Недолив на всех заправках будет до 5-6%
18:22
Масштабный план Саудовской Аравии по нефти может сильно ударить по военной машине России
18:15
Россиянка родила ребенка в туалете аэропорта Турции и пыталась его утопить
18:14
Министр культуры Венесуэлы рассказал о планах работы с Россией
18:00
Война на Украине (14.10.24): Полуокружение Селидово...
17:24
Евросоюз и Великобритания ввели санкции против Ирана за якобы поставку баллистических ракет России и подрыв благосостояния Израиля
17:23
Нелегальные российские терминалы Starlink помогают России продвигаться на Украине
17:10
Министр обороны России прибыл в Китай с официальным визитом
16:51
В Тихом океане корабли России и КНР отработали отражение ракетной атаки
16:37
ООН: нападение на миротворцев это военное преступление
16:32
Доставка грузов дронами оказалась в 152 раза дороже обычной, признала «Почта России»
16:28
Politico считает блокирование Венгрией выделение Украине 50 млрд долларов подарком Трампу
16:19
Путин подписал закон о ужесточении наказания за скрытие автомобильных номеров
16:15
Чемпионат Ленинградского военного округа по дзюдо завершился в Санкт-Петербурге
16:11
Буря перед бурей: как катастрофические ураганы повлияли на баланс политических сил в США
15:54
Собирали данные и планировали похищение ребёнка: в Калининграде задержали украинских агентов
15:33
Украинцы устроили атаку на Джареда Лето за его желание выступить в России
15:32
Корпорация Boeing не может вовремя сделать самолёты заказчикам из-за убытков и забастовок
15:31
Франция настаивает на передаче Украине российских денег
15:25
Крым, Донбасс и Новороссия: фантомные боли киевской власти
15:22
На матче УЕФА Вучич поднял флаг России
15:06
В Малайзии перезапустили производство кораблей прибрежной зоны
14:35
Исключение населения из политики ведет к бедности. Названы лауреаты Нобелевской премии по экономике
14:29
Турция – Косово – Сербия: Реджеп Эрдоган продолжает окучивать Балканы
14:05
Раритетный боевой мотороллер Vespa TAP с настоящей базукой отправляется на аукцион
13:44
Прижимные рамки от LGA 1700 нельзя будет использовать с процессорами Intel Arrow Lake
13:40
Москалькова: 40 тысяч жителей отказались эвакуироваться из Курской области
13:39
Байден слукавил, говоря о желании США сократить ядерное оружие
13:38
Пропагандистка Соколовская скрылась от правоохранителей в Эстонии
13:30
Дарья Навальная вступила в избирательный штаб Харрис
13:26
Российские военные восстановили БРЭМ М88A2
13:25
Российская армия освободила населенный пункт Левадное
12:56
«Рука Кремля»: откуда у КНДР взялись технологии строительства первой АПЛ?
12:35
МИД Украины поддержал травлю против Джареда Лето
12:31
Российская армия развивает наступление в Курской области
12:20
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 14 октября, день
12:11
Окружение ВСУ неизбежно: последние новости спецоперации на 14 октября 2024 года, карта боевых действий на Украине, обстановка в Курской области
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север

Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север


Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север

В последние несколько лет Россия начала активно перенаправлять свои экспортные потоки аграрной продукции с Черного моря на Балтийское. С чем же это может быть связано, и насколько оправданным является такое решение?

Из греков в варяги


Традиционными рынками сбыта российского зерна являются Ближний Восток и Северная Африка. Наша страна является одним из крупнейших в мире экспортеров продукции аграрного сектора. Ежегодный экспорт оценивается на уровне 60-62 миллионов тонн зерновых. Удобнее всего их было вывозить из портов на Черном море.



Однако в последние годы начался процесс активной переориентации экспорта зерна на Балтику, что ранее некоторыми отраслевыми экспертами считалось экономически невыгодным. Так, порт «Высоцкий», ранее вывозивший уголь, теперь занимается зерном и до конца 2024 года должен выйти на показатель в 4 миллиона тонн в год.

Компания «Новатранс» инвестировала 6 миллиардов рублей в расширение мощностей «Лугапорта», который предназначен для перевалки генеральных, навалочных, зерновых грузов и пищевых продуктов. Терминал способен принимать до 1100 вагонов в сутки, а также производить обработку судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 м. К началу 2025 года его пропускная способность должна быть доведена до 7 миллионов тонн в год.

«Приморский УПК» планирует ввести в строй зерновой терминал мощностью в 5-7 миллионов тонн в год. Подобное перепрофилирование наверняка порадует местных жителей и экологов, которые ранее протестовали против планов по строительству первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса, предназначенного для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна общей мощностью до 70 миллионов тонн в год, из которых 25 миллионов приходились на уголь.

Если все эти проекты выйдут на плановые показатели, в течение ближайших нескольких лет через торговые ворота на Балтике будет экспортироваться порядка 16 миллионов тонн продукции отечественного аграрного сектора. Но и это не предел. В 2026 году компания «Содружество» обещает ввести в строй зерновой терминал мощностью в 10 миллионов тонн.

Таким образом, с Черного моря, на которое приходилось почти 90% от совокупных объемов экспорта, на Балтийское будет перенаправлена почти половина от этих потоков. При этом происходит перепрофилирование угольных терминалов в зерновые. С чем же это связано?

А мы уйдем на Север


У переориентации векторов российской внешней торговли с Юга на Северо-запад есть целый комплекс взаимосвязанных причин.

Во-первых, в последние несколько лет в нашей стране собираются высокие урожаи, а зерно – это товар, который легко можно продать за рубеж за валюту. Через порты Азовско-Черноморского бассейна удобно вывозить сельскохозяйственную продукцию из Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья. Плюс к «старым» регионам РФ теперь добавились «новые» с их плодородными черноземами. А вот из Центрального федерального округа, Поволжья, Южного Урала и Сибири оптимальнее вывозить зерно через Балтийские торговые ворота куда-нибудь в Западную Африку или даже Латинскую Америку.

Во-вторых, отечественные экспортеры потеряли возможность использовать транзитные мощности морских портов Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, недружественных стран, входящих в антироссийский блок НАТО. Основная нагрузка ранее ложилась на Латвию, откуда российское зерно шло в страны Европейского союза, Швейцарию и далекую Нигерию. К слову, процесс плановой переориентации российского и белорусского экспорта с прибалтийских портов на российские порты на Балтике стартовал еще до начала Кремлем спецоперации на Украине.

В-третьих, далеко не сегодня начался процесс перепрофилирования отечественной портовой инфраструктуры на Балтийском море с угля на иные виды продукции. Так, еще в 2020 году владельцы ООО «Порт Высоцкий», которому принадлежит крупнейший угольный терминал на северо-западе России, решили полностью сменить его грузовую базу. Связано это было с планомерным отказом европейских потребителей от использования неэкологичного топлива. Перенаправить экспортные потоки угля с Европы в Юго-Восточную Азию оказалось экономически нецелесообразно из-за очень длинного логистического плеча. Выбор в пользу аграрной продукции показался тогда оптимальным.

Ну, и, наконец, нельзя не упомянуть про новые риски для российской внешней торговли в Азовско-Черноморском бассейне, исходящие от враждебно настроенной Украины, которая в любой момент может ее перекрыть, начав атаковать грузовые суда морскими и воздушными беспилотниками и выставляя минные заграждения.

Так наши экспортные потоки начали перетекать с Черного моря на Балтийское, которое уже превратилось в новый зерновой хаб. Вот только потенциальная угроза судоходству, исходящая от недружественно настроенных Финляндии и Эстонии, входящих в блок НАТО, в итоге подтолкнет к необходимости развивать портовую инфраструктуру на Севере, в Мурманской и Архангельской областях, а также на Северном морском пути.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх