Лента новостей

03:25
Дракула - воевода
03:03
Кураховская ТЭС пала: новости СВО от 29 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1039-й день спецоперации России на Украине
02:33
РЖД тестируют робопсов для работы на опасных участках (ВИДЕО)
01:45
В честь года змеи в России начали страховать здоровье домашних змей
01:44
Раскрыта новая уловка МФО по отъему денег у россиян
01:42
Как США угробили свой военный флот
00:54
Джон Миршаймер: Запад не хотел вести переговоры с Россией по поводу Украины, потому что рассчитывал на победу
00:11
Свободные и вернувшиеся
23:22
В России впервые оценили бедность с учетом пола, возраста и места жительства
22:59
Набрано более 133 тысяч человек: в Минобороны отчитались о завершении осеннего призыва
22:51
 Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами  Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами
22:36
Бывший Главком ВСУ констатировал необходимость снижения мобилизационного возраста до 18 или 20 лет
22:35
Несовершеннолетние украинцы массово бегут за границу под видом туристов
22:34
Путин в разговоре с Алиевым извинился за катастрофу с азербайджанским самолётом
22:33
Журналист «Известий» погиб в зоне СВО
22:32
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 28 декабря
21:59
Влияние искусственного интеллекта на будущее образования  Влияние искусственного интеллекта на будущее образования
21:44
В Новый год - с новыми законами: президент России подписал около 60 законов
21:39
Санкционное яблоко раздора Евросоюза
20:03
Путин утвердил новую стратегию противодействия экстремизму
19:06
Зеленский в истерике, Шольц будет в шоке - Новости
18:57
«Архангельск» вступает в строй: новейшую атомную подлодку передали ВМФ России
18:38
Владельцы флагманских смартфонов Samsung получили возможность подключиться к спутникам Starlink
18:31
«Газпром» с 1 января прекращает поставки в Молдавию из-за долгов
18:29
Америке мало полусотни штатов: срочно понадобился ещё один?
18:26
Евросоюз заблокировал Telegram-каналы российских СМИ
18:25
«Газпром» решил прекратить поставки в Молдавию с 2025 года
17:44
На Украине в 2024 году сожгли почти 350 автомобилей военкомов и военных ВСУ
17:24
Вечерний Излучатель: Новый год в блокадном Ленинграде
16:56
На Украине сожгли почти 350 автомобилей военкомов военных ВСУ в 2024 году
16:49
Путин и Алиев обсудили крушение самолета AZAL
16:32
В США строят экспериментальную дорогу из радиоактивного материала
16:10
Реалистичная графика для AAA-игр стала слишком дорогой и ненужной
16:02
Гибель сухогруза Ursa Mayor и проблема западного терроризма на морях
15:46
Гоблин про сериал The Last of Us, эпизод 9 (тизер)
15:31
Временное перемирие с Украиной не устранит угрозу реваншистской войны
15:18
Тренд 2024 года - бум подержанных машин в России. Новые слишком дороги
15:16
Фицо не собирается прислуживать Зеленскому и пригрозил прекратить поставки электроэнергии на Украину
15:08
Россия вышла из соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе
14:55
Вино римлян, звук из центра земли, перепись белых карликов | Новости науки
14:45
Одержимость мускулами и запрещенное вещество довели бодибилдера до гибели
14:42
Рейтинг систем видеоконференцсвязи
14:25
СВР: США и Великобритания готовят теракты на российских базах в Сирии
14:24
Украина обесточила Красноармейск и вывезла памятник Тарасу Шевченко
14:16
Путин пописал запрет принимать в школы детей мигрантов без знания русского языка
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север

Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север


Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север

В последние несколько лет Россия начала активно перенаправлять свои экспортные потоки аграрной продукции с Черного моря на Балтийское. С чем же это может быть связано, и насколько оправданным является такое решение?

Из греков в варяги


Традиционными рынками сбыта российского зерна являются Ближний Восток и Северная Африка. Наша страна является одним из крупнейших в мире экспортеров продукции аграрного сектора. Ежегодный экспорт оценивается на уровне 60-62 миллионов тонн зерновых. Удобнее всего их было вывозить из портов на Черном море.



Однако в последние годы начался процесс активной переориентации экспорта зерна на Балтику, что ранее некоторыми отраслевыми экспертами считалось экономически невыгодным. Так, порт «Высоцкий», ранее вывозивший уголь, теперь занимается зерном и до конца 2024 года должен выйти на показатель в 4 миллиона тонн в год.

Компания «Новатранс» инвестировала 6 миллиардов рублей в расширение мощностей «Лугапорта», который предназначен для перевалки генеральных, навалочных, зерновых грузов и пищевых продуктов. Терминал способен принимать до 1100 вагонов в сутки, а также производить обработку судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 м. К началу 2025 года его пропускная способность должна быть доведена до 7 миллионов тонн в год.

«Приморский УПК» планирует ввести в строй зерновой терминал мощностью в 5-7 миллионов тонн в год. Подобное перепрофилирование наверняка порадует местных жителей и экологов, которые ранее протестовали против планов по строительству первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса, предназначенного для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна общей мощностью до 70 миллионов тонн в год, из которых 25 миллионов приходились на уголь.

Если все эти проекты выйдут на плановые показатели, в течение ближайших нескольких лет через торговые ворота на Балтике будет экспортироваться порядка 16 миллионов тонн продукции отечественного аграрного сектора. Но и это не предел. В 2026 году компания «Содружество» обещает ввести в строй зерновой терминал мощностью в 10 миллионов тонн.

Таким образом, с Черного моря, на которое приходилось почти 90% от совокупных объемов экспорта, на Балтийское будет перенаправлена почти половина от этих потоков. При этом происходит перепрофилирование угольных терминалов в зерновые. С чем же это связано?

А мы уйдем на Север


У переориентации векторов российской внешней торговли с Юга на Северо-запад есть целый комплекс взаимосвязанных причин.

Во-первых, в последние несколько лет в нашей стране собираются высокие урожаи, а зерно – это товар, который легко можно продать за рубеж за валюту. Через порты Азовско-Черноморского бассейна удобно вывозить сельскохозяйственную продукцию из Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья. Плюс к «старым» регионам РФ теперь добавились «новые» с их плодородными черноземами. А вот из Центрального федерального округа, Поволжья, Южного Урала и Сибири оптимальнее вывозить зерно через Балтийские торговые ворота куда-нибудь в Западную Африку или даже Латинскую Америку.

Во-вторых, отечественные экспортеры потеряли возможность использовать транзитные мощности морских портов Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, недружественных стран, входящих в антироссийский блок НАТО. Основная нагрузка ранее ложилась на Латвию, откуда российское зерно шло в страны Европейского союза, Швейцарию и далекую Нигерию. К слову, процесс плановой переориентации российского и белорусского экспорта с прибалтийских портов на российские порты на Балтике стартовал еще до начала Кремлем спецоперации на Украине.

В-третьих, далеко не сегодня начался процесс перепрофилирования отечественной портовой инфраструктуры на Балтийском море с угля на иные виды продукции. Так, еще в 2020 году владельцы ООО «Порт Высоцкий», которому принадлежит крупнейший угольный терминал на северо-западе России, решили полностью сменить его грузовую базу. Связано это было с планомерным отказом европейских потребителей от использования неэкологичного топлива. Перенаправить экспортные потоки угля с Европы в Юго-Восточную Азию оказалось экономически нецелесообразно из-за очень длинного логистического плеча. Выбор в пользу аграрной продукции показался тогда оптимальным.

Ну, и, наконец, нельзя не упомянуть про новые риски для российской внешней торговли в Азовско-Черноморском бассейне, исходящие от враждебно настроенной Украины, которая в любой момент может ее перекрыть, начав атаковать грузовые суда морскими и воздушными беспилотниками и выставляя минные заграждения.

Так наши экспортные потоки начали перетекать с Черного моря на Балтийское, которое уже превратилось в новый зерновой хаб. Вот только потенциальная угроза судоходству, исходящая от недружественно настроенных Финляндии и Эстонии, входящих в блок НАТО, в итоге подтолкнет к необходимости развивать портовую инфраструктуру на Севере, в Мурманской и Архангельской областях, а также на Северном морском пути.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх