Лента новостей

15:11
С крупнейшей верфи в США спросили за некачественную сварку
14:55
Новые ключи к разгадке происхождения астероида Рюгу (и углеродистых астероидов)
14:49
Бандеровцам нужна передышка
14:40
Хакеры нашли новый способ обхода DRM-защиты в картриджах HP
14:36
Иран не будет направлять свои войска в Ливан
14:34
Мама готовила соус в ступке из вулканической породы, и пламя стало зеленым
14:30
Израиль может начать вторжение в Ливан на этой неделе — СМИ
14:28
«Байденомика» на марше: конец эпохи дешёвых бургеров в Америке
14:24
Президент РФ подписал указ об осеннем призыве
14:09
Продвижение российских войск: последние новости спецоперации на 30 сентября 2024 года, карта боевых действий на Украине, последнее видео Юрия Подоляки, обстановка в Курской области
14:00
Галлюциногенные грибы довели до членовредительства
13:42
The Wall Street Journal анонсировало нападение Израиля на Ливан по суше
13:41
Зеленский не покажет украинцам «план победы», который показывал в США
13:39
Просто президент Гаити пьющий воду
13:29
Российская армия освободила Нелеповку
13:20
Новый батопорт отправили на 35-й СРЗ
13:19
780-й ремонтный завод технических средств кораблевождения признали стратегическим предприятием
13:16
Начинается взлом Запорожского направления - Новости
13:13
Подготовка элит в Оксфорде и Кембридже. Корни дуба
13:05
Патроны, гранаты и мины: в пригороде Авдеевки обнаружили схрон с боеприпасами
12:58
Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север
12:50
Ядерный сигнал Западу
12:43
«Государство всегда пыталось покорить университеты». Левые активисты Германии выходят на мирный протест
12:42
Орбан: мирный план Китая и Бразилии — продолжение инициативы Венгрии для давления на Россию и Украину
12:34
Украина начала готовиться к выборам
12:24
Новый Париж в Одесской области будет, а Шампани ходу нет, или Голь на выдумки хитра
12:21
Война на Украине (30.09.24): Угледар — гарнизон противника готовится к капитуляции...
12:16
Последние новости о мобилизации в России на 30 сентября 2024 года: возможна ли вторая волна, мнения специалистов
12:13
Panasonic научилась создавать трехмерные парящие голограммы с помощью водяного тумана
11:49
Путин поблагодарил жителей Донбасса и Новороссии в День воссоединения с Россией
11:48
Украинские дети как метод заработать: творится страшное
11:41
Американское турне главы киевского режима: ужас на физиономии Зеленского при плохой игре Трампа
11:28
СПО Арктика получит новый цех для ремонта электротехнического оборудования
10:57
Легойда заступился за теорию Дарвина в школах
10:51
Бейрут в облаках чёрного дыма
10:48
Украинцам решили не показывать «план победы» Зеленского полностью
10:46
Какие законы Госдума приняла к действию с октября
10:43
«Искандер-М» поразил эшелон с боеприпасами ВСУ
10:36
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 30 сентября, день
10:27
Обстановка в Курской области на 30 сентября 2024 года: текущая карта боевых действий
10:01
Абхазия потребовала признания независимости. Грузия призвала вывести российские войска
09:59
Русские хакеры получили доступ к личным данным сотрудников СБУ
09:49
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 30.09.2024
09:34
Последние новости от Юрия Подоляки на сегодня, 30.09.2024: Курское направление - вновь интенсивные бои
08:47
Русские устроили Зеленскому новый сюрприз в воздухе - Новости
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север

Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север


Зерновой хаб: как российская внешняя торговля смещается с Юга страны на Север

В последние несколько лет Россия начала активно перенаправлять свои экспортные потоки аграрной продукции с Черного моря на Балтийское. С чем же это может быть связано, и насколько оправданным является такое решение?

Из греков в варяги


Традиционными рынками сбыта российского зерна являются Ближний Восток и Северная Африка. Наша страна является одним из крупнейших в мире экспортеров продукции аграрного сектора. Ежегодный экспорт оценивается на уровне 60-62 миллионов тонн зерновых. Удобнее всего их было вывозить из портов на Черном море.



Однако в последние годы начался процесс активной переориентации экспорта зерна на Балтику, что ранее некоторыми отраслевыми экспертами считалось экономически невыгодным. Так, порт «Высоцкий», ранее вывозивший уголь, теперь занимается зерном и до конца 2024 года должен выйти на показатель в 4 миллиона тонн в год.

Компания «Новатранс» инвестировала 6 миллиардов рублей в расширение мощностей «Лугапорта», который предназначен для перевалки генеральных, навалочных, зерновых грузов и пищевых продуктов. Терминал способен принимать до 1100 вагонов в сутки, а также производить обработку судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 м. К началу 2025 года его пропускная способность должна быть доведена до 7 миллионов тонн в год.

«Приморский УПК» планирует ввести в строй зерновой терминал мощностью в 5-7 миллионов тонн в год. Подобное перепрофилирование наверняка порадует местных жителей и экологов, которые ранее протестовали против планов по строительству первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса, предназначенного для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна общей мощностью до 70 миллионов тонн в год, из которых 25 миллионов приходились на уголь.

Если все эти проекты выйдут на плановые показатели, в течение ближайших нескольких лет через торговые ворота на Балтике будет экспортироваться порядка 16 миллионов тонн продукции отечественного аграрного сектора. Но и это не предел. В 2026 году компания «Содружество» обещает ввести в строй зерновой терминал мощностью в 10 миллионов тонн.

Таким образом, с Черного моря, на которое приходилось почти 90% от совокупных объемов экспорта, на Балтийское будет перенаправлена почти половина от этих потоков. При этом происходит перепрофилирование угольных терминалов в зерновые. С чем же это связано?

А мы уйдем на Север


У переориентации векторов российской внешней торговли с Юга на Северо-запад есть целый комплекс взаимосвязанных причин.

Во-первых, в последние несколько лет в нашей стране собираются высокие урожаи, а зерно – это товар, который легко можно продать за рубеж за валюту. Через порты Азовско-Черноморского бассейна удобно вывозить сельскохозяйственную продукцию из Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья. Плюс к «старым» регионам РФ теперь добавились «новые» с их плодородными черноземами. А вот из Центрального федерального округа, Поволжья, Южного Урала и Сибири оптимальнее вывозить зерно через Балтийские торговые ворота куда-нибудь в Западную Африку или даже Латинскую Америку.

Во-вторых, отечественные экспортеры потеряли возможность использовать транзитные мощности морских портов Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, недружественных стран, входящих в антироссийский блок НАТО. Основная нагрузка ранее ложилась на Латвию, откуда российское зерно шло в страны Европейского союза, Швейцарию и далекую Нигерию. К слову, процесс плановой переориентации российского и белорусского экспорта с прибалтийских портов на российские порты на Балтике стартовал еще до начала Кремлем спецоперации на Украине.

В-третьих, далеко не сегодня начался процесс перепрофилирования отечественной портовой инфраструктуры на Балтийском море с угля на иные виды продукции. Так, еще в 2020 году владельцы ООО «Порт Высоцкий», которому принадлежит крупнейший угольный терминал на северо-западе России, решили полностью сменить его грузовую базу. Связано это было с планомерным отказом европейских потребителей от использования неэкологичного топлива. Перенаправить экспортные потоки угля с Европы в Юго-Восточную Азию оказалось экономически нецелесообразно из-за очень длинного логистического плеча. Выбор в пользу аграрной продукции показался тогда оптимальным.

Ну, и, наконец, нельзя не упомянуть про новые риски для российской внешней торговли в Азовско-Черноморском бассейне, исходящие от враждебно настроенной Украины, которая в любой момент может ее перекрыть, начав атаковать грузовые суда морскими и воздушными беспилотниками и выставляя минные заграждения.

Так наши экспортные потоки начали перетекать с Черного моря на Балтийское, которое уже превратилось в новый зерновой хаб. Вот только потенциальная угроза судоходству, исходящая от недружественно настроенных Финляндии и Эстонии, входящих в блок НАТО, в итоге подтолкнет к необходимости развивать портовую инфраструктуру на Севере, в Мурманской и Архангельской областях, а также на Северном морском пути.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх