Учить надо востребованному не только сегодня, но и на десятилетия вперед. Увы, не всегда угадаешь, что впереди.
Проект приказа Министерства просвещения исключает из школьной программы по физической культуре введенные с начала нынешнего учебного года вариативные – то есть по мере возможностей – чирлидинг и гольф как не укорененные в отечественной традиции, массаж и банную культуру как не соответствующие психофизиологии школьного возраста.
Открытым текстом отмечаю: резоны у проекта есть. В школе, как правило, есть место лишь комнатному варианту гольфа, развивающему очень немногие способности. Чирлидинг жаль: удачный, на мой вкус, гибрид танца с гимнастикой – но у нас и впрямь нет ни традиции, ни тренеров. Да и массаж – дело полезное, но даже взрослые при нем зачастую не о пользе думают.
Проект предлагает "в целях формирования осознанного отношения учащихся к истории, опыту и ценностям именно отечественной физической культуры и спорта" убрать из программы сведения о зарубежных игроках, тренерах и соревнованиях.
Открытым текстом не согласен: собственные достижения отчетливее в сопоставлении. Другое дело, что меру надо знать: на многих направлениях мы увлеклись зарубежным так, что свое почти забыли.
Проект предлагает "понятные и нейтральные формулировки": "буллинг" заменить на "психологическое насилие, систематическое унижение чести и достоинства, издевательства, преследование", "толерантность" – на "взаимоуважение", "гендерные особенности" – на "особенности пола".
Открытым текстом сообщаю: буллингу соответствует русское слово "травля" – у нас травили собаками волков и медведей, а их в Англии нет, и там ограничились быками ("булл"); ныне на Западе толерантностью – терпимостью – назвали уступки наглейшему, а все особенности пола пытаются сводить к гендеру – представлению о половой роли, подменяя физиологию психоложеством. Открытым текстом сожалею, что нынешний вариант программы не обсужден публично и теперь пришлось скоропостижно удалять нововведения. Но хорошо, что хоть сейчас проект выложен для всеобщего сведения. Коллективный разум, как правило, находит лучшие решения.