США вряд ли согласятся оплачивать восстановление Украины, пишет TNI. Вашингтон уже потратил 175 миллиардов долларов на военную помощь Киеву, и американские налогоплательщики не горят желанием платить по счетам, отмечает автор статьи.
Макс Приморак (Max Primorac)
Для восстановления страны потребуются масштабные частные инвестиции и всесторонние экономические реформы.
Президент Трамп теперь официально является кандидатом в президенты от Республиканской партии и выбрал сенатора Джей Ди Вэнса своим напарником по предвыборной гонке. На прошлой неделе Джо Байден объявил, что выходит не будет бороться за кресло главы государства. Теперь все указывает на то, что в январе в Белом доме появится новое руководство.
Одним из внешнеполитических приоритетов следующего президента будет мирное урегулирование конфликта на Украине.
Но что будет с Украиной после этого?
После такого урегулирования должно начаться восстановление страны. По оценкам Всемирного банка, оно обойдется в полтриллиона долларов. Украина заявляет, что ей нужна сумма вдвое больше.
Единственная проблема заключается в том, что американские налогоплательщики, по понятным причинам, не горят желанием платить по счетам. Вашингтон уже потратил около 175 миллиардов долларов на военную помощь Киеву, не говоря уже о том, что Украина должна миллиарды долларов держателям облигаций в США и Европе. На Киев оказывается все большее давление в вопросе возврата этих долгов.
На первый взгляд, это может показаться мрачной финансовой перспективой, но на самом деле представляет собой историческую возможность для Украины. Если Киев сможет принять послевоенную стратегию, которая будет способствовать быстрому экономическому росту и преодолеет советское наследие, <...>, это может помочь привлечь частный капитал, укрепить устойчивость страны к потенциальным нападениям России и прочно интегрировать в Европу. Недавнее решение саммита НАТО о включении Украины в зону европейской безопасности увеличивает перспективы для увеличения частных инвестиций.
У многих возникнет соблазн просто направить иностранную помощь на решение проблемы. Но это не сработает. Все недавние получатели донорской помощи на восстановление — от Ирака (220 миллиардов долларов) и Афганистана (145 миллиардов долларов) в Азии до Боснии и Герцеговины (два миллиарда долларов) в Европе — восстанавливались с трудом. В отсутствие реформ частные инвестиции были незначительными, и каждая страна становилась зависимой от иностранной помощи. Как только кран помощи перекрыли, их экономика рухнула.
Хуже того, западные агентства по оказанию помощи в управлении своими проектами, как правило, полагаются на Всемирный банк. Китайские государственные фирмы являются крупнейшими подрядчиками банка и зарабатывают “больше всего контрактных долларов”, согласно данным Управления государственной отчетности.
Представьте себе реакцию Америки, которая поддерживала Украину только для того, чтобы обогатить Китай <...>. Украина, без сомнения, нуждается в финансировании, и в значительном, но ни одна страна не перешла от бедности к процветанию с помощью иностранной помощи. На самом деле, в большинстве случаев происходит обратное, поскольку массовые потоки помощи лишают правительства стимулов проводить реформирование рынка, необходимое для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования экономического роста.
Это было основой, например, часто (неправильно) цитируемого Плана Маршалла после Второй мировой войны. Бывший администратор USAID Марк Грин напоминает, что этот план “касался гораздо большего, чем просто денег”, и требовал политики, которая способствовала бы “частному предпринимательству, конкуренции, сбалансированному бюджету, стабильным обменным курсам и либерализации контроля за ценами”, но “с определенным пределом”. Эти предельные положения вступили в силу через четыре года, и после этого экономика Европы переживала бум, а массовые иностранные инвестиции способствовали ее послевоенному восстановлению.
Поэтому ни для кого не секрет, что должна сделать Украина, чтобы привлечь частный капитал, необходимый для восстановления. Отправной точкой является борьба с коррупцией, которая будет нелегкой задачей.
Украине нужно ликвидировать 3500 государственных предприятий, которые подпитывают эндемичный клановый капитализм, коррупцию и огромный бюджетный дефицит, поддерживая лобби, выступающее против иностранных инвестиций и опасающееся внешней конкуренции. Киев, напротив, хочет создать стратегические государственные монополии, особенно в энергетическом секторе.
Эта политика отражает старые привычки правительства советской эпохи, которое все еще хочет контролировать экономику. Придерживаясь их, Киев сигнализирует мировым фондовым рынкам о том, что он несерьезно относится к проведению рыночных реформ для привлечения иностранных инвестиций. Такая позиция, скорее всего, лишит Украину иностранного финансирования, необходимого ей для восстановления.
Однако если Киев сделает шаги по приватизации этих компаний, устранению регулятивного бремени и снижению высоких налогов, это может высвободить значительный частный капитал, особенно в конкурентоспособном сельском хозяйстве, энергетике, технологиях, а теперь и в оборонном секторе. Только в 2021 году и во время вооруженного конфликта Украина получила денежные переводы на сумму более 18 миллиардов долларов от украинцев, работающих на Западе. Улучшите деловой климат, и появится больше денег, не говоря уже об интеграции на европейские рынки и коммерческой независимости от России.
Конечно, будет нелегко. Послевоенные реформы политически сложны, поскольку влиятельные местные лидеры часто борются за сохранение своих привилегий. Но если руководство Украины не предпримет серьезных мер, европейские компании могут принять решение конкурировать за безрисковые контракты на реконструкцию, финансируемые донорами, вместо того чтобы рисковать собственным капиталом. Аналогичным образом, глобальный частный акционерный капитал будет искать возможности для инвестиций в других местах. Многие украинцы могут сохранить свои деньги и начать новую жизнь в Европе, стремящейся привлечь образованную рабочую силу.
Киеву следует взяться за трудные реформы прямо сейчас. Если украинские лидеры не примут тот факт, что любое реальное восстановление будет осуществляться за счет частной, а не государственной казны, они упустят историческую возможность вырваться с экономической орбиты России.
Макс Приморак, старший научный сотрудник Центра свободы имени Маргарет Тэтчер Фонда "Наследие", бывший заместитель директора правительственной программы восстановления Ирака стоимостью 23 миллиарда долларов. Совсем недавно занимал должность исполняющего обязанности главного операционного директора USAID.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: