Лента новостей

21:53
Правого экс-президента Бразилии обвиняют в подготовке госпереворота
21:45
Страны Евросоюза готовят население к войне с Россией
21:02
«Уэбб» открыл в ранней Вселенной три огромные галактики — учёные не понимают, почему они так быстро сформировались
20:58
В Думе хотят оставить только вахтовую и целевую миграцию
20:57
В Санкт-Петербурге мошенника из МЧС не отпускают на СВО
20:56
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 ноября
20:55
В российских городах отменяют выступления комика Гурама Демидова, который высмеял Иисуса Христа
20:53
России требуется скорейший мир, так как солдаты заканчиваются и у нее
20:45
Путин объявил о серийном производстве ракет «Орешник»
20:34
Выступление Путина на совещании с руководством Минобороны
20:24
FPV-дрон уничтожил БМП Marder ВСУ в приграничном районе Курской области — видео
20:05
Еврокомиссар призвал страны ЕС поддержать арест Нетаньяху и Галанта за военные преступления
20:04
The Times: Германия поставила Украине 4 тысячи роботов-убийц
19:55
Путин отметил успех проведения испытаний «Орешника»
19:44
Повторился Иловайский разгром - Новости
19:38
Выращенное в лаборатории фуа-гра оказалось вкуснее и намного гуманнее традиционного
19:15
46 мирных жителей Курской области, которых похитили боевики ВСУ, вернулись в Россию
19:08
Зарубежные СМИ назвали заявление Путина об Орешнике предупреждением Западу
18:58
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 ноября, вечер
18:38
Мобилизация смертников
18:26
«Это правильный и долгожданный ответ». Володин поддержал нанесение ракетных ударов по агрессорам
18:25
Агония киевского режима в Харьковской области: власть понимает, что теряет регион
18:24
Всемирный банк даст Украине в долг 4,8 миллиарда долларов
18:23
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 16 по 22 ноября
18:11
В Минобороны России обсудили перспективы межведомственного взаимодействия в интересах укрепления обороны
18:06
Народная примета: «Если орехов много — зима будет суровой», или Готов ли Запад получить «Орешником» по лбу?
17:53
Перехватить невозможно: что известно о баллистическом комплексе «Орешник»
17:41
США ввели санкции против десятков российских банков
17:33
Лавров: Байден стремится «нагадить» Трампу по демократической традиции
17:21
Мотострелковые подразделения Ленинградского военного округа отрабатывают практические занятия по штурму укреплённых позиций условного противника
17:08
Выращенное в лаборатории фуа-гра гораздо вкуснее и намного гуманнее традиционного
17:05
«Его вертолётам не было равных»: Надежда Миль — об отце и о его вкладе в отечественную авиацию
16:58
«Стрелы Путина»: зачем России еще одна гиперзвуковая ракета «Орешник»
16:44
Совет Украина-НАТО собирается на заседание из-за удара «Орешником»
16:43
The Daily Telegraph: Зеленский изменил своё поведение после победы Трампа
16:42
Обстановка в Курской области по состоянию на 22 ноября
16:41
Туск заметил вступление конфликта на Украине в решающую фазу
16:30
«Орешник» — новейшее российское средство сдерживания
16:22
Главное в военных СМИ за неделю: испытания Адмирала Нахимова, новая ядерная доктрина, гиперзвуковой Орешник
15:53
«Хитро кинули американцы европейских слабаков». Соратник Трампа из Флориды намерен купить «Северный поток-2»
15:52
Совет Украина-НАТО собирается на заседение из-за удара «Орешником»
15:36
«Зелёный террор» на Украине: затянувшаяся агония режима Зеленского
15:32
Война на Украине (22.11.24): Бои за Большую Новосёлку, Курахово, Торецк, Часов Яр, Купянск...
15:22
«Сорвали всю кампанию ВСУ 2025 года»: Белоусов провёл совещание в пункте группировки войск «Север»
15:03
Зеленский лишил госнаград Азарова, Матвиенко, патриарха Кирилла, артистов и политиков из России и Украины
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Тихоокеанская железная дорога: Транссиб и БАМ дополняются новым стратегическим коридором

Тихоокеанская железная дорога: Транссиб и БАМ дополняются новым стратегическим коридором


Тихоокеанская железная дорога: Транссиб и БАМ дополняются новым стратегическим коридором

Не позднее 2025 года в Хабаровском крае и Республике Саха-Якутии должен быть сформирован новый портово-железнодорожный коридор, едва ли не впервые в отечественной истории вовлекающий побережье Охотского моря во внутрирегиональные, экспортные и транзитные грузоперевозки. Тем самым транспортно-логистическое обеспечение российского «разворота на восток» получает весомое инфраструктурное дополнение, позволяя, в частности, снижать степень перегруженности сконцентрированных на побережье Приморского края дальневосточных портов и ведущих к ним железных дорог. 

Указанная проблема обострилась в связи с внешнеэкономической переориентацией РФ с весны 2022 г. на государства Восточной и Юго-Восточной Азии. Многие порты и железные дороги Восточной Сибири и Дальнего Востока не смогли оперативно увеличить пропускные способности, причём проблема до сих пор полностью ещё не решена.

Новый инфраструктурный проект представляет собой железную дорогу по линии Эльга (юго-восток Саха-Якутии) – порт Эльга-1 на мысе Манорский протяжённостью примерно в 500 км. Известная как Тихоокеанская железная дорога, стальная магистраль от Эльги, состыкованная с северо-восточным ответвлением БАМа, до одноименного порта на Охотском море (мыс Манорский) построена уже на 80% (почти 450 км). На этом участке уже ходят грузовые составы: пока это пробные перевозки, однако уже в следующем году магистраль будет полностью сдана в эксплуатацию. Уже с середины апреля с.г. охотский порт принимает грузовые суда, а к 2026-27 гг. его причалы смогут обслуживать суда максимальной грузоподъемности (до 100 тыс. тонн). Проектная мощность только угольного морского терминала «Порт Эльга» составит 30 млн тонн в год, с перспективой увеличения до 50 млн тонн в год. Уголь будет поступать с Эльгинского месторождения по Тихоокеанской железной дороге на побережье Охотского моря, откуда пойдёт на экспорт. Недостаток мощностей для вывоза угля и других товаров стал особенно очевидным после запрета Евросоюзом в 2022 году соответствующих поставок из России, что вынудило российские экспортные компании спешно перестраивать логистические цепочки в поисках новых рынков сбыта (в Восточной Азии это, конечно, прежде всего Китай). «Тихоокеанская железная дорога вдвое сократит маршрут транспортировки угля с Эльгинского месторождения, разгрузит Байкало-Амурскую магистраль. Порт обеспечит бесперебойную перевалку топлива на металлургические предприятия»,говорит генеральный директор ООО «Порт Эльга» Вадим Бугаев.

Сопутствующие строительству природно-климатические условия (шесть только крупных мостов и примерно 500 сооружений через различные водоёмы) требуют также дополнительных расходов на покупку ледовых буксиров, безальтернативных для круглосуточного плавания в суровых северных водах. Финансирование строительства порта Эльга-1 в Хабаровском крае «уже достигло почти 150 млрд. рублей, – уточнил недавно агентству ТАСС врио губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин. – Порт, который главным образом будет предназначен для экспорта коксующегося угля с крупного Эльгинского месторождения в Якутии, рассчитывают ввести в эксплуатацию осенью с.г. При этом железную дорогу, которая соединит месторождение с морским терминалом, должны запустить уже в следующем году». Согласно ориентировкам технико-экономического обоснования всего проекта, для внешнеторговых грузоперевозок РФ и транзитных грузов в новом коридоре к концу 2020-х гг. превысит 30%, в то время как доля экспортного угля будет снижаться. По словам исполняющего обязанности губернатора края, мощность порта составит «30 млн. тонн угля в год с возможностью увеличения до 50 млн. т/год», а в дальнейшем в примыкающем к порту районе «планируют образовать новый город».

Строительство порта и железной дороги ведется с 2021-22 гг. исключительно за счет коммерческих капиталовложений. Объем планируемых инвестиций в проект в текущих ценах превысил 164 млрд. рублей: из них 108,5 млрд. руб. направляется в строительство железной дороги. Финансовым партнёром изначально негосударственного железнодорожного проекта выступил Газпромбанк.

Востребованность примыкающего к Охотскому бассейну «Эльгинского коридора» всё более весомая, т. к., по данным Минэкономразвития и Минтранса РФ (2024 г.), в освоении внешнеторговых и транзитных грузопотоков (в целом) доля портов Приморского края превышает 70%, а Охотского бассейна не превышает 20%. Соответственно, в инфраструктуре Приморского края периодически возникают проблемы с пропуском грузов к портам и в обратном направлении, что усугубляется недостаточной пропускной способностью ряда участков Транссиба в этом регионе и недостаточностью ответвлений от Транссиба и Байкало-Амурской магистрали к портовым районам. По тем же данным, сохранение этой ситуации в динамичных условиях «разворота на Восток» способствует росту контейнерных перевозок из КНР и стран ЮВА в Европу и на Ближний Восток по обходящему российскую территорию Транскаспийскому транзитному маршруту. 

Выступая на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 7 июня, Владимир Путин обозначил развитие восточного полигона железных дорог как одну из стоящих перед Россией стратегических задач. По словам главы государства, провозная способность восточного полигона к 2030 году должна вырасти до 210 миллионов тонн, к 2032-му – до 270 миллионов. Заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов отмечает взаимодополняемость Байкало-Амурской магистрали и Тихоокеанской железной дороги: если первая «несёт стратегическую нагрузку, в том числе и оборонную», то вторая «может сильно изменить провозную способность». Надо отметить, проблема дефицита транспортной инфраструктуры хорошо осознавалась и в советский период. Напомним, что строительство во многом функционально схожей магистрали – Якутск – Аян (протяжённостью почти 1000 км), с созданием в Аяне крупного порта на Охотском побережье взамен местного каботажного порта, планировались в начале 1950-х годов. Однако идея оказалась невостребованной, как и большинство других перспективных промышленных и инфраструктурных проектов второй половины 1940-х – начала 1950-х годов. Их сочли преждевременными и крупнозатратными. Но очевидно, что ещё в тот «проектный» период послевоенного восстановления советской экономики и новой индустриализации востребованность расширения порто-железнодорожной сети на Дальнем Востоке (важно подчеркнуть – с включением в неё обширного Охотского бассейна!) осознавалась в полной мере. 

Впрочем, уточнить проект Якутск – Аян и вскоре приступить к его реализации с финансовым участием государства предварительно планировалось ещё в 2015 году. Однако впоследствии был избран проект Эльга – мыс Манорский, реализация которого вскоре завершится. В середине июля завершено строительство последнего моста Тихоокеанской железной дороги в Тугуро-Чумиканском районе через реку Джана (одновременно проведена сбойка технологической автодороги параллельно новой магистрали). Ожидается, что первый сквозной поезд из Якутии в Хабаровский край придёт уже в октябре этого года. Задачей же следующего десятилетия, как отмечает спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин, является железнодорожная стыковка «Восточного полигона» с Северным морским путём, что будет способствовать формированию альтернативных транспортно-логистических путей в Евразии, не зависящих от деструктивных поползновений коллективного Запада.

Заглавное фото: УК «Эльга»



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх