В начале июня российским компаниям ограничили доступ к тендерам на поставку продовольствия по линии Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН в страны, регулярно сталкивающиеся с проблемой массового голода. В частности, со снижением числа заказов со стороны аккредитованных в ВПП ООН экспортеров столкнулись мукомолы, о чём сообщила в письме президенту «Опоры России» А. Калинину компания «Русские мельницы». Завод поставлял таким экспортерам пшеничную муку «в больших количествах», а сейчас наблюдает снижение интереса к экспортным поставкам товаров российского происхождения по линии международных организаций.
В предыдущие 20 лет на Россию приходилось до 20 % ежегодных объемов таких поставок, что обуславливается ценой поставляемой продукции на 10-15 % ниже, чем у альтернативных поставщиков, что позволяло снабжать большее количество голодающих. Основными получателями российского продовольствия в рамках ВПП ООН традиционно выступали Сирия, Судан, Афганистан, Палестина а также государства Африки (1) и Центральной Азии. В частности, в минувшем апреле российская сторона поставила через ВПП ООН 400 тонн продовольственной помощи в Кыргызстан. В южный город Ош поступило 337,5 тонны обогащённой муки и 60,7 тонн растительного масла, в 2023 году Россия обеспечила юг республики необходимыми продуктами в аналогичном объёме. Будучи основным донором ВПП ООН в Кыргызстане, только в 2018-2022 гг. российская сторона перечислила свыше 100 млн долл. на поддержку продовольственной помощи в республике. По странному совпадению, немногим ранее запрещённое в России американское агентство USAID выделило 7,5 млн ВПП ООН якобы на помощь испытывающим дефицит продовольствия семьям в Таджикистане.
Импортёры пшеницы из РФ (в среднем на год, 2019-2022, ЮНКТАД, ФАО)
По словам экспертов, теперь некоторые доноры, передавая средства на программы ВПП ООН, ставят условие, что их средства не могут использоваться для закупок продовольствия, сделанного в России или купленного у российских компаний. Формально условия ВПП подобного рода лазейку допускают, поскольку, в отличие от продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), у ВПП ООН отсутствуют обязательные взносы.
Сложившаяся ситуация, обусловленная прогрессирующим безумием коллективного Запада, нацелена на дальнейшее обострение продовольственных проблем в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки с тем, чтобы принудить их к большей привязке к США и ЕС и, соответственно, к участию в антироссийских санкциях.
«Уже в последние месяцы стало нормой, что товар российского происхождения – а мы в тендерной заявке обязаны это указывать – в принципе не допускается. Или "задним числом" российский товар указывается как, якобы, некачественный и потому изымается», – отмечает директор департамента крупнейшего российского поставщика для ВПП ООН Дмитрий Сухов. По его мнению, при имеющемся дефиците бюджета в этой программе, ситуация «вполне может привести к проблемам борьбы с голодом на Земле. Ведь Россия поставляла и может поставлять дальше муку, растительное масло, горох, другие продукты по ценам на 15% ниже, чем другие страны-поставщики».
Как известно, деятельность ВПП полностью финансируется за счёт добровольных взносов правительств, организаций, корпораций и частных лиц. По последним официальным данным, общий взнос составил за 2022 год около 14,2 млрд. долл. Среди крупнейших стран-доноров были США (7,2 млрд долл.), Германия (1,7 млрд долл.) и ЕС (698,2 млн долл.). Россия вошла в топ-30 крупнейших доноров (почти 30,6 млн долл.), участвуя в этой стартовавшей в начале 1960-х гг. программе с 2002 года (2).
Диляра Равилова-Боровик, первый заместитель постоянного представителя России при ВПП, считает, что «сложившуюся ситуацию иначе как подлостью не назовешь, учитывая, что цель программы – спасении жизней». Стало быть, ВПП ООН «становится инструментом в руках определенного количества доноров. Готовых жертвовать жизнями людей в нуждающихся странах, сводя политические счеты» и «зачищая рынок от конкурентов».
По данным эксперта, продовольствие от российских поставщиков в рамках ВПП «всегда очень высоко ценилось, в том числе в странах-получателях – например, Афганистане, Бангладеш, Зимбабве, Сомали, Эфиопии. Во-первых, это высокое качество. Во-вторых, российские поставщики могли предложить конкурентные цены в рамках тендера». Причем позиции российских поставщиков особенно устойчивы «в традиционных группах товаров: мука, в том числе витаминизированная, бобовые и растительное масло». В странах, где есть угроза голода, не идет речь о поставках расширенной продовольственной корзины: «Туда поставляется так называемый базовый набор продукции».
Между тем, участие в программе ВПП ООН позволяет избежать расходов на фрахтование морских судов, поскольку оно финансируется из бюджета этой программы. Но поставки развивающимся странам продовольствия и удобрений, как и увеличение поставок вполне возможны в рамках двусторонних соглашений – с использованием тех судов под «удобными» флагами, фрахт которых обходится дешевле. Эту известную и в СССР форму агроэкспорта и поныне практикуют, например, КНР, Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Турция, Малайзия, Чили и даже Тайвань.
Заметим, в этой связи, что большинство стран с «удобными» флагами не участвуют в антироссийских санкциях – как и развивающиеся / наименее развитые страны. В частности, недавно западные СМИ обратили внимание на то, что флот Габона внезапно вырос более чем на 100 кораблей, выведя эту небольшую африканскую страну с 2-миллионным населением на место второго по величине торгового флота Африки.
Тем временем, экспорт сельхозпродукции из России впервые превысил 45 млрд долл. в 2023 году – против 41,7 млрд. долл. в 2022 году. По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, основу экспорта продукции АПК РФ традиционно составляют зерновые, масличные культуры и продукты их переработки (в 2023 г. в целом до 60%), активнее включается в экспорт и продукция животноводства (около 30%), прежде всего свинина, мясо птицы и сливочное масло. А также картофель, овощи, бобовые, кондитерские изделия. В этот комплексный реестр входит и консервированная продукция.
В топ-6 стран по объему экспорта агропромышленной продукции из России в 2023 году вошли Иран, Индия, Ливия, Германия, Египет и Узбекистан. Всего получают упомянутые товары из РФ свыше 50-ти стран, из них 35 – развивающиеся и наименее развитые. При этом на гуманитарные поставки, в том числе по линии упомянутой ооновской программы, традиционно приходится не более 15% экспортных АПК-поставок из РФ.
Без преувеличения, коллективное мнение Африки по этой проблематике высказал еще в июне 2022 г. Маки Салл, президент Сенегала и глава Африканского союза, на встрече с В. Путиным в Сочи: «…Зерно и удобрения следует вывести из-под санкций против России, так как отсутствие доступа к ним усугубляет африканскую и мировую ситуацию в сфере продовольствия. Это создаёт серьезную угрозу для продовольственной безопасности на нашем континенте».
В условиях явной деградации механизмов ВПП ООН, немаловажной составляющей интеграционных процессов в рамках БРИКС и других организаций мирового большинства могло бы стать формирование альтернативных механизмов оказания и финансирования продовольственной помощи, свободных от западного геополитического диктата.
Примечания
(1) В 36 странах Африки на оплату импорта продовольствия приходится подавляющая часть всех экспортных доходов, а еще в 19 странах импорт продовольствия «забирает» более 40% этих доходов. В Эфиопии общая стоимость продовольствия, импортированного за 2019-2021 гг., составила 81% стоимости экспорта страны, что подчеркивает крайнюю зависимость Аддис-Абебы от мирового рынка. С учетом того, что у страны нет выхода к морю, проблема становится еще острее. Высока зависимость от продовольственного импорта островных государств. Например, Маврикий, считающийся «африканской историей успеха», вынужден тратить 38% своих экспортных поступлений на продовольственный импорт: это на 52% больше, чем 10 лет назад. Схожая тенденция на Мадагаскаре, Коморских островах. В 2012-2022 гг. общее число недоедающих людей на континенте выросло в 1,7 раза, превысив 262 млн человек.
(2) Обращают на себя внимание мизерные взносы в эту программу ряда стран ЕАЭС. Армения и Казахстан внесли в 2022-м только по 30 тыс. долл. – при том, что Казахстан – среди крупных продуцентов-экспортеров пшеницы и муки. Взносы Таджикистана и особенно Киргизии выше: 445 и 786 тыс. долл. Белоруссия в этой программе не участвует. При этом суммарные взносы «миниатюрных» Андорры, Монако и Лихтенштейна составили почти 2 млн. долл.