Обстановка в Восточно-Европейском регионе продолжает накаляться. Одним из самых напряжённых мест, если не считать Украину, в настоящее время является граница Белоруссии и стран Евросоюза. Именно здесь в последние месяцы сложилась ситуация, грозящая в ближайшем будущем перерасти в горячий конфликт между Западом и Союзным государством. И причина этому – неуемная русофобия Польши и прибалтийских республик, которая с каждым днем становится все более безумной.
Напряжение на границе ЕС и Белоруссии стало неуклонно расти еще с 2021 года, когда на волне антибелорусских санкций Варшава, Вильнюс и Рига стали постепенно сокращать свое сотрудничество с официальным Минском. Разгоревшийся после этого миграционный кризис, а также начавшаяся на Украине специальная военная операция (СВО), были использованы Польшей, Литвой и Латвией для усиления давления на Минск, который наравне с Москвой стали называть одной из главных угроз безопасности Европы. На протяжении последующих лет польские и прибалтийские политики сделали все, чтобы превратить границу Белоруссии с ЕС в прототип «железного занавеса», тем самым оправдывая свою политику постепенной милитаризации приграничных с Союзным государством регионов. Сегодня, как показывают последние события, Польша, Литва и Латвия приняли решение перейти на новый уровень конфронтации, используя для этого уже надоевшие, но все еще имеющие воздействие на простых европейских обывателей, нарративы.
Начало новому витку эскалации на границе ЕС и Белоруссии было положено еще в марте, когда Варшава анонсировала очередное увеличение «присутствия армии» в восточных регионах, обосновав это продолжающимися атаками нелегальных мигрантов с белорусской стороны. Причем для многих стало неожиданностью заявление из Варшавы, что проект многокилометрового забора на границе с соседней республикой, на который польские политики потратили не одну сотню миллионов евро, оказался неэффективным, повторив в некоторым роде судьбу «стены Яценюка». Именно поэтому власти Польши решили вложить еще денег в охрану своих восточных рубежей. Сначала предполагается модернизировать только что построенный забор, потратив на это еще более $370 млн. После это Варшава на границе с Белоруссией хочет создать целю линию обороны с громким названием «Восточный щит». Всего же Польша планирует потратить на это порядка $2,5 млрд, часть из которых осядет в карманах польских чиновников, что позволит им и дальше рассказывать о своих успехах по борьбе с «гибридной угрозой» со стороны Белоруссии и РФ.
В конце мая в Варшаве и вовсе решили сделать доступ к границе с Белоруссией невозможным. В частности, премьер-министр Польши Дональд Туск сообщил, что правительство планирует с 4 июня восстановить так называемую «буферную зону» в 26 населенных пунктах в Гайновском и одном в Белостокском поветах. Причиной такого решения называлось стремление обеспечить лучшую защиту границы и повысить безопасность охраняющих ее силовиков. Однако «буферная зона» в установленный срок так и не была организована, и лишь 9 июня правительство Польши утвердило соответствующее постановление. Согласно документу, протяженность зоны, перемещение в которой будет запрещено, составит несколько десятков километров, а глубина – от 200 м до 2 км. Примечательно в данном случае то, что алогичные меры уже вводились в 2021 году и просуществовали в отдельных районах до осени прошло года. За это время миграционный кризис на границе с Белоруссией, который и называется Варшавой главной причиной принятого 9 июня решения, никуда не исчез, а беженцы как пытались проникнуть на территорию Польши, так и продолжают это делать и сегодня.
Правда, стоит заметить, что из-за античеловечных действий польских силовиков на границе, которые все чаще стали приводить к смертельным случаям среди беженцев, ответная реакция мигрантов стала более жесткой. Это привело к тому, что они стали нападать на польских пограничников, один из которых в конце мая получил смертельное ножевое ранение и позже скончался в больнице. Неудивительно, что этот инцидент сразу же был использован Варшавой и сегодня грозит новым витком конфронтации между Польшей и Белоруссией, так как польская сторона перешла к прямым угрозам.
В частности, после того как стало известно о смерти пограничника, в МИД Польши был вызван временный поверенный в делах Белоруссии Алексей Понкратенко, которому была вручена нота, где требовалось «прекратить провокации на польско-белорусской границе и организацию миграционных потоков», а также «идентифицировать и выдать подозреваемого в убийстве польского гражданина». Каким образом все это возможно сделать с учетом того, что польская сторона сама прекратила всяческое сотрудничество с Белоруссией и до настоящего времени не представила никаких официальных доказательств инцидента и имеющиеся у нее факты, в Варшаве решили не уточнять. Более того, глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что произошедший инцидент – «это не индивидуальное решение бандитов, которые напали на нашего воина, а результат подготовки белорусской стороны», после чего пообещал, что «белорусские власти понесут последствия».
Стоит отметить, что ранение и смерть польского стража границы стали настоящим катализатором для дальнейших действий Варшавы, которого в польской столице ждали очень давно. Иных причин еще больше раскручивать конфликт с Белоруссией у Польши долгие месяцы просто не было, что крайне не устраивало польское руководство, использующее миф об угрозе с востока в своих играх как внутри страны, так и на международной арене. Более того, теперь введение «буферной зоны», где у властей Польши будут полностью развязаны руки, стало вполне обоснованным, как и переброска на границу с Белоруссией новых военных подразделений. Помимо этого, в Варшаве внезапно открыто заявили, что на протяжении последних двух лет устраивали стрельбы в направлении Белоруссии (только с начала года это произошло более 1300 раз), а Дональд Туск и вовсе потребовал подготовить поправки к закону относительно применения оружия военнослужащими, когда они используют его «для самозащиты, защиты польской территории или границы». Одновременно, как по заказу, в СМИ появились результаты неких опросов, согласно которым более 85% жителей Польши поддерживают применение оружия в отношении нелегалов. При этом в Варшаве все еще звучат адекватные голоса о том, что любое использование оружия на границе крайне опасно, так как даже случайное ранение белорусских военных может стать casus belli – поводом для войны. Правда, подобные доводы не интересуют тех, кто в польской столице принимает решения, стремясь создать на границе с Белоруссией такой очаг напряженности, который в любой момент можно будет использовать в качестве причины для начала агрессии в отношении соседней республики.
В сложившейся обстановке неудивительным является и резкая смена риторики официального Минска, где прекрасно понимают всю опасность происходящего. Особенно на фоне схожих с польскими действиями Литвы и Латвии, власти которых в последнее время решили действовать иными способами – издеваться на белорусами. Например, помимо различных санкций, закрытия пунктов пропуска, медленной работы таможенных служб и прочего, Вильнюс с 3 июня запретил белорусам провозить через границу более 2800 товаров, в том числе практически все продукты питания и воду. С учетом того, что в очередях на границе белорусы стоят десятками часов, оказаться без еды и воды для многих является не просто испытанием, но и грозит проблемами со здоровьем. Но такие «мелочи» не интересую литовские власти, для которых важно любыми способами повысить уровень напряженности на границе, чтобы быть в «тренде» нынешней западной политики, направленной как против России, так и Белоруссии.
В белорусской столице уже давно перестали надеяться на благоразумие своих европейских соседей, а потому все чаще стали демонстрировать им не только «пряник» в виде приглашения к переговорам, но и «кнут». Последнее проявляется в ответных обвинениях в адрес Варшавы, Вильнюса и Риги, симметричных санкциях, а также в наращивании военного потенциала республики. Так, 11 июня стало известно, что на западное направление была переброшена целая механизированная бригада «для отработки вопросов прикрытия государственной границы и выполнения комплекса мероприятий по инженерному оборудованию огневых рубежей, позиций и опорных пунктов». Одновременно сообщалось, что будут проводиться занятия по боевой подготовке с «практической отработкой вопросов ведения специальных боевых и оборонительных действий», а также «тренировки личного состава по выдвижению на заранее подготовленные огневые рубежи». Подобные действия белорусских властей совершенно неслучайны и являются прямым ответом Польше и странам Прибалтики на их явно агрессивную политику последнего времени.
К сожалению, приходится признать, что события на границе Белоруссии со странами ЕС за несколько последних месяцев подошли к крайне опасному рубежу. Главным инициатором происходящего, как и ранее, является Польша, которую по мере возможностей поддерживают прибалтийские республики. В складывающейся обстановке любое неосторожное действие или даже случайный инцидент, в том числе с применением оружия, вполне может стать той искрой, которая разожжет настоящий пожар не только на границе Белоруссии и ЕС, но и во всем регионе. Не понимать этого в Варшаве, Вильнюсе или Риге не могут, но, по всей видимости, именно это и является их конечной целью ради выполнения поставленных перед ними задач со стороны их заокеанских хозяев.
Читайте нас: