Белый дом уже всерьёз изучает перспективу назначения своего чиновника в послевоенную Газу. Если верить
Во-первых, вооружённый конфликт ХАМАС и Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) близится к завершению. В противном случае обсуждение подобных назначений едва ли имело бы смысл. Во-вторых, несомненно и другое – США хотят принять активное участие в послевоенном устройстве в секторе Газа, имея в виду и более широкие планы по переустройству Ближнего Востока (возможности для которого у Америки, заметим, уже далеко не те, что раньше).
Источники Politico дают интересную пищу для размышлений относительно характера будущей администрации в Газе. Так, вероятный американский советник палестинского происхождения должен стать советником неких «пропалестинских сил», находиться непосредственно «на месте». Из этого следует, что популярность ХАМАС как политической силы и организации будет явно проигнорирована США и Израилем. Таким образом, американцы с ведома и согласия режима Нетаньяху (возможные шероховатости решаются в рабочем порядке) целенаправленно готовят не что иное, как оккупационную администрацию Газы – никак иначе планы, над которыми приоткрыли завесу конфиденциальности, не прокомментируешь.
Более того, судя по всему, в Вашингтоне хорошо отдают себе отчет в том, что речь пойдет об «игре в долгую», что, собственно, и подтверждают периодически возникающие утечки. Как утверждают источники Politico, Белый дом ещё долго планирует играть ключевую роль в регионе после того, как «смолкнет оружие». Симптоматично и то, что США намерены разделить «частичную ответственность» с Израилем за обустройство 2,2 млн палестинских беженцев (где – вопрос отдельный и едва ли в полной мере решаемый). Любопытно, что означает «частичная» применительно к такому понятию как «политическая ответственность», когда речь идет о почти двух с половиной миллионах насильственно перемещённых гражданских лиц?
К тому же откуда у администрации Байдена уверенность, что итоги осенних президентских выборов окажутся для действующей администрации столь уж благоприятными? Ведь, казалось бы, накануне электоральных процессов Америка традиционна увлечена своими делами, и любые внешние авантюры так или иначе вписываются во внутренний контекст. Однако ещё интереснее, заручатся ли в Вашингтоне поддержкой арабских или шире – исламских государств.
Поддержка американо-израильской оккупационной администрации «одним из американских штатов», как иногда иронично именуют Королевство Иордания, здесь едва ли актуальна и уместна. Король Абдалла II недаром и по делам считается не арабом по крови и не арабом по менталитету. Арабская «улица» относится к нему, мягко говоря, крайне неприязненно – слишком уж тесно переплелись его интересы с деструктивными региональными замыслами Лондона и Вашингтона. Пожалуй, ни один монарх из Персидского залива не демонстрирует до такой степени лояльности коллективному Западу, как это не стесняется делать их иорданский «брат». Достаточно напомнить, что в ходе
Кроме того, иорданцы не скрывали – они больше не допустят на свою территорию ни одного палестинского беженца. Так что арабская и даже общеисламская солидарность однозначно не про нынешние власти Аммана. К слову, одно из предложений о размещении гипотетического «гауляйтера» именно в Иордании, о чем пишет Politico, еще раз ярко подтверждает неоспоримое. США абсолютно утратили связи с регионом, а значит и с реальностью.
Другим же ключевым арабским игроком, от позиции которого во многом зависит будущее Газы, выступает сопредельный с Газой Египет. Если бы не система подземных тоннелей, связующих анклав с Синайским полуостровом, едва ли отряды ХАМАС и другие силы сопротивления продержался бы до мая 2024 года. Достоверных признаков того, что Вашингтон «сверил часы» с Каиром в лице президента Абделя Фаттаха ас-Сиси, также пока не прослеживается. Хотя Египет – ключевая арабская страна, заинтересованная в безусловном прекращении конфликта, а также в скорейшем обеспечении послевоенного устройства в Газе.
Как известно, египетские власти не без оснований опасаются инфильтрации на свою территорию радикальных элементов, которые могут спровоцировать массовые антиправительственные выступления в Каире. На фоне бедности, безработицы в условиях схлопывания доходов от эксплуатации Суэцкого канала (грузоотправители и участники рынка морского страхования опасаются рисков с нападением повстанцев из движения «Ансар Алла»), от туризма и прогрессирующей инфляции это чревато социальным взрывом.
В сою очередь, ещё с осени 2023 г. Турция заняла вполне определённую позицию, категорически не соответствующую планам США и Израиля. Мало того, у себя на родине президента Реджепа Эрдогана системная и несистемная оппозиция критиковала за «непоследовательность», половинчатость антиизраильских мер. После объявления Аксараем в мае 2024 г. торгового эмбарго по ряду товарных позиций и без того «неполноводная» турецко-израильская торговля прекратилась вовсе (правда, злые языки поговаривают, что она налаживается через обходные пути, в частности через Словению и Грецию).
Построенный американцами причал для поставок гуманитарной помощи в Газу вскоре снесло морем
При этом многочисленные призывы и окрики турецкой стороны к США повлиять на Израиль успехом не увенчались. Демонстративно укрепляющая связи с движением ХАМСАС правящая турецкая коалиция потеряла немало очков на фоне своего противостояния коллективному Западу на Ближнем Востоке в контексте обострения в Газе. По факту же, как становится очевидным, турецкие «обеспокоенности» не были приняты в расчет и всерьез. Как итог, готовившийся на протяжении полугода официальный визит Эрдогана в Вашингтон и его встреча с Байденом, на которую делались серьёзные расчёты, таки сорвался. Иных очевидных предпосылок к срыву, кроме неразрешенного палестино-израильского конфликта, не просматривалось.
Безусловно, в списке влиятельных государств исламского Востока еще остается Королевство Саудовская Аравия, отношения фактического правителя которой принца Мохаммеда бин Сальмана с Америкой находятся на точке замерзания. В Эр-Рияде связывают возможное заключение сделки по оборонной и гражданской ядерной программе с США с прогрессом к созданию палестинского государства, и едва ли готовы подписаться под оккупацией Газы, особенно в нынешнее время – ведь такое решение никак не вяжется с ролью и влиянием, которое хранители мусульманских святынь взяли на себя в исламском и арабском мире.
Соответственно, под планом США назначить «гауляйтера» Газы мало реальных оснований. Назначить-то можно кого угодно и куда угодно, но примут ли такой расклад палестинцы – большой вопрос. Едва ли они забыли, что Байден выступил против признания другими членами ООН в одностороннем порядке независимости Палестины, фактически злостно игнорируя в том числе и мнение широкой американской общественности, часть из которой выражает свою поддержку Палестине в формате «кампусной интифады». Тем временем хозяин Овального кабинета в своих мутных речах перегружает признание Палестины массой оговорок и предусловий, утверждая, к примеру, что признание возможно лишь на основе прямых переговоров Израиля (то есть крайне радикального режима Нетаньяху, в принципе отрицающего право местных арабов жить на своей земле) и Палестины.
Иными словам, любые планы США, включая и создание внешнего контура, призванного «прикрыть» планируемую оккупацию Газы израильскими силами, в условиях отсутствия даже малейшей поддержки ключевых арабских и исламских игроков Востока, едва ли реалистичны. С высокой долей вероятности в регионе в очередной раз будет запущен обратный отсчёт до следующей фазы ещё более ожесточённого противостояния с вовлечением не только непосредственных соседей Израиля, но и его соседей по региону.
Читайте нас: