Последний участок частной земли на побережье Шпицбергена (близ столицы этой части норвежской территории со специфическим правовым режимом – Лонгийра, на Соре-Фагер-фьорде) на днях был выставлен на продажу за 300 млн евро (323 млн долл.), причём, как
По данным агентства, решение о продаже участка было принято из-за таяния льдов в районе Шпицбергена, что в воспалённом воображении западных геостратегов якобы «является благом для России, которая расширит судоходные маршруты и нарастит запасы энергоресурсов» (восточнее и юго-восточнее Шпицбергена обнаружены крупные запасы нефти и особенно газа). Соответственно, продажа участка – это «...единственная возможность получить землю в высокогорных районах Арктики и создать здесь стратегический плацдарм», приводит агентство
Речь идёт об участке земли, расположенном почти в 65 км к западу от Лонгийра. Более 100 лет он принадлежал норвежскому холдингу Aktieselskabet Kulspids по разработке асбеста, слюды, графита и редкоземельных элементов. Но, как видно, эти ресурсы на вышеупомянутых островах и на примыкающем к ним побережье Шпицбергена предпочитали не разрабатывать. В этой связи Киллингстад отмечает, что «сделка является довольно чувствительной из-за геополитических соображений. Поскольку покупатели смогут воспользоваться этой землей так, как им заблагорассудится».
Вместе с тем по использованию участков на архипелаге имеется ограничение, сетует Bloomberg: покупатели должны соблюдать условия международного бессрочного Договора о Шпицбергене 1920 года. Признавая суверенитет Норвегии над архипелагом, принятый более века назад в Париже документ объявил его постоянно демилитаризованным, запретив использование Шпицбергене «в целях, подобных войне или подготовке к войне». Договор подписали более 40 стран, в том числе РСФСР (после 1922 года – СССР), Китай, Великобритания, США. Согласно статье 9, Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо военно-морской базы или укреплений в районе действия договора, а любое использование архипелага в военных целях запрещается. При этом в документе не отражена невозможность создания здесь – как и на примыкающих к архипелагу (с юга и юго-востока) крупных островах Медвежий и Надежды – военных объектов, которые не всегда могут считаться подготавливающими войну.
Иными словами, военно-политический изъян договора о Шпицбергене косвенно способствует планам Североатлантического альянса по милитаризации всего ареала Шпицбергена (с прилегающими островами). ибо они не являются составной частью этого документа.
Нелишне напомнить, что Советская Россия / СССР изначально выступали за норвежский суверенитет на Шпицбергене и упомянутых островах вопреки планам их «временной опеки» Великобританией. Наряду с самой Норвегией позицию Москвы в этом вопросе поддерживали все страны Скандинавии. Соответственно, Норвегия одной из первых в зарубежье установила дипотношения с СССР в марте 1924 года: тогда же Москва подтвердила суверенитет Осло на островах Медвежий, Надежды и к концу 1920-х – и на южно-атлантическом острове Буве. Заметим, Российская империя была первой нескандинавской страной, признавшей независимость страны фьордов в 1905 г. от Швеции...
События Великой Отечественной войны наглядно продемонстрировали руководству СССР военно-стратегическую важность Шпицбергена и примыкающих норвежских островов. В начале 1950-х годов Советский Союз предлагал разработать и подписать международный договор, предполагавший постоянный военный нейтралитет на Северном Ледовитом океане. На Скандинавском полуострове эту идею поддержали Финляндия и Швеция, в то время как Норвегия, Дания и Исландия сослались на своё членство в НАТО.
В 1951 г. Шпицберген был включён в сферу компетенции военного командования НАТО, на что СССР ответил дипломатической нотой протеста о нарушении статьи 9 Парижского договора. В ответ Норвегия заверила Москву, что не намерена сооружать на архипелаге военные базы или использовать его в военных целях и не допустит подобных действий от других стран, что положило начало практике разноречивых трактовок положений Парижского договора о демилитаризованном статусе архипелага. К примеру, норвежцы считают неправильным толкование статьи 9 Парижского договора как закрепляющей полную демилитаризацию Шпицбергена, поскольку данное положение якобы запрещает лишь конкретные действия. Соответственно, всё, что не охватывается этими действиями, должно быть разрешено – в том числе и создание военных объектов.
В Осло оставляют за собой право на проведение оборонительных операций в рамках договорённостей союзников по НАТО, включая реализацию положений статьи 5 Североатлантического договора о коллективной обороне в случае гипотетического вооружённого нападения на архипелаг. Кроме того, норвежцы не считают нарушающим Парижский договор заход кораблей своих ВМС и Береговой охраны в порты Шпицбергена, а также визиты военного персонала Норвегии на архипелаг (1).
Немаловажное значение отводится норвежским островам и Арктической стратегией США, обновление которой было
В свою очередь, помощник министра обороны США по вопросам Арктики Айрис Фергюсон кратко уточнила, что «документ разработан в тесном сотрудничестве с союзниками, в том числе со странами Северной Европы». А в октябре 2022 г. в Конгрессе США
О существенном ужесточении условий работы российских организаций на архипелаге Шпицберген и в его водах заявлял МИД России, отмечая и попытки властей Осло нарастить свое военное присутствие на архипелаге. В частности, указывалось на демонстративный заход фрегата ВМС Норвегии в порт Лонгийра и активизацию норвежской Береговой охраны в акватории российского угольного поселка Баренцбург. «Очевидно, что под лозунгом „демонстрации флага“ Осло предпринимает усилия по закреплению Шпицбергена в сфере своей военной активности», –
В то время как западные игроки вынашивают планы военной экспансии, Россия и её партнёры по межгосударственному объединению БРИКС концентрируются на совместных научных исследованиях. Так, одна из сессий прошедшей в Санкт-Петербурге Второй международной научно-деловой конференции POLAR
Интерес Китая к региону растет с момента публикации в 2018 году «Белой книги» по Арктике, что свидетельствует об амбициозных планах Пекина. Определяя себя как «приарктическое государство», Китай стремится играть значительную роль в геополитике и экономическом развитии региона, учитывая стратегическую ценность этого региона по мере появления новых судоходных маршрутов при таянии морских льдов.
Перспектива китайского присутствия Соре-Фагер-фьорде по результатам коммерческой сделки вызвала обеспокоенность в Осло, и власти
Заглавное фото: В арктическом поселке российского присутствия «Пирамида» (архипелаг Шпицберген) прошло самое северное в мире шествие Бессмертного полка, @AlexNovi
Примечания
(1) Тодоров А. Шпицберген в контексте военной безопасности в Арктике // Арктика и Север. 2020. № 39.
(2) Норвегия де-факто отделила Надежды и Медвежий от договора с 1 сентября 1939 г., а В. Квислинг предписал (1941 г.) военное сотрудничество с Германией на этих о-вах, на самом архипелаге (и на о. Ян-Майен – между Норвегией и Гренландией). Относительно островов Медвежьего и Надежды, 12 ноября 1944 года советский МИД предложил дополнить договор о Шпицбергене более чёткой его демилитаризацией. И передать Медвежий под суверенитет или в длительную аренду СССР, а о. Надежды – в совместное управление. Норвегия 9 апреля 1945 г. предложила компромисс: соглашение о совместной ответственности Норвегии и СССР за оборону Шпицбергена и этих норвежских островов. Переговоры были прерваны Москвой в апреле 1953 г., хотя до апреля 1953 г. Москва настаивала на специальном соглашении о нейтральном статусе тех же территорий.
Читайте нас: