Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о порядке компенсации ущерба России от недружественных действий Соединённых Штатов Америки.
Как следует из указа, российский обладатель прав на имущество в лице государства или ЦБ, в случае конфискации этого имущества в США, вправе обратиться в суд с заявлением с просьбой установить факт «необоснованного лишения его прав на имущество» в США. В случае если суд соглашается с заявлением, он запрашивает у правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями список имущества США в России.
Комиссия затем выявляет имущество США, которое «с учетом принципа соразмерности может быть использовано в целях компенсации ущерба». «Решением [суда] об установлении факта необоснованного лишения российского правообладателя прав на имущество и о компенсации ущерба предусматриваются прекращение прав на имущество США или лица США, включенное в перечень, и последующая передача этих прав российскому правообладателю в целях компенсации ущерба», — говорится в указе президента.
После начала военной операции на Украине страны Запада заморозили активы российского Центробанка в виде наличных и ценных бумаг на сумму около €260 млрд. Более двух третей из них находится в бельгийской Euroclear. Минфин России в 2022-м оценивал объем замороженных активов примерно в $300 млрд.
По данным Конгресса США, у американских финансовых институтов хранятся $4−5 млрд активов российского Центробанка. В апреле президент США Джо Байден подписал закон REPO Act, который позволяет ему конфисковать суверенные активы России, полностью или частично, находящиеся под юрисдикцией Соединенных Штатов (включая активы Банка России). При этом в законе прописано, что такое решение не будет подчинено судебному рассмотрению, за исключением случаев предполагаемого лишения прав, гарантированных Конституцией США. Американские юристы неоднозначно смотрят на вопрос, обладает ли Россия конституционными правами в США, которые могли бы предотвратить конфискацию ее активов.
Москва осуждает западные санкции. В Кремле отмечали, что конфискация российских активов станет «солидным гвоздем в будущий гроб всей западной экономической системы координат», а также «предметом неких ответных действий и предметом судебных разбирательств». «Если такое решение [по изъятию российских активов] принимается, то абсолютно симметричный ответ последует со стороны Российской Федерации. У нас тоже достаточно активов, которые здесь заморожены, находятся и на счетах так называемых С, это наши обязательства по бумагам, дивидендам, те, что составляют наши обязательства перед иностранными контрагентами из недружественных стран», — говорил в декабре министр финансов Антон Силуанов. Замглавы Минфина Алексей Моисеев ранее говорил, что объем средств нерезидентов на счетах С сравним с замороженными активами России.
Читайте нас: