Во внутренних делах Вселенского Патриархата обозначилась рука правительства США, пишет ТАС. Константинополь настолько "сроднился" с ЦРУ, что в ответ на спонсорскую помощь готов сделать богоугодными любые деяния: от коррупции до борьбы с Русской Церковью.
Все знают, что Московский Патриархат поддерживает тесные связи с Кремлем. Но мало кто в курсе, что Вселенский Патриархат Константинополя глубоко повязан с правительством Соединенных Штатов. Удивительное невежество, ведь многие лидеры греческой православной церкви весьма гордятся сим фактом. В 1942 году архиепископ Северной и Южной Америки Афинагор Спиру (Athenagoras Spyrou) написал агенту Управления стратегических служб (УСС, предшественник ЦРУ, — прим. ИноСМИ)письмо следующего содержания: "У меня три епископа, триста священников и большая и обширная организация. Они не только в моем распоряжении, но и в вашем. Вы можете командовать ими для решения любых своих задач. Ваши указания будут выполнены точно и без лишних вопросов".
В 1947 году УСС переименовали в Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Год спустя Афинагор стал Вселенским Патриархом Константинополя, духовным лидером восточного православия.
Следует отметить, что, когда Афинагор обращался к УСС, его родная Греция находилась под оккупацией нацистов. Понятно, что греческий епископ в Америке поддержал американские военные усилия. Но дело не только в этом. Афинагор был ярым сторонником американской исключительности и поощрял милитаристскую внешнюю политику Вашингтона. Консул США в Стамбуле вспоминал разговор с Афинагором в 1951 году так: "Как обычно, он довольно долго говорил о своей уверенности в том, что Соединенные Штаты должны оставаться на Ближнем Востоке на протяжении нескольких столетий, чтобы выполнить возложенную на них Богом миссию: дать всем людям свободу, процветание и счастье".
(Эти цитаты, кстати, взяты из выступления православного историка по имени Мэтью Нэми (Matthew Namee) из Греческого колледжа Святого Креста в Бостоне. Это не подделка и не российская пропаганда — Греческая православная церковь весьма гордится связью с американским глубинным государством.)
Афинагор был не просто поклонником Америки, но и обновленцем, как называют либеральных православных. В 1964 году он встречался в Иерусалиме с Папой Павлом VI, чтобы официально отменить взаимные отлучения, наложенные их предшественниками в 1054 году. Этот жест вызвал возмущение всего православного мира. Афинагора обвинили в том, что он поступился православной верой ради бумажно-патетического союза с Римом.
Нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей сделан из того же теста, что и Афинагор. Он весьма близок к Папе Франциску; их объединяет любовь к массовой иммиграции и экологическому активизму. Как и Афинагор, Варфоломей поддерживает тесные отношения с правительством Соединенных Штатов — партнерство, оказавшееся взаимовыгодным.
Вселенский Патриарх является духовным лидером православия. Однако под его прямой юрисдикцией находятся лишь несколько тысяч православных христиан в Турции. Остальная часть греческого православного мира является автокефалией, то есть автономией. Сюда входят Греческая церковь, Кипрская церковь и американские метрополии (или епархии). Многие ожидают от Варфоломея лидерства, но не находятся в его прямой юрисдикции. Стоит также отметить, что подавляющее большинство православных христиан во всем мире принадлежат к русской православной традиции. Ее церкви не нуждаются в лидерстве Варфоломея. Некоторые, например Московский Патриархат, вообще находятся с Константинополем в состоянии раскола.
Вопреки желанию, Варфоломей не является православным "папой". В последние несколько десятилетий Вселенский патриарх работает над консолидацией жесткой власти над различными греческими православными церквями. Наиболее плодотворными эти усилия оказались в Соединенных Штатах.
В 2014 году Элпидофор Ламбриниадис (Elpidophoros Lambriniadis), нынешний архиепископ Америки и наследник Варфоломея, опубликовал короткое эссе под названием "Первый без равных". Это аллюзия на выражение primus inter pares, что означает "первый среди равных". Первоначально данный титул носил только Папа римский, но после Великого раскола 1054 года православные передали его Патриарху Константинопольскому. Сам раскол в немалой степени вызвало ощущение того, что римские понтифики не уважали права и привилегии собратьев-епископов, особенно на христианском Востоке. Очевидно, что архиепископ слал сигнал о желании развивать в Православной Церкви более авторитарную, централистскую экклезиологию — философию, названную "греческим папизмом".
В 2022 году во время интервью греческой газете Ta Nea Элпидофора спросили, рассчитывает ли он стать следующим Вселенским Патриархом. На что он заявил, что "вопрос преемственности решает Бог". Еще один радикальный отход от православной традиции, фактически выходящий за рамки греческого папизма. Даже Римско-католическая церковь открыто отрицает, что Папу выбирает Бог.
Тем не менее правительство Соединенных Штатов официально поддерживает доктрину греческого папизма, как мы рассмотрим ниже. Укрепление позиций Вселенского Патриархата в мировом православии преследует две цели. Первая из них — ослабить влияние соперника Константинополя в лице Московского Патриархата. Вашингтон считает православие инструментом кремлевской пропаганды и, следовательно, законной целью для контрразведывательных операций. Во-вторых, патриархи-обновленцы представляют собой готовых партнеров Вашингтона в кампании по насаждению либеральных, демократических ценностей во всем мире.
Возьмем, к примеру, церковный раскол на Украине. В 1990 году Московский Патриархат предоставил Украинской Православной Церкви (УПЦ) статус автономии, но не полной автокефалии. Однако группа украинских националистов во главе с Петром Порошенко организовала "независимую" Православную церковь Украины (ПЦУ). При поддержке западных СМИ эти националисты успешно заклеймили каноническую УПЦ "Русской церковью".
В 2018 году тогдашнего спецпредставителя Госдепартамента США по Украине Курта Волкера (Kurt Volker) спросили о заявке ПЦУ на автокефалию, но он только отмахнулся, сказав, что правительство Соединенных Штатов не имеет позиции по таким вопросам и уважает любое решение Варфоломея и его синода.
Не обольщайтесь: эти слова указывают на определенную позицию. Прежде всего, автокефалию не может предоставить в одностороннем порядке ни один патриарх или епископ. Во-вторых, если бы кто-то и должен был вынести решение, то это был бы Патриарх Московский, духовный лидер славянского православия. Даже великий митрополит Каллист Уэр (Kallistos Ware) обличал Вселенский Патриархат во вмешательстве в дела украинской церкви: "Несмотря на то, что я митрополит Константинопольского Патриархата, я не рад той позиции, которую занял патриарх Варфоломей. При всем уважении к моему патриарху, я обязан сказать, что я согласен с мнением Московского Патриархата, что Украина принадлежит к Русской Церкви. В конце концов, митрополия Киева была переведена из-под омофора Вселенского Патриархата в Московский Патриархат по соглашению 1676 года. Таким образом, на протяжении 330 лет Украина была частью Русской Церкви".
В-третьих, всего за несколько дней до того, как Волкер дал интервью, Джо Байден — тогда еще вице-президент — прилетел на Украину, чтобы заявить о своей поддержке ПЦУ. Как только Варфоломей вынес решение в пользу последней, госсекретарь Майк Помпео выразил ему твердую поддержку всей администрации Трампа. После начала российско-украинского конфликта наше правительство безоговорочно поддержало политику президента Украины Владимира Зеленского по изъятию имущества (в том числе церковных зданий) у УПЦ и передаче его ПЦУ. Особенно вопиющий эпизод произошел, когда толпа националистов напала на храм УПЦ во время похорон, разогнала молящихся и так сильно избила священника, что его пришлось госпитализировать. Неувязка в том, что хоронили украинского солдата, погибшего в боях с Россией.
Эту деталь невозможно переоценить: что бы ни утверждали СМИ, каноническая УПЦ не является орудием российского влияния. Ее члены не являются ни "пророссийски настроенными", ни тем более коллаборационистами. Они тоже отдают свои жизни, защищая родину на поле боя. Но это не имеет значения ни для Вашингтона, ни для Константинополя. Поддерживая сепаратистов, Варфоломей подрывает влияние Москвы внутри мирового православия. И это на руку русофобам в нашем внешнеполитическом истеблишменте.
В 2019 году Госдепартамент выделил 100 тысяч долларов новостному сайту Orthodox Times, тесно связанному с Вселенским Патриархатом. Зачем? "Для противодействия организациям, распространяющим фейковые новости и обманывающим верующих из православных общин" — иными словами, "российской дезинформации".
По иронии судьбы, Госдепартамент Трампа проводил эту проконстантинопольскую повестку на фоне открытой и гордой поддержки Вселенским Патриархатом Демократической партии. Греческая Православная Архиепископия Америки хвастает: "Президент Трумэн часто подчеркивал проамериканские убеждения Патриарха Афинагора, важность и влияние Вселенского Патриархата и греческой православной общины в США как жизненно важные для целей американской внешней политики. Действительно, Трумэн считал, что Патриархат и Афинагор имеют решающее значение для укрепления прозападной решимости как Греции, так и Турции, а также для содействия стабильности на Ближнем Востоке".
В 2020 году Патриарх Варфоломей поздравил старого друга Байдена с победой на президентских выборах. "Вы можете только представить себе мою огромную радость и гордость за ваше успешное избрание на пост 46-го президента вашей выдающейся нации, Соединенных Штатов Америки". Архиепископ Элпидофор все в том же интервью Ta Nea также выразил Байдену завуалированную поддержку:
"В Америке проблема абортов полностью политизирована... Как будто главная черта хорошего христианина и хорошего политика зависит от позиции по вопросу абортов. Все остальные принципы и доктрины христианства не имеют значения; вы можете быть мошенником, лжецом, разжигателем войны, жестоким человеком или женоненавистником, но если вы против абортов, вы автоматически получите поддержку “благочестивых людей”".
Как отметил журналист Род Дреер (Rod Dreher), это малоизвестное интервью содержит немало шокирующих разоблачений. Например, Элпидофор не просто обеспокоен тем, что аборты "политизированы", а открыто выступает за представление женщине выбора. "Женщины несут на себе всю тяжесть рождения и воспитания детей, в отличие от мужчин, помимо тех, кто непосредственно участвуют в процессе вынашивания, — заявил он. — Поэтому мы должны поддержать право женщин принимать репродуктивные решения по собственной воле". Элпидофор также гордится поддержкой протестов, вспыхнувших после смерти Джорджа Флойда, и печально известного решения дать геям возможность принимать таинство крещения.
Для тех, кто не в курсе политики православной церкви: в 2022 году Элпидофор крестил сыновей двух богатых американцев греческого происхождения, Эвангело Бусиса (Evangelo Bousis) и Питера Дандаса (Peter Dundas). (Детей выносила суррогатная мать.) Крещение было проведено в пригороде Афин Вулиагмени, вызвав бурю эмоций в мировом православии. По двум причинам. Во-первых, неправильно крестить ребенка, если у него практически нет шансов вырасти в соответствии с учением Церкви. Родители вверяют дитя христианской вере, не давая при этом инструментов для выполнения связанных с этим обязательств. Во-вторых, приезжее духовенство (в том числе епископы) должно получать разрешение местного митрополита, прежде чем публично совершать таинства, находящиеся в его юрисдикции. В данном случае в роли местного митрополита выступал Антоний Глифадский. Элпидофор запросил и получил разрешение крестить детей американской пары, но утаил от Антония их однополость.
Архиепископа осудили Священный Синод Греческой Церкви и монахи Афона, но его это не волновало. Главное — он показал православному миру, как станет поступать в статусе Вселенского Патриарха.
Но это не все. В 2019 году Элпидофор назначил генеральным викарием Американской архиепархии отца Александра Карлуцоса (Alexander Karloutsos), фактического пастора семьи Байденов. Он входит в совет директоров Фонда им. Бо Байдена и является духовным наставником президента. В 2015 году отец Александр присутствовал на (ныне печально известном) ужине, устроенном Хантером Байденом в джорджтаунском кафе Milano. Это был частный прием в честь нескольких восточноевропейских олигархов, включая коррумпированного экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. В тот вечер Хантер познакомил отца с Вадимом Пожарским, руководителем компании Burisma, якобы выполнявшей сделку, за которую Батурина годом ранее заплатила Хантеру 3,5 миллиона долларов.
Что еще тревожнее, отец Александр близок к основателю Dominion Voting Systems Джону Пулосу (John Poulos). Священника обоснованно обвинили в посредничестве между Пулосом и Байденами в ходе предвыборного скандала 2020 года. Говорят, он передавал обеим сторонам информацию, но благодаря положенным духовенству привилегиям вызову в суд не подлежит. Стороны признают, что отец Александр в то время часто с ними встречался, но настаивают, что общение носило исключительно духовный характер. Кто бы сомневался, что Пулос и Байден оба провели те трудные месяцы в молитве и посте.
Так случилось, что в 2018 году отец Александр оказался в центре финансового скандала с 80 миллионами долларов, который расследовало правительство США. Вскоре все замяли, хотя объяснений так никому и не представили. Когда в прошлом году президент Байден вручил отцу Александру президентскую медаль Свободы, тот в шутку предупредил: "Я своими разговорами испорчу вам репутацию".
К сожалению, в Американской архиепархии подобные обвинения в коррупции распространены повсеместно. Греческая православная церковь, безусловно, является хоть и не крупнейшей, но богатейшей конфессией в США. (Римско-католический священник может рассчитывать на заработок не более 45 тысяч долларов в год, тогда как греческий православный — более 130 тысяч долларов.) Есть много уважаемых семей, которые все еще чувствуют глубокую преданность Церкви, даже если не всегда добросовестно выполняют ее предписания.
Иными словами, Американская архиепархия находится примерно в том же положении, в каком была Католическая церковь при Кеннеди. Она богата капиталом и активами, но повязана в основном с нерелигиозными спонсорами-либералами. Вот почему колледж Святого Креста называет бывшего конгрессмена Майкла Хаффингтона (Michael Huffington) "правоверным христианином", несмотря на гомосексуализм и публичное несогласие с учением Церкви по этому вопросу.
К счастью, большинство греческих православных юрисдикций не являются обновленцами, не выслуживаются перед американским правительством и ничем не обязаны светским деятелям. Фактически, когда греческий парламент проголосовал за ратификацию однополых браков, церковь назвала это решение "демоническим" и отлучила от церкви нескольких "аморальных законодателей" из числа голосовавших "за".
Но что бы ни заявляло наше правительство, оно будет и дальше продвигать Варфоломея и его преемника Элпидофора как "греческих пап" с целью либерализации греческого православия и противодействия русскому. Такова политика правительства США. Госдепартамент даже выделил для этого специальных людей (и деньги налогоплательщиков). Сама тема открыто и радостно обсуждается в крупнейших учреждениях Вселенского Патриархата и Американской Архиепископии. И любого, кто видит здесь подлое предательство как американского народа, так и всех православных верующих, немедленно клеймят агентами Кремля. Чудеса, да и только!
Автор статьи: Майкл Уоррен Дэвис (Michael Warren Davis)
Автор статьи: Майкл Уоррен Дэвис (Michael Warren Davis)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: