В преддверии выборов в Европарламент Макрон пытается продвинуть кандидатов от своей партии "Возрождение". Но он выбрал неправильную тактику, пишет Le Monde. Французский президент разыгрывает "украинскую карту" и призывает ЕС нарастить поддержку Киева, а Западу это, как оказалось, не нужно.
Президент Франции пытается воздействовать на электорат и превращает вопрос помощи Украине в один из ключевых пунктов своей предвыборной кампании. Опасность для него заключается в том, что партии, которые настроены на мирное урегулирование конфликта, могут укрепить свои позиции.
До выборов в Европейский парламент, которые состоятся 9 июня, осталось всего два месяца, и вот какую ситуацию описывает последняя статистика: кандидаты от партии президента ["Возрождение"] по-прежнему значительно уступают по популярности тем, кто баллотируется от "Национального объединения". Ряд проведенных опросов общественного мнения показал, что разрыв между двумя группами кандидатов составляет не менее десяти пунктов. Подобный расклад сулит президентскому лагерю сокрушительный провал в день выборов — хотя в 2019 году сторонники Макрона шли вровень с ультраправыми. Похоже, что украинская карта, которую глава государства разыгрывает в предвыборной гонке в надежде обозначить свое отличие от "Национального объединения", оказалась недостаточно мощной, чтобы увеличить число голосов в пользу претендентов от его лагеря.
На самом деле предвыборная кампания еще не началась. Валери Айер, лидер президентского лагеря, чей список еще не сформирован, все еще малоизвестный кандидат в сравнении с преемником Марин Ле Пен и главным кандидатом в списке от "Национального объединения" Жорданом Барделла. Последний стремится избежать любых дебатов, особенно по поводу российской спецоперации на Украине, в то время как его соперница из партии "Возрождение" в конце марта отправилась в Киев, чтобы продемонстрировать свою поддержку украинцам.
Как уже было сказано, в последние недели президентский лагерь активно привлекает внимание общественности к украинскому вопросу, при этом отрицает, что занимается этим в целях предвыборной агитации. Конфликт зашел в тупик, Россия постепенно освобождает Донбасс, а Эммануэль Макрон тем временем пытается подготовить французов и европейцев к резкому наращиванию военной поддержки Киева. Ситуация в Украине слишком серьезна, а ужесточение риторики Кремля в отношении Парижа слишком заметно, — и тем менее оправдана озабоченность, которую транслирует глава Республики. Ко всему прочему, время играет на стороне России: скоро, в ноябре, пройдут президентские выборы в США, и есть вероятность, что Белый дом займет Трамп, обещающий завершить боевые действия всего за сутки.
В свете этих мрачных предзнаменований стратегия, которая ставит связанные с Украиной вопросы в центр предвыборной кампании, вполне может иметь двойственный эффект. С одной стороны, она может помочь мобилизовать электорат "макронистов" перед выборами в Европарламент. С другой — на данном этапе она уже обеспечила пространство для маневра пророссийским партиям, которые после начала конфликта на Украине почти два года оставались практически в тени.
Дебаты 12 марта в Национальном собрании по поводу двустороннего соглашения о безопасности, которое подписали Франция и Украина, несомненно, помогли прояснить намерения всех сторон: 372 депутата проголосовали за данный документ, 99 — против. Сторонники Эммануэля Макрона, почти все депутаты от "Республиканцев", социалисты и экологи поддержали текст, депутаты партии "Национальное объединение" воздержались, а "Непокоренная Франция" и коммунисты проголосовали против.
В то же время полемика вокруг возможной отправки западных войск на Украину, которую инициировал Эммануэль Макрон 26 февраля, омрачила обсуждение. Это позволило "Национальному собранию", а также депутатам партии "Непокоренная Франция" вступить в дискуссию, чтобы поставить под сомнение компетентность задиристого главы государства. Марин Ле Пен не преминула выступить с осуждением идеи об отправке на Украину французских солдат. В целом подобная перспектива до сих пор вызывает значительные сомнения в обществе.
И пока Франция, которую союзники Киева с самого начала российской спецоперации критиковали за осторожность, обещает усилить военную поддержку, более четырех из десяти избирателей, похоже, готовы проголосовать за партии, которые в первую очередь стремятся избежать эскалации конфликта и отдают приоритет переговорам.
"Та часть электората, которая наиболее скептически относится к Европейскому союзу и которую обхаживает партия „Национальное собрание“, также имеет самые сильные сомнения по поводу поддержки Киева. Поэтому не стоит удивляться, что „украинский рычаг“ действует не с той силой, с какой хотелось бы сторонникам президента Франции, — отмечает политолог Тьери Шопен, специальный советник Института имени Жака Делора. — Проблема конфликта на Украине, несомненно, более актуальна для стран Прибалтики и Центральной Европы, чем для французов, которые к тому же наиболее сдержанно относятся к расширению ЕС".
В то же время глава государства делает вид, что верит — по крайней мере, такова цель Елисейского дворца, — в то, что сформированный Францией нарратив утверждается в рамках "двадцати семи" (то есть среди стран Европейского союза — Прим. ИноСМИ), лидером которых, естественно, французский президент не отказался бы стать. Разумеется, не стоит недооценивать влияние проевропейски настроенного Макрона на ЕС с момента его прихода к власти и его выступления в Сорбонне в сентябре 2017 года, в котором он уже отстаивал идею европейского суверенитета и обороны. Теперь он вновь предпринимает попытки утвердить это предполагаемое лидерство. Препятствием на этом пути стали его первоначальные колебания по поводу конфликта на Украине. После того как Эммануэль Макрон предложил рассмотреть вопрос об отправке войск на Украину и тем самым изменил позицию в отношении России, ему удалось найти некоторую поддержку в Центральной Европе, а также среди скандинавов и прибалтов. Но в то же время он ухудшил отношения со своим немецким коллегой.
Чем больше радикальные партии будут укреплять свое влияние в будущем Европарламенте, тем больше будет ослабевать в странах Евросоюза желание безгранично поддерживать Киев — вопреки тому, что за это сейчас ратует Эммануэль Макрон. Мы уже видим, как эти партии оспаривают вероятность вступления Украины в ЕС в долгосрочной перспективе, критикуют еще более непопулярную идею интеграции этой страны в НАТО или доступ ее сельскохозяйственной продукции на европейский рынок. Эти весьма деликатные вопросы сейчас также являются частью кампании в преддверии выборов 9 июня.
Автор: Филипп Рикар (Philippe Ricard)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: