Лента новостей

15:36
Китай созывает «палестинский саммит» с ХАМАС и ФАТХ
15:28
Курченко обворовал клиентов криптобиржи Beribit, как и промышленность Донбасса?
15:27
Песков опроверг издание Die Welt, которое нивелирует вину Великобритании в эскалации конфликта на Украине
14:52
Власти Южной Кореи подумывают восстановить нормальные отношения с Россией
14:46
Насмешка над Западом: выставка трофейной техники на Поклонной горе
14:23
США обвинили Китай во вмешательстве в выборы
14:15
Прокуратура добилась выплаты зарплаты на Донецком металлургическом заводе
14:14
Власти Италии требуют объяснений от России в связи с национализацией компании Ariston
14:03
Российские войска наступают на донецком направлении
13:38
На Украине вновь проблемы с энергообъектами
13:37
Иран обвинил Евросоюз и США в разжигании конфликтов на Украине и в Палестине
13:31
США проигрывают битву за Сахель, но планируют удержаться вместе с Францией
12:20
В Армении возбудили дело из-за сообщений о присоединении военных к протестам
11:59
Тайвань пожаловался на «боевое патрулирование» Китая
11:44
В украинском городе Ровно разгромили мемориал советским солдатам
11:11
На пороге хаоса: какой Октябрь грозит Америке?
11:09
Русские модернизируют старое оружие. Нам в Польше смеяться нечему
11:07
Польские таможенники не пустили на Украину 20 автомобилей для ВСУ
10:39
Системы ПВО ликвидировали почти 70 украинских дронов над Россией. 10 вражеских беспилотников попали в НПЗ в Славянске-на-Кубани
10:37
Пугающее предупреждение: Россия склоняется к победе Украины и помощь США не поможет
09:56
CNN: в штатах Небраска, Айова и Техас из-за торнадо пострадали три человека
09:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 27.04.2024
08:52
Почему даже при риске санкций Китай поддерживает Россию?
04:21
Хрущёв: от рабочего до лидера ядерной сверхдержавы
02:31
Выгодоприобретатели русофобской истерии
01:25
Украина отомстит укробеженцам в Европе
00:46
Русские прорвали позиции ВСУ, украинские командиры запаниковали и бросили в бой одну из самых неподготовленных бригад
00:15
Удивлённые революционеры
00:12
Бои у Купянска: как наши проламывали оборону врага перед штурмом Кисловки (ВИДЕО)
22:33
Asia Times: НАТО вместо «советников» забрасывает на Украину спецназовцев, как США делали во Вьетнаме
21:58
Бывший агент ЦРУ в ООН обвинил США в подрыве «Северных потоков»
21:57
Россия национализировала компании Ariston и Bosch
21:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 26 апреля
21:55
Зеленский доложил западным хозяевам о формировании новых бригад ВСУ из насильно отловленных на улицах мужчин
21:20
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 апреля
21:19
В ДНР будут завозить сотрудников из других регионов - оплатят переезд и обеспечат жильём. Местные жители, работающие за МРОТ, возмущены
21:18
СМИ сообщили об обысках в музее, основанном Абрамовичем и его супругой
21:12
Торговля билетами на «родину Нормандского формата»: по волнам истории
20:14
Цель расширения НАТО – золото нейтральных стран
18:59
На войну — всё, пенсионерам — ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения

Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения


Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения

В ближайшие 5 лет РФ окажет техническое и инвестиционное содействие развитию железнодорожной сети Мали, Ганы, Камеруна. Аналогичное сотрудничество планируется с самой крупной страной Центральной Африки – ДР Конго (бывший Заир), а также с Эфиопией и Мозамбиком.

Выбор этими странами российских партнеров обусловлен неизменно высоким качеством разнообразной продукции транспортного машиностроения, гибкой ценовой политикой российских производителей и неукоснительным соблюдением российской стороной контрактных и смежных обязательств. 

Железные дороги Африки,  2023 г.

Железные дороги Африки,  2023 г.

Практически 80% общей протяжённости железных дорог Африки являют собой колониальные артерии из глубинных районов к морским портам для вывоза в бывшие метрополии различного сырья. В конце 1950-х – середине 1960-х гг. во Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Португалии, владения которых в Африке составляли до 70% территории Чёрного континента, были разработаны проекты межрегиональных железных дорог, соединяющих колонии этих европейских стран друг с другом. В их числе можно отметить, например, трансафриканскую стальную магистраль от порта Дакар (французский Сенегал) через Французскую Западную и Французскую Экваториальную Африку к Джибути – порту тогдашнего Французского Сомали на Красном море.

Железные дороги Западной Африки (красный  цвет)

Однако с разворачиванием процесса деколонизации и получением африканскими государствами независимости (в начале 1960-х – первой половине 1970-х гг.) бывшие метрополии предпочли ограничиться прежними колониально-сырьевыми линиями. А стало быть, навязанные новообразованным странам экономические и военно-политические соглашения сохраняли и поныне сохраняют неоколониальную зависимость большинства тех же стран от экс-метрополий. (1)

Пути Эфиопии к морю

Пути Эфиопии к морю

 С середины 1960-х гг. железнодорожное строительство в Африке с помощью СССР шло в основном в странах «социалистической ориентации» – на Мадагаскаре, в Алжире, Ливии, Эфиопии, Анголе, Бенине и Конго (Браззавиль). Однако многие начатые проекты реализовать так и не удалось по разным причинам, в том числе из-за внутриполитической нестабильности, а также ориентации многих режимов «социалистической ориентации» на использование растущей советской финансовой помощи для нужд обогащения местных элит. Кроме того, многие африканские государства стремились наращивать свои сырьевые поставки в СССР как по преференционным для них ценам, так и выгодному товарному бартеру. Соответствующую торгово-экономическую «фору» СССР щедро предоставлял практически всем странам Африки (помимо ЮАР, Южной Родезии, активно сотрудничавшей с ними экс-британской Малави и «прозападного» Заира). В первую очередь эти льготы распространялись на страны «социалистической ориентации», в числе которых можно отметить Сомали (до 1977 г. включительно), Мозамбик, Гвинею, Гвинею-Бисау, Экваториальную Гвинею. Вместе с тем и здесь акцент в сотрудничестве в сфере транспорта делался на модернизации действующих морских портов.

Забвение африканского направления недавних десятилетий меняется на более активную позицию, подтверждение которой – в том числе прошлогодний форум «Россия – Африка» в Санкт-Петербурге, на котором обсуждались направления возможного сотрудничества и перспективные проекты. По данным российских и африканских источников, российский холдинг «Синара – транспортные машины» (СТМ) с декабря 2023 г. ведет переговоры с Мали об участии в строительстве трансмалийской железной дороги протяжённостью почти в 1300 км. Завершение переговоров планируется не позднее апреля с. г., ориентировочная стоимость проекта – около 2,5 млрд. долл. (в ценах декабря 2023 / января 2024 гг.). Речь идёт о магистрали от столицы страны Бамако до города Гао вблизи границы с Нигером: таким образом в Мали с российской помощью будет создана общенациональная железнодорожная сеть. До сих пор в этой стране Сахеля, решительно отринувшей удушающие объятия французского колониализма, только столица связана железнодорожным сообщением с соседним г. Куликоро (50 км) и с сенегальским портом Дакар (примерно 700 км). Но эти пути охватывают не более 25% территории страны. С предложением об участии РФ в создании этой артерии власти Мали обратились к руководству РФ как раз на полях российско-африканского форума на берегах Невы.

В ходе того же мероприятия ОАО «РЖД» и министерство железных дорог Ганы подписали Меморандум «О взаимопонимании и сотрудничестве». Отмечая «обоюдную готовность сторон в сотрудничестве по совместной реализации железнодорожных проектов на территории Ганы», стороны договорились «проработать форматы участия РЖД в проектировании и строительстве объектов «под ключ», включая «поставку необходимых материалов, оборудования, тягового и подвижного состава».

По данным РЖД, Гане предложены создание единого диспетчерского центра управления перевозками; обучение специалистов; поставки оборудования для строительства и реконструкции действующих железных дорог. Прежде всего, предусматривается участие россиян в сооружении в 2024-27 гг. трансганской стальной магистрали «Юг – Север»: Гана – Буркина-Фасо (порт Аккра – Уагадугу) протяжённостью в 650 км.

Железные дороги Камеруна

Железные дороги Камеруна

В августе 2023 г. в Петербурге глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников и министр экономики и инфраструктуры Камеруна Аламин Мей договорились доработать с участием РЖД соглашение о сотрудничестве в строительстве припортовых и магистральных железных дорог в Камеруне. Документ намечено подписать во втором квартале с. г. Соответствующие проекты включают в том числе строительство в 2024-28 гг. железнодорожных линий из Камеруна в соседние Чад (Нгаундере – Гаруа – Нджамена) и в Габон (Яунде – Оем – Белинга). 

Ещё в конце ноября 2022 г. глава основной логистической компании Камеруна Global Corporation Group Кунгаба Леонель заявил ТАСС о желании «пригласить российских специалистов для помощи в развитии железнодорожной отрасли, чтобы наладить кооперацию в строительстве железных дорог». Сотрудничество с Россией востребовано «для создания общенациональной и трансграничной железнодорожной сети». 

Железнодорожная сеть ДР Конго, 2023 г.

В 1-м полугодии с. г. ожидается завершение переговоров РЖД с Демократической Республикой Конго о финансовом и техническом содействии Киншасе в формирования общенациональной железнодорожной сети. В этой крупнейшей и богатой природными ресурсами стране Экваториальной Африки большинство железнодорожных участков представляют собой изолированные друг от друга экспортно-сырьевые линии, созданные ещё до начала 1960-х (а то и ранее) преимущественно бельгийскими колонизаторами.

По имеющейся информации, возможно российское участие в сооружении стальных артерий и в восточной Эфиопии, в том числе к порту Бербера в соседнем Сомалиленде. Здесь решение вопроса, правда, будет осложнено военно-политическими противоречиями: власти Могадишо категорически не признают отделения бывшего Британского Сомали, стремясь заручиться поддержкой со стороны Эритреи, Египта и отчасти Турции, которая в соответствии с недавно подписанным соглашением как минимум 10 лет будет контролировать акваторию Африканского Рога. Тем не менее идея стыковки международного транспортного коридора «Север – Юг» с одним из портов на побережье Восточной Африки (где весьма активны компании из ОАЭ) может оказаться весьма перспективной.

Железные дороги Мозамбика, 2023 г.

Вероятен интерес и к строительству трансмозамбикской железной дороги вдоль побережья, между портами Накала / Лумбо и Бейра. С колониального (португальского) периода сообщение между ними включает «лишние» свыше 300 км транзита через Малави (бывший британский Ньясаленд) и кружный путь в мозамбикской «глубинке». Холдинг «Российские железные дороги» готов создавать транспортные системы и вкладывать свои компетенции в развитие железных дорог и в других африканских странах, рассказал первый заместитель генерального директора ОАО РЖД Сергей Павлов в ходе сессии «Экспортный потенциал Россия - Африка в условиях новых вызовов» в рамках прошлогоднего «африканского» саммита: «Мы готовы создавать транспортные системы и вкладывать все свои компетенции, а это не только проектирование, планирование, но и строительство. И холдинг доказал уже свои возможности строительства в любых условиях, при том по различным стандартам». Холдинг располагает высокими активно внедряемыми и используемыми технологическими компетенциями, коими РЖД готовы в полной мере поделиться на обширном пространстве от Египта (где разворачивается российская индустриальная зона) и входящей в БРИКС ЮАР и от Сенегала до Эфиопии. Главе государства направлены предложения о создании специализированного инвестфонда, призванного поддержать частные инвестиции отечественных компаний, а также развивать существующие механизмы, в том числе в рамках концессий и индустриальных кластеров, применительно к новым условиям обострившейся борьбы за рынки сбыта, природные ресурсы и коммуникационные маршруты, принимающей самые экстремальные формы.

P.S. 25-26 июня в Йоханнесбурге пройдёт 26-я Международная Африканская выставка и конференция. За 20 лет относительно локальное собрание выросло в форум, занимающий 3 выставочных зала. Среди участников мероприятия – железнодорожные организации и операторы железных дорог (27%), конечные пользователи (23%), поставщики (17%), правительственные, муниципальные и регулирующие органы (13%), инвесторы и финансисты (10%), подрядчики (10%). Традиционный участник форума – российский железнодорожный холдинг НПК «Объединенная Вагонная Компания».

Примечание

(1) В конце 1970-х гг. ливийский лидер Муаммар Каддафи, при котором в стране реализовывались проекты «РЖД», предлагал реализовать некоторые трансафриканские проекты, призванные объединить Ливию с Алжиром, Чадом, Мавританией, Суданом, Конго (Браззавиль), Зимбабве Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Сомали, Мозамбиком, Экваториальной Гвиней... Ответом на эти антиколониальные проекта стали антиливийские санкции, увенчавшиеся уничтожением Джамахирии, параллельно давлению на потенциальных участников так и не реализованных проектов.

Заглавное фото: Гудок



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх