Как уже доводилось отмечать, премьер-министр Японии Фумио Кисида лихорадочно изыскивает способы хотя бы на время приостановить непрекращающееся падение уровня поддержки народом его кабинета министров и правящей Либерально-демократической партии в целом. Сегодня не только оппозиционные партии, общественные организации, но и однопартийцы по ЛДП, используя парламентскую трибуну и СМИ, все решительнее требуют отставки Кисиды и незамедлительного проведения внеочередных всеобщих выборов в палату представителей. Сообщают и о том, что от замешанного в бросившем тень на весь политический мир страны неприглядном коррупционном скандале руководства этой партии отворачиваются и рядовые члены ЛДП, часть которых демонстративно ее покидает.
Приглушить возмущение народа ухищрениями внутриполитического порядка не удастся. А потому последние надежды Кисида и его окружение возлагают на дипломатические успехи вовне страны. И тут на помощь своему верному вассалу поспешил американский президент Байден. 10 апреля он готовит пышный прием Кисиды с супругой в Вашингтоне в ходе государственного визита четы в США, что должно убедить японцев в желании Белого дома и впредь видеть нынешнего премьера во главе союзной Страны восходящего солнца. При этом Кисиде будет предложено подписать новый расширенный вариант так называемого «японо-американского договора безопасности», направленного на военное противостояние, а то и войну с КНР, КНДР и Россией, которые правительства США и Японии объявили в доктринальных документах своими врагами.
Однако помпезный визит в США, хотя, возможно, и поднимет у определенной части японского общества интерес к Кисиде как политику, чем-то экстраординарным стать не может, ибо мало что изменит в ориентации вассального японского государства на заокеанского сюзерена. Скорее даже наоборот: визит и переговоры лишний раз убедят японцев в несамостоятельности японской политики, роли пристяжной в американской упряжке.
Гораздо большую сенсацию произвел бы визит Кисиды, что называется, в «стан врага» – в Корейскую Народно-Демократическую Республику и переговоры с обретающим все больший авторитет и интерес в мире ее лидером Ким Чен Ыном. Японский премьер, преодолевая свой политический гонор, неприлично часто откровенно напрашивается на визит в Пхеньян, делая соответствующие заявления в парламенте. При этом, играя на понятных чувствах соотечественников, обещает использовать прямые контакты с северокорейским лидером для разрешения проблемы возвращения на родину захваченных в 70–80-е годы спецслужбами КНДР японских граждан. Это входит в противоречие с призывами Кисиды провести переговоры в Пхеньяне «без предварительных условий».
Но, заявляя об отсутствии принципиальных возражений против обсуждения возможности прямых контактов лидеров двух стран, руководство КНДР не желает превращения таких контактов в чисто протокольное мероприятие. В северокорейской столице давно сформулирована программа политического и дипломатического диалога, который должен в конечном счёте привести к нормализации двусторонних отношений. А это, по мнению правительства КНДР, возможно только при извинениях официального Токио за многолетнее колониальное угнетение корейского народа. А также при условии выплаты японским правительством серьезных денежных компенсаций за совершенные императорской Японией многочисленные преступления на корейской земле. Естественно, Япония для нормализации отношений, вплоть до обмена посольствами, должна снять все несправедливо наложенные на КНДР экономические и иные санкции.
Что же касается «разрешения проблемы похищенных», Пхеньян заявляет о том, что после освобождения пятерых захваченных японцев на территории КНДР больше не осталось граждан Японии, которых можно было бы передать. Кисида это понимает и тем не менее весьма заинтересован в привлечении к своей персоне внимания внутри страны и в мире уже благодаря самому факту встречи с Ким Чен Ыном.
Взявшая на себя роль как бы «координатора» вопросов, связанных с возможной японо-корейской встречей в верхах, заместитель заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК Трудовой партии Кореи она же родная сестра лидера КНДР Ким Ё Чжон в эти дни заявила, что премьер-министр Японии Фумио Кисида передал КНДР свое намерение как можно скорее встретиться с Ким Чен Ыном. Об этом сообщило
Ким Ё Чжон отметила, что Кисида ранее в парламенте проявил интерес к возможности проведения саммита между КНДР и Японией, и заявила, что японская сторона передала эту позицию КНДР: «Недавно Кисида снова передал нам по другому каналу свое намерение в возможные кратчайшие сроки лично встретиться с председателем Государственного совета КНДР (Ким Чен Ыном)».
Напомним, что ранее Ким Ё Чжон говорила, что если Япония откажется от своей «деструктивной» линии по отношению к КНДР, то стороны могут провести новый саммит в
Едва ли Кисида и его правительство, а также Вашингтон готовы к столь радикальному улучшению отношений двух соседних стран. Но, восприняв слова сестры северокорейского лидера как завуалированное согласие на диалог и оценив ранее небывалое направленное самим Кимом лично японскому премьеру, да еще с обращением «ваше превосходительство», соболезнование по поводу гибели японцев в результате разрушительного землетрясения, Кисида, похоже, загорелся идей как можно скорее совершить сенсационную поездку в Пхеньян.
Однако в КНДР хорошо понимают замысел оказавшегося в трудном положении Кисиды и вовсе не намерены помогать ему предстать перед японцами в выгодном свете. Наряду с, казалось бы, обнадеживающими допущениями сестры Ким Чен Ына, она, по утверждению Associated Press, сделала и такое заявление: «Пока Япония враждебно настроена по отношению к КНДР и ущемляет наши суверенные права, мы будем рассматривать ее как врага, а не как друга. Премьер-министр должен знать, что он не сможет встретиться с руководством нашей страны только потому, что он этого хочет, или просто потому, что он полон решимости».
Так что Кисиде следует всерьез подумать, с каким дипломатическим багажом он собирается в Пхеньян и намерен ли Токио пересматривать свою враждебную политику в отношении КНДР. Без этого замышляемый как рекламный и пропагандистский вояж едва ли в ближайшее время состоится…
P.S. 26 марта Центральное телеграфное агентство Кореи
Читайте нас: