Одно из традиционных английских кушаний – fish and chips: рыба и ломтики. Ломтики, понятно, – жареный картофель. Рыба в кляре – обычно треска и пикша. Изрядную долю ее ловят в наших водах. Больше не будут.
Ещё в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году Россия, тогда именуемая Союзом Советских Социалистических Республик, разрешила британским рыбакам промысел в Баренцевом море. Но пятнадцатого марта две тысячи двадцать второго Британия вывела нас из режима наибольшего благоприятствования. Восемнадцатого января двадцать четвёртого правительство РФ решило отменить соглашение, дающее британцам одностороннее преимущество.
Открытым текстом отмечаю: режим наибольшего благоприятствования значит, что страна предоставляет всем странам, включенным ею в этот режим, одинаковые права. И открытым же текстом объясняю, что соглашение о рыболовстве было по сути односторонним: Британия не располагает столь же уловистыми прибрежными зонами. Но в российских водах только в прошлом году выловили больше полумиллиона тонн трески. Вдобавок в последние годы уговаривают Данию, в чьих водах у Фарерских островов ловим и мы, и британцы, всячески мешать нам.
Двадцать первого февраля Государственная дума денонсировала (расторгла) соглашение о праве Британии ловить рыбу в Баренцевом море. Председатель Думы Вячеслав Викторович Володин отметил, что наша рыба составила две пятых британской fish and chips.
Открытым текстом напоминаю: в пятьдесят шестом году было у британцев немало поводов конфликтовать с нами, и мы попытались их задобрить, а они нам показали, что уже оказанная услуга ни гроша не стоит. Спасибо за урок.
В случае дальнейших попыток британских рыбаков работать в Баренцевом море их будут вытеснять всеми законными способами, включая действия боевых кораблей.
Открытым текстом уверяю: односторонних уступок больше не допустим. Надёжная выгода – взаимная. А если коллективный Запад вновь понадеется давить на нас безнаказанно – пусть пеняет на себя.