Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ведет ЕС по опасному пути автократии и федерализма, пишет TAC. Она намерена идти на второй срок, и у нее уже есть планы по дальнейшей централизации власти в Брюсселе. Ее кандидатура вызывает большие споры в Европе, отмечается в статье.
Адриэль Касонта (Adriel Kasonta)
Пребывание Урсулы фон дер Ляйен на посту председателя Европейской комиссии носит поистине бурный характер. Ее печально известная поездка в Израиль, омраченная дипломатическими ошибками и противоречиями, лишь подчеркнула растущее недовольство среди дипломатов ЕС. Даже главный из них, Жозеп Боррель, осмелился выступить с редким для него публичным упреком, поставив под сомнение право фон дер Ляйен представлять взгляды ЕС на внешнюю политику. Такое открытое несогласие подчеркивает раскол внутри руководства блока и подрыв доверия к способности фон дер Ляйен ориентироваться в сложностях стремительно меняющегося мира.
Страсти вокруг ее первого срока никак не утихнут, и все очевиднее тот факт, что фон дер Ляйен ведет ЕС по опасному пути, отмеченному автократией, федерализмом и растущим отрывом от демократических корней, лежащих в основе европейского проекта. Замаячивший призрак невыбираемой политической элиты, которая диктует судьбу стран-членов, бросает тень на идею единой Европы, созданной на принципах сотрудничества и общего суверенитета.
В текущих обстоятельствах руководство фон дер Ляйен готово завершить трансформацию ЕС в военно-ориентированного гиганта с разворотом внешней политики в сторону милитаризации и роста военных затрат. Мощным фактором здесь выступают амбиции по созданию единой армии ЕС, которые ускоряют процесс федерализации и еще больше посягают на суверенитет государств-членов.
Впервые о необходимости разрешения кризисов независимо от вооружённых сил ООН и НАТО фон дер Ляйен заявила в 2021 году. "На местах наши солдаты работают бок о бок с полицейскими, адвокатами и врачами, гуманитарными работниками и правозащитниками, учителями и инженерами, но нам необходим собственный оборонный союз", — заключила она.
В том же году они с председателем Евросовета Шарлем Мишелем и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом подписали соглашение о сотрудничестве между ЕС и НАТО. Более того, переход фон дер Ляйен от "зеленой" повестки к военной может выявить формирующуюся тенденцию к приоритетности геополитических интересов над глобальной устойчивостью.
Данной трансформацией движут два пересекающихся фактора: недовольство европейского населения климатической политикой и отношение к Европе со стороны Соединенных Штатов, которые хотят от нее более серьезного участия в глобальной борьбе за власть. Протесты заполонивших города фермеров подчеркивают растущее разочарование в связи с грядущими экологическими законами, направленными на достижение климатической нейтральности ЕС к 2050 году. Своим разворотом в сторону военной мощи евробюрократ-популистФон дер Ляйен как раз адаптируется к этому недовольству.
В то же время разворот США в сторону Азии якобы с целью сдерживания Китая оставил пустоту в европейско-американских отношениях. Призыв к Европе продолжать украинскую опосредованную битву от имени Вашингтона, не будучи зависимой от США, но инвестируя в американскую военную технику, является сменой парадигмы. В этом новом геополитическом ландшафте фон дер Ляйен, похоже, готова отказаться от защиты климата ради военного альянса, и это решение чревато последствиями для хрупкого баланса между экологической устойчивостью и расстановкой сил в мире.
Идея единой внешней политики ЕС — не более чем фасад, и то в лучшем случае. Как проницательно заметила Маргарет Тэтчер: "Европа была создана историей. Америка — философией". Внешнеполитический выбор европейских стран формируется разнообразием их исторического опыта, делая идею единой позиции ЕС по международным делам неправдоподобной. Разногласия между государствами-членами подчеркивают внутреннюю напряженность между национальным суверенитетом и наднациональными амбициями.
Несмотря на грандиозные устремления и риторику, под руководством фон дер Ляйен внешняя политика ЕС не просто не принесла стратегических выгод — особенно это касается попыток ослабить Россию и разрешить конфликты на Украине, — но и почти полностью разрушила европейскую экономику.
Россия два года подвергалась жестким санкциям, направленным на ослабление ее экономики, но та неожиданно для всех выросла на 3,6% в 2023 году, что оказалось выше темпов роста экономик "Большой семерки". В текущем году МВФ пересмотрел прогноз роста ВВП России до 2,6%, что на полтора процентных пункта больше его же прогноза в октябре прошлого года.
Более того, Россия обогнала Германию, став пятой крупнейшей экономикой мира и крупнейшей в Европе с показателем в 5,3 триллиона долларов. Вместе с тем из-за энергетического кризиса, вызванного ухудшением отношений с Москвой, сама Германия теряет титул индустриальной сверхдержавы. В ближайшие годы это серьезно скажется на экономическом положении всего региона.
Изображать Россию угрозой — удобный предлог для консолидации власти в Брюсселе и подрыва суверенитета стран-членов под видом большего федералистского единства. Демократия выступает лишь жертвой в стремлении Брюсселя к более масштабному видению, в результате чего европейские граждане теряют право голоса в процессе определении курса собственного континента.
В конце прошлого года Комитет Европарламента по конституционным вопросам (AFCO) сделал смелый шаг по пути европейской федерализации и предложил амбициозное изменение основополагающего Договора ЕС. Содокладчиками стали Гай Верхофштадт (Guy Verhofstadt), Свен Симон (Sven Simon), Габриэль Бишофф (Gabriele Bischoff), Даниэль Фройнд (Daniel Freund) и Хельмут Шольц (Helmut Scholz), а сам проект направлен на изменение институциональной структуры Евросоюза с потенциальными изменениями его правовой природы.
Видение AFCO основано на основополагающих документах европейского федерализма: Манифесте Вентотене (предполагал объединение европейских стран в единую федерацию соединенных штатов Европы, дабы предотвратить новые войны. — Прим. ИноСМИ) и Декларации Шумана (реализация которого привела к созданию предшественника ЕС в лице Европейского объединения угля и стали. — Прим. ИноСМИ). Предлагаемая реформа рассматривается как ответ на геополитические вызовы и будущее расширение ЕС, охватывая три ключевые темы: переоценка институционального баланса ЕС, расширение его компетенции в ключевых областях и усиление надзора за политической жизнью стран-членов. Фон дер Ляйен стремится подготовить блок к новому уровню ответственности в области внешней политики, безопасности и обороны, что является одной из причин принятия изменений в Договоре.
Перед лицом таких проблем первостепенное значение имеют переоценка и самоанализ. Европа стоит на распутье, сталкиваясь с двойственными императивами единства и многообразия. Председательство фон дер Ляйен служит поучительной историей, напоминаем об опасностях неконтролируемого федерализма и разрушения демократических принципов. Пока континент разбирается со сложностями быстро меняющегося геополитического ландшафта, необходимость поддержки суверенитета и свободы действий государств-членов не должна омрачаться утопическими идеями о наднациональном единстве при автократическом правлении.
Фон дер Ляйен в прошлогоднем обращении "О положении Евросоюза" превратила традицию объявления законодательной повестки дня в прелюдию к собственной кампании по переизбранию в июне 2024 года. Если проводить параллели с давней американкой традицией ежегодного обращения президента к народу, то речь фон дер Ляйен удивительный образом сместила акцент с коллективного "мы" к более эгоцентричному "я".
В ней фон дер Ляйен раскрыла амбиции на второй срок и объявила о новых ролях, процедурах и назначениях для консолидации под ее руководством полномочий по принятию решений. Примечательно учреждение должности подчиняющегося непосредственно ей посланника ЕС по вопросам малых и средних предприятий (МСП), которое вызвало опасения по поводу роста дефицита демократии, если предпочтение будет отдаваться корпоративным интересам, а не мнению НПО и групп гражданского общества. На грядущем съезде Европейской народной партии (ЕНП) в Бухаресте фон дер Ляйен будет добиваться официального одобрения своего второго срока, в связи с чем не утихают дебаты вокруг ее легитимности и демократических принципов ЕС.
Еще сильнее спорный характер руководства фон дер Ляйен подчёркивает бывший председатель Европарламента Мартин Шульц (Martin Schulz), которому принадлежит идея о кандидатах-фаворитах (Spitzenkandidaten). Он утверждает, что ее назначение в 2019 году произошло в обход этого процесса Spitzenkandidat и стало ошибкой, подорвавшей демократический имидж ЕС. Он считает ее "фальшивым" фаворитом и призывает к отставке с поста главы Еврокомиссии.
В гонке за статус кандидата от европейских социалистов лидером является Николас Шмит из Люксембурга, заручившийся поддержкой как испанской, так и немецкой фракций внутри Партии европейских социалистов. В настоящее время 70-летний комиссар ЕС по вопросам занятости и социальных прав является единственным официальным кандидатом на эту должность. Его поддерживают немецкая социал-демократическая партия и испанские социалисты.
Европейские левоцентристы столкнулись с трудностями при выборе кандидата после ухода тяжеловеса Франса Тиммерманса (Frans Timmermans). Другой социалист, Марош Шефчович (Maros Sefcovic), не пользуется авторитетом за пределами Брюсселя и вызывает вопросы из-за своего словацкого происхождения. Отсутствие однозначных кандидатов еще больше усложняет стремление социалистов представить убедительную альтернативу фон дер Ляйен.
Поддастся ли Европа очарованию автократии и федералистскому порыву или же вновь подтвердит приверженность демократическим принципам и суверенной свободе действий? Ответ следует искать не в брюссельских кулуарах власти, а в сердцах и умах европейских граждан — обладателей реальной власти определять судьбу континента. Все зависит от их отношения ко второму сроку Урсулы фон дер Ляйен, в ходе которого она наверняка укрепит позиции "американского президента Европы".
Адриэль Касонта — лондонский консультант и юрист по политическим рискам. Публиковался в изданиях Forbes, CapX, National Review, The National Interest, The American Conservative и Antiwar.com
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: