Сообщения западных СМИ о том, что отвод войск из Авдеевки был "относительно управляемым", не соответствуют действительности, пишет TAC. На самом деле ВСУ потерпели сокрушительное поражение и понесли огромные потери. Отступление из города было хаотичным, подчеркивает автор статьи.
В данный момент развитие событий вполне предсказуемо, и оно в пользу России.
Бывший главнокомандующий вооруженными силами Украины генерал Валерий Залужный в октябре прошлого года заявил, что Киев потерпит поражение в этом вооруженном конфликте. Ситуация зашла в тупик, и это идет на пользу России, потому что такой конфликт "на истощение выгоден одной из сторон, и в данном случае это Российская Федерация", имеющая превосходство в живой силе и технике.
Точно так же Залужный оценил будущую судьбу Авдеевки. В декабре 2023 года Залужный сказал, что битва за этот город в конечном итоге окончится в пользу более крупной стороны, и что Россия "имеет возможность сосредотачивать свои силы". "Она может сделать так, что через два-три месяца Авдеевку постигнет та же участь, что и Бахмут", который уже захвачен русскими. Залужный призвал ставить во главу угла жизни солдат и отойти на хорошо защищенные оборонительные позиции.
Но не это хотел услышать от своего главного генерала Владимир Зеленский. Президент Украины отдавал предпочтение наступательным действиям, требовал каждый день продвигаться вперед и удерживать Авдеевку любой ценой. Он заявлял, что ВСУ должны освободить всю утраченную с 2014 года украинскую территорию и не терять ни пяди земли.
Такие разногласия привели к отставке Залужного. Наверное, были и другие причины, в том числе, политические, но стремление Зеленского сохранить концепцию военных действий без изменений сыграло ключевую роль.
Эту концепцию разделяет генерал Александр Сырский, руководивший обороной Бахмута. Это тот самый город, судьбу которого разделила Авдеевка и о котором говорил Залужный. Он считал стратегическим просчетом упорные бои за Бахмут, потому что в результате этого сражения ВСУ понесли слишком большие потери в боевой технике и, что еще важнее, в живой силе.
У Сырского репутация близкого к Зеленскому военачальника, который вряд ли станет оспаривать его приказы, в отличие от Залужного. Оборона Бахмута и прочие сражения принесли ему репутацию командира, который "готов вступать в бой с противником, даже если потери личного состава и техники будут велики". Благодаря своей готовности подвергать людей опасности ради достижения военных целей Сырский получил прозвища "Мясник" и "Генерал 200". 200 — это кодовое обозначение трупа солдата.
Зеленский предпочел Сырского Залужному. Это было решение сохранить и повторить стратегию Бахмута в Авдеевке, которую Залужный отверг.
По имеющейся информации, Зеленский перед своим отъездом из Киева в Мюнхен 16 февраля на конференцию по безопасности приказал Сырскому не допустить захвата Авдеевки русскими. Уже на третий день после вступления в должность главнокомандующего Сырский приказал усилить оборону города. Он отправил туда 3-ю отдельную штурмовую бригаду, которая считается одной из наиболее подготовленных, хорошо вооруженных и успешных частей в составе ВСУ.
Но произошло именно то, чего боялся и что предсказывал Залужный. Военный аналитик Стивен Брайен (Stephen Bryen) сообщает, что часть бригад, отправленных Сырским в Авдеевку, сосредоточилась в близлежащем населенном пункте Селидово. По словам Брайена, русские узнали, что они там, и нанесли ракетный удар, уничтожив от тысячи до полутора тысяч украинских солдат еще до их прибытия в Авдеевку.
Когда 3-я отдельная штурмовая бригада все же прибыла в Авдеевку, ее военнослужащие поняли, что обстановка там безнадежна. Украинские войска подвергались мощным обстрелам, а у России было полное превосходство в воздухе. Как говорят, эта элитная штурмовая бригада отказалась выполнять приказы Сырского и отошла. Кто-то сдался в плен русским.
17 февраля Сырский приказал украинским войскам отступить из Авдеевки. "Исходя из оперативной ситуации вокруг Авдеевки, во избежание окружения и в целях сохранения жизней и здоровья военнослужащих, — сказал он, — я решил вывести наши подразделения из города и перейти к обороне на более выгодных рубежах… Жизнь военнослужащих — это высочайшая ценность". То же самое Залужный советовал сделать Зеленскому.
Брайен сообщает, что Зеленский пришел в ярость и что были "гневные телефонные звонки из Мюнхена Сырскому".
Отход по приказу Сырского прошел не очень хорошо. Залужный требовал тщательно спланированного и упорядоченного отступления. Упрямство Зеленского и Сырского не позволило подготовить и осуществить такой план, и отвод войск проводился беспорядочно. Дорогостоящее поражение превратилось в катастрофу.
Министр обороны России Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину, что украинские войска "поспешно и хаотично отступили", оставив "много раненых, которые были взяты нами в плен". Шойгу добавил, что отступавшие бросили много оружия.
Подтверждения этого доклада стали медленно просачиваться в западные средства массовой информации, и затем все стало еще хуже. Сначала телеканал CNN сообщал, что отвод войск был "относительно управляемым". Но затем он добавил: "Хотя отступление проводилось в соответствии с разработанным планом, на начальном этапе операции под натиском превосходящих сил противника несколько украинских военнослужащих было взято в плен" — как и докладывал Шойгу Путину. Телеканал сообщил о наличии свидетельств того, что "не все украинские подразделения смогли вырваться из неумолимо затягивавшейся петли".
Спустя несколько дней масштабы катастрофы стали более понятны. "Несколько украинских военнослужащих" превратились в сотни человек. New York Times со ссылкой на высокопоставленных западных руководителей сообщала, что наступающие российские войска "могли взять в плен сотни украинских военнослужащих, либо же они пропали" во время теперь уже "хаотичного отхода из восточного города Авдеевки". Газета назвала это "сокрушительным поражением".
Но даже сообщения о "сотнях человек" могут быть недооценкой. В статье в New York Times утверждается: "Осведомленные об украинском отступлении солдаты считают, что попавших в плен или пропавших без вести — от 850 до одной тысячи человек". Есть неподтвержденные сообщения о еще большем количестве убитых и раненых.
Украинские власти называют эти цифры "преувеличением" и утверждают, что в плен попало около 100 человек. Но они все равно признают, что "обстановка по-прежнему крайне серьезная, поскольку много людей было оставлено".
Газета пишет, что некоторые украинские военнослужащие и западные представители называют украинское отступление "слабо спланированным и начатым с опозданием". Эти люди говорят: "Неспособность провести упорядоченный отвод войск и возникший в пятницу и субботу хаос во время краха обороны являются непосредственной причиной пленения значительного количества военнослужащих". Украинские солдаты рассказывали, что некоторые подразделения "отходили еще до того, как другие узнавали об отступлении. Таким образом, оставшиеся в городе военнослужащие подверглись риску окружения российской армией".
Мы знаем, что Зеленский поменял Залужного на Сырского. Но гораздо меньше сообщается о том, что в это же самое время президент заменил весь свой генеральный штаб. Такая кадровая перетряска привела к назначению нового начальника генерального штаба ВСУ и новых его заместителей. Такие замены, похоже, свидетельствуют о намерении Зеленского идти прежним курсом, продолжать попытки наступательных действий и сражаться за каждый клочок земли. Наверное, нет ничего удивительного в том, что решение придерживаться прежней стратегии привело к тем же результатам. Украина проигрывает этот вооруженный конфликт, неся огромные потери.
Если Украина хочет добиться своих целей, а именно сохранить свободу, независимость, обеспечить безопасность и возможность сближения с Западом для вступления в Евросоюз, ей понадобится не только менять генералов, а сделать нечто большее. Наверное, ей придется сменить генералов на дипломатов.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: