Вопреки всем ожиданиям, экономика РФ в 2023 году не только не обвалилась, но и оказалась самой быстрорастущей в Европе.
Экономика в 2023 году превысила показатели 2021 года, при этом ВВП продемонстрировал заметный рост. Согласно официальным данным, ВВП в сравнении с теми же месяцами предыдущего года в сентябре и октябре показал рост в 5,6% и 5% соответственно. Независимые оценки Bloomberg Economics подтверждают эти цифры.
«С российской экономикой все не так хорошо, и санкции, введенные Западом работают – просто не так быстро, как хотелось бы западным политикам. Российская экономика постепенно возвращается к тому, как она выглядела в поздний советский период или даже при НЭПе 1920-х годов: в то время как на потребительском рынке доминирует частное предпринимательство, почти все остальное, включая внешнюю торговлю, в значительной степени контролируется и калибруется Кремлем, стремящимся увеличить выпуск оборонной продукции и обеспечить социальную стабильность», говорит политико-экономический аналитик Александра Прокопенко.
Перегрев в 2024 году вызовет проблемы, но правительство это не беспокоит. Кремль задействовал все слабые места в экономике. Больше для увеличения ВВП резервов в экономике нет. Поэтому растущий спрос будет вести лишь к росту цен. Перегрев может привести к нереалистичному оптимизму на уровне семей и бизнес-предприятий относительно перспективы доходов в будущем, что вызовет рост заимствований. Этот тренд уже виден в ипотечном секторе.
«Увеличение выпуска промышленной продукции будет ограничиваться санкциями, даже если Россия и Украина вступят в мирные переговоры. Вряд ли до конца следующего года возникнут серьезные бюджетные проблемы, но риски такого сценария со временем будут расти», говорит она.
Быстрый экономический рост в 2023 году был вызван рекордными 32 триллионами рублей (346 миллиардов долларов) государственных расходов, большая часть которых пошла на оборону. В 2024 году расходы будут только расти, подогревая и без того разогретую экономику: расходы планируются на уровне 36,5 триллиона рублей (395 миллиардов долларов), более трети из которых пойдет на оборонный сектор и различные военные выплаты.
Инвестиционная активность, также стимулируемая войной, в третьем квартале превзошла ожидания, показав впечатляющие темпы роста в 13,3%.
Вызванная мобилизацией нехватка рабочей силы привела к рекордно низкому уровню безработицы, что привело к росту зарплат, тем самым стимулировав потребление и рост экономики. Отдельно взятому прохожему на улице может казаться, что Россия процветает.
Рост потребительского и инвестиционного спроса играет важную роль в стимулировании торговли. В октябре общие потребительские расходы граждан продемонстрировали значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,7% (и рост на 3,3% по сравнению с октябрем 2021 года).
Кроме того, ситуация вне страны быстро улучшается, поскольку Кремль быстро находит способы почти полностью обходить санкции. И нефтяные, и технологические санкции практически полностью провалились. Санкции по ограничению цен на нефть также провалились: Financial Times сообщала, что ни один баррель российской нефти не был продан по цене ниже 60 долларов.
Двумя главными неизвестными в 2024 году будут оставаться военные события на Украине, и возможные политические изменения после переизбрания Путина в марте. Военные эксперты говорят, что 2024 год может оказаться благоприятным для армии России, не в последнюю очередь потому, что Кремль чувствует все большую уверенность, что боевые действия склоняются в его пользу, тогда как Украине грозит возможный финансовый кризис, поскольку основной поток помощи Запада постепенно иссякает.
Многополярный мир уже здесь
На политическом фронте, Кремль добился хороших успехов в обеспечении поддержки со стороны мира «неприсоединившихся» стран, что было продемонстрировано на саммитах G20 и БРИКС в августе. Это не мир «мы против них», это расколотый мир, где большая часть глобального юга не поддерживает санкции и с удовольствием принимает скидки на российское сырье и военные технологии. И президент России Владимир Путин этим вполне доволен. Примерно это он и планировал, когда начинал кампанию по навязыванию Западу своего многополярного мира.
Запад переоценил свою способность обеспечить повиновение санкциям, в итоге подорвав свой авторитет. В результате многополярный мир обрел существование, но работает гораздо хуже, чем его глобализированная допандемийная версия. В результате глобальный рост резко замедляется, и эта тенденция, вероятно, сохранится в течение многих лет, поскольку начинается новый суперцикл фрагментированности.
Усталость Украины стала видна летом, поскольку хваленое контрнаступление Киева не привело ни к впечатляющему прорыву, ни к какому-либо измеримому прогрессу. К концу года появились мнения что победа России не за горами. Мы закончили 2023 год без финансового пакета США в миллиард долларов и без 4-летней программы помощи ЕС в 50 миллиардов евро. У Украины снова заканчиваются деньги, и если у нее закончатся боеприпасы, летом 2024 года она может быть вынуждена капитулировать. Однако, учитывая объем политического капитала, который западные страны вложили в поддержку Украины, вполне вероятно, что будет найдено какое-то решение. Со своей стороны, украинцы полны решимости бороться до победного конца.
Перегрев
Тем не менее, проблемы существуют. Потенциальный рост России сократился с довоенных 1-2% до примерно 0,3-0,5% сейчас и в долгосрочной перспективе обречен на стагнацию. Поскольку ожидается, что экономика завершит 2023 год с ростом на 2,2% или более, она явно перегревается, что беспокоит главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину. Но не Владимира Путина.
Центробанк агрессивно повышает ставки, что уже в 2024 году начнет ощущаться. Рост ВВП по некоторым оценкам в 2024 году может замедлиться до 0,7%, когда начнут проявляться такие структурные проблемы как рост инфляции и нехватка рабочих рук на рынке труда. По прогнозам, пик роста наступит в четвертом квартале 2024 года.
Но у России достаточно денежных резервов, чтобы их хватило на три и более года, и Путин рассчитывает, что сможет победить в войне задолго до этого, тогда экономику получится избавить от вызванных военными расходами перекосов.
Повышение ставок Центробанком РФ
Инфляция остается главной экономической головной болью России, замедляющей экономику в 2024 году. Однако если отступить назад, то инфляция окажется единственной серьезной проблемой, поскольку все остальные показатели в норме, а война мало влияет на повседневную жизнь среднего россиянина.
Во время декабрьской пресс-конференции, посвященной повышению ставок, тон высказываний Набиуллиной был пессимистичен. Она сравнила российскую экономику с машиной, которая несется слишком быстро: «она может ехать, может ехать даже быстро, но не долго», предупредила она.
«Подумайте об экономике как об автомобиле. Если мы пытаемся ехать быстрее чем она может, и давим газ изо всех сил, рано или поздно двигатель сгорит и далеко мы не уедем», говорит ультраконсервативная глава центрального банка.
Растет и раскол между проблемами, которые беспокоят Набиуллину, и Кремлем, который использует те же цифры, но Путин ссылается на них как на прогресс а не проблему.
«Экономический рост на 5,5% в третьем квартале 2023 года означает, что Россия переломила спад прошлого года. Это хороший показатель», говорит Путин. «К сожалению, у нас растет и инфляция», признал он.
Промышленное производство растет (на 3,6%), «Меня особенно радует» рост обрабатывающей промышленности на 7,5%, говорит Путин (эта цифра отражает бурный рост российской оборонной промышленности). Зарплаты выросли на 8%, располагаемые доходы — на 5%, а уровень безработицы находится на рекордно низком уровне в 2,9%. «Это очень хороший комплексный показатель здоровья экономики», считает он.
Он прав, в той степени, что российская экономика хорошо адаптировалась к требованиям войны: обеспечивать войну на Украине не в ущерб уровню жизни. Этот подход неизбежно будет иметь целый ряд серьезных последствий в будущем, но в краткосрочной перспективе российская экономика легко обгоняет украинскую и производит технику, необходимую для войны, не снижая при этом уровень жизни населения.
Она также легко опережает большую часть экономик Европы, все из которых входят в рецессию в результате совокупных проблем поликризиса и дополнительных расходов, введенных Евросоюзом для поддержки Украины. Санкции достигли точки, когда сработал эффект бумеранга: они наносят Европе больше вреда, чем России.
Если война закончится в течение следующих двух лет, у России есть хорошие возможности для быстрого восстановления. Однако в долгосрочной перспективе санкции, которые в обозримом будущем сохранятся, выльются для России в стагнацию.
Читайте нас: