Национальная система мониторинга Роскачество подготовило проект ГОСТа, который в перспективе позволит проводить в РФ психолого-педагогическую экспертизу. В документе авторы раскрывают критерии классификации игр, игрушек и игровых сооружений. Таким образом продукцию можно будет определять как безопасную для психики детей, а также маркировать ее по возрасту в зависимости от типа товара.
Роскачество выделило признаки игрушек, способных причинить вред здоровью и развитию малышей, всего их 13. Среди них продукция, которая побуждает детей к совершению действий, представляющим угрозу их жизни или здоровью, а также та, которая может вызвать желание употребить наркотические вещества. Плюс игрушки, оправдывающие допустимость насилия, либо содержащие изображения сексуального насилия, а также изготовленные иностранным агентом.
В продажу не должны попадать те игрушки, которые изображают жестокость, насилие, вызывают страх и ужас, представляют половые отношения между мужчиной и женщиной, а также
Далее автор стандарта определил признаки безопасной для детей продукции в зависимости от возраста ребенка. В этой части ГОСТа есть четыре ориентира: игрушки, которые направлены на детей до шести лет, достигших этого возраста, а также 12 и 16 лет.
В целом игрушки для всех возрастов не должны побуждать к антиобщественным действиям, побуждать интерес к сексу, а также не вызывать ужаса и паники и придерживаться концепции торжества добра над злом.
Сейчас на рынке отсутствуют критерии, которые позволяют определить игрушку как безопасную для здоровья ребенка, пояснили в Роскачестве. Поэтому недобросовестные производители могут выходить на рынок с несоответствующими духовному и нравственному воспитанию будущего поколения товарами, добавили там.
Первый зампред Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая напомнила, что закон «Об основных гарантиях прав ребенка» уже обязал производителей игрушек проходить психолого-педагогическую экспертизу. Но так как сейчас нет порядка ее проведения, бизнес не может реализовать это требование, пояснила депутат. Она подчеркнула, что родители массово обращаются в Госдуму с просьбами определить регулирование в этой сфере: часть современных игрушек вызывает у них опасения.
«Мы уже готовим законопроект, который обяжет изготовителей указывать на игрушках возраст ребенка. Для этого компаниям понадобится проходить экспертизу по представленному Роскачеством ГОСТу. Сейчас подобная экспертиза стоит от 5 тыс. до 1 млн рублей. Наша задача — стандартизировать ее проведение таким образом, чтобы ее стоимость приближалась к нижней границе, а игрушки на практике не подорожали», — рассказала она.
Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина отметила, что в конце 90-х в стране уже была практика проведения психолого-педагогической экспертизы, этот опыт показал, что даже если проводить ее в течение 15 мин, на анализ всех игрушек рынка понадобится 75 лет.
По ее словам, позже власти второй раз попытались организовать такую экспертизу. Так, например, более поздний опыт Минздрава показал, что оценивать следует не саму продукцию, а ту игру, в которую ребенок с ней играет, в противном случае выводы не информативны. Но все испытания на детях в мире запрещены, в том числе поэтому невозможно зафиксировать, насколько вреден товар. «Оценить ГОСТ в текущей редакции сложно, потому что авторы не предоставили методику проведения таких испытаний, также пока остается неясным, кто конкретно должен их проводить», — сказала она.
Руководитель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов убежден, что введение психолого-педагогической экспертизы для детской продукции обоснованно. При этом наряду с игрушками в фокус должен попадать различный цифровой контент — игры, ролики, литература, которые широко востребованы у детей и родителей, добавил он.
Действующее законодательство предусмотрело, что информационная продукция, распространяемая иноагентами, подлежит обязательной маркировке, чтобы ограничить ее негативное влияние. «Поэтому вполне логичным выглядит введение ограничений и на материальную продукцию, производимую иноагентами, особенно для такой чувствительной категории потребителей, как дети», — добавил эксперт.
Читайте нас: