18 декабря, спустя более чем два месяца после внезапного рейда ХАМАС на израильскую территорию, ближневосточный конфликт официально вышел на следующий уровень, превратившись из локального в региональный. В этот день министр обороны США Остин объявил о начале в Красном море операции Prosperity Guardian, «Страж процветания», целью которой заявлена ликвидация угрозы судоходству со стороны йеменских хуситов.
Угроза эта вполне реальна, хоть и не для всех: в конце ноября руководство группировки «Ансар Алла», квазигосударства хуситов, заявило, что будет атаковать любые коммерческие суда, которые следуют в Израиль или из него, до тех пор, пока Тель-Авив не выведет свои войска из сектора Газа. Уже 27 ноября хуситы обстреляли американский эсминец Mason, тем самым подтвердив, что не просто сотрясают воздух.
В течение следующих дней атакам дронов-камикадзе и ракет подверглись ещё несколько «торговцев», часть которых получила различные повреждения. Международные страховые компании начали отказываться работать с судами израильских грузоперевозчиков. Иностранные логистические фирмы, убедившись в действенности предупреждения хуситов, вынужденно сменили короткий путь в Средиземноморье через Суэцкий канал на старинный маршрут вокруг всей Африки, добавляющий добрые 3,5 тысячи миль.
Самоочевидно, что ни Тель-Авив (к концу ноября уже списавший угрозу вмешательства в конфликт третьих стран), ни США не могли просто так подчиниться требованиям «террористов». Ещё в октябре в регионе была собрана внушительная армада боевых кораблей, преимущественно американских, включая два авианосца и пару десятков эсминцев и фрегатов УРО, задачей которой была подстраховка израильтян от сюрпризов со стороны Ирана. Именно она и стала основным аргументом «Стража процветания», часть кораблей была переброшена из Средиземного моря в Красное.
Казалось бы, с такой силищей в кулаке зашибить моджахедов в тапочках – дело плёвое. Однако что-то пошло не так: вот уже полторы недели с «торжественного» начала операции звёздно-полосатый «Страж» охраняет самого себя и не рискует совать нос на вражескую территорию.
План D накануне
Формально всё вроде бы идёт своим чередом, благо Остин и озвучил в качестве задач первого этапа патрулирование, проводку судов и отражение воздушно-ракетных атак хуситов – то есть то, что можно делать без особых проблем, в первую очередь
Но и устрашающее воздействие этих мер на хуситов минимально, если не равно нулю: ну и что с того, что американцы сбили камикадзе, следом полетят сразу несколько. Если считать «по очкам», по долларовому эквиваленту затрат на удары и их отражение, то йеменцы ведут с большим отрывом, ведь на уничтожение копеечных дронов пачками расходуются ракеты «воздух – -воздух» и «море – воздух» ценой от полумиллиона до полутора миллионов за штуку, не считая солидных расходов на вылеты палубной авиации.
Любопытно, что хуситы ведут себя достаточно «вежливо». Они используют для наблюдения за судоходством онлайн-трекеры, а выявив очередного нарушителя их запретов, сначала пытаются отговорить его от захода в Красное море (звонят в офис фирмы-владельца и/или вызывают по радио само судно), затем делают предупредительные пуски и, только если это всё не помогло, стреляют на поражение.
Конечно, не факт, что такой подход, о котором хуситы рассказали в репортаже собственного телеканала «Аль Масира» 18 декабря, применяется ко всем потенциальным целям. Тем не менее штаб западной коалиции тоже располагает доступом к открытым данным о морском трафике и может достаточно легко прогнозировать, какое судно станет следующей мишенью.
Но даже с такой «шпаргалкой» американцы и «союзники» не в состоянии обеспечить стопроцентную защиту. В частности, 23 декабря эсминец ВМС США Laboon отбил атаки четырёх камикадзе против него самого, но за ними пропустил два других дрона, которые настигли индийский танкер Saibaba (легко повреждён) и норвежский Blaamanen (отделался испугом).
И ведь пока что хуситы только разогреваются, организуя атаки малого масштаба. Если верить американской официальной информации, то первый по-настоящему «массированный» налёт произошёл 26 декабря: всё тот же Laboon и истребители F/А-18 с авианосца Eisenhower провели десятичасовой бой, сбив 12 камикадзе, три баллистических и две крылатых ракеты. Из сообщения Пентагона следует, что обстрелу подвергся целый квадрат с движущимися через него «торговцами».
Меж тем хуситы намекали также на возможность минных постановок, которые могут быть сделаны как в открытую (с предупреждением в такие-то и такие-то районы не заходить), так и по секрету. Эсминцы с этой угрозой не справятся, а смысл применять тральщики будет только при организации конвоев, которые сами превратятся в жирную цель для ракет.
Проклятие «Чёрной жемчужины»
Ситуация складывается уникальная: с минимальными, в общем-то, затратами хуситам удалось набросить на Красное море настоящую оперативную тень (очертить зону своих потенциально высокоэффективных действий), в которую побаиваются заводить свой флот аж целые Соединённые Штаты. Вполне возможно, что чёрт далеко не так страшен, как его малюют, но выяснить это можно только опытным путём – а можно выяснить и прямо противоположное.
Хорошо известно, что риск потерь сильно подрывает готовность военных и политиков к решительным действиям. В данном случае это проявляется в полной мере: пожалуй, впервые после Второй мировой войны американцы столкнулись с противником, который может уничтожать или хотя бы выводить из строя их корабли. Добавляет перца тот факт, что речь не о России, не о Китае и даже не об Иране, а об отсутствующем на политической карте квазигосударстве.
Для администрации Байдена, уже погоревшей на поддержке Украины, устраивать «маленькую победоносную войну» в таких условиях смерти подобно: если какой-нибудь эсминец получит ракету в рубку, оппоненты «Сонного Джо» тут же поднимут крик, что при нём американский флот проиграл смешным моджахедам в пиджаках. С другой стороны, в нынешнем формате «патрулирования» Prosperity Guardian влетает в копеечку, не принося существенных выгод, и это тоже будет использовано противниками Байдена на внутриполитической арене.
Впрочем, проблемы не у одного лишь американского президента – у его «союзников» ситуация совершенно схожая, и это прямо влияет на ход событий. Когда операция была только анонсирована, все смеялись с затесавшейся в список участников мощной морской державы – Сейшельских Островов, но по-настоящему смешно стало немного позже.
23 декабря пошёл поток «хороших»
Интересно, что Мадрид заявил Вашингтону протест по дипломатической линии: как выяснилось, испанцев подписали на участие в операции без их согласия и даже без спроса. И ведь не скажешь наверняка, чем вызвана такая наглость гегемона, завышенным самомнением или, наоборот, ощущением бессилия, зато точно ясно, что ответ Испании обусловлен именно последним. Хуситы же отреагировали на демарш Мадрида издевательским (в отношении американцев) официальным одобрением.
Тем временем цугцванг на Красном море потихоньку перерастает в такое же бесперспективное для Вашингтона положение на Средиземном. Как мы помним, многонациональный (американский с вкраплениями марионеток) флот собирался пугать Иран, но на таком фоне Тегерану почему-то не становится страшно. Дальнейшая пассивность американцев будет способствовать росту пренебрежения к ним, и не без оснований, а какой-нибудь громкий провал разом пришибёт остатки влияния на Ближнем Востоке.
В этом и заключается главная опасность, которую таит в себе Prosperity Guardian для своих организаторов: с политической точки зрения объявление о начале операции было ставкой ва-банк, и её неудача даже без потерь окажется губительной. Отступление перед хуситами станет настоящим приглашением для того же Ирана атаковать последний надёжный плацдарм американцев в регионе – Израиль.
В Вашингтоне это осознают, поэтому туманно намекают на возможность авиаударов по военным объектам на территории Йемена, которые, увы, неплохо прикрыты ПВО. То есть речь снова о жёстком выборе между грудью в звёздах или головой в кустах, а время на этот выбор небесконечно.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: