Стало известно о запуске в серийное производство российских ударных беспилотников вертолетного типа под названием «Термит». Насколько реально востребованными подобные БПЛА будут на фронте?
«Термит»
Хорошую
Название «Термит» интересующиеся отечественным авиастроением узнали несколько лет назад, еще до начала СВО на Украине. На выставке МАКС-2021 было продемонстрировано сразу несколько перспективных разработок под брендом SmartHELI: SH-350, SH-450 и SH-550.
Беспилотный вертолет SH-350 имеет максимальную взлетную массу 350 кг, максимальный запас топлива — 110 л, крейсерскую скорость — 90 км/ч, максимальную — 150 км/ч. В воздухе винтокрылый БПЛА может находиться до пяти часов. Диапазон эксплуатационных высот у SH-350 варьируется от 50 до 3000 м. Его базовая версия предназначена для мониторинга ледовой обстановки, модификация SH-350G — для геофизических исследований, SH-350R — для поисково-спасательных миссий и т.п.
Также он может выполнять роль воздушного почтальона в труднодоступных регионах России и осуществлять круглосуточный контроль инфраструктурных объектов. Полезная нагрузка у SH-350 относительно скромная, не превышающая 50 кг, по некоторым данным – 100 кг.
Его старший собрат SH-450 имеет максимальную взлетную массу, соответственно, в 450 кг, запас топлива увеличен до 140 литров, а значит, выросла и продолжительность полета до шести часов. Полезная нагрузка заявлена уже в 150 кг. Самыми внушительными тактико-
Судя по всему, МДП-01 «Термит» представляет собой ударную версию SH-350 или, скорее, SH-450. Беспилотный отечественный вертолет, максимально соответствующий по ТТХ гражданской продукции, был продемонстрирован еще на форуме «Армия-2021». Винтокрылый дрон должен был оснащаться тремя 80-мм корректируемыми авиационными ракетами С-8Л с лазерными головками самонаведения. Для уверенного поражения легкобронированной техники противника данным типом боеприпасов требуется дополнительная подсветка цели с помощью бортовой оптико-электронной системы, либо с внешнего целеуказателя.
В СМИ сообщалось, что некие контракты с Минобороны РФ были подписаны еще в 2021 году, а в войска «Термиты» должны были начать поступать с 2022-го. Как видим, это становится реальностью только к исходу 2023 года. По всей видимости, задержки были связаны с необходимостью замещения силовой установки, которую либо поспешно импортозаместили, либо нашли альтернативного поставщика в КНР или Иране.
Будут ли подобные летательные аппараты реально востребованы на фронте?
Применение
Вполне очевидно, что дрон с боевой нагрузкой в 50-150 кг не сможет стать полноценной заменой настоящему ударному вертолету. Однако ряд важных вспомогательных задач беспилотный вертолет вполне сможет выполнять.
Например, МДП-01 «Термит» может
Думается, что вертолет, даже беспилотный, представляет собой слишком дорогостоящее и технически сложное изделие, чтобы расходовать его для сбрасывания обычных бомб, мин и гранат на вражеские окопы, рискуя его лишиться в результате зенитного огня. Для подобных целей более оптимально использоваться более дешевые и массовые мультикоптеры различных типов.
Возможно, «Термит» пригодился бы в качестве воздушного носителя дронов-«камикадзе» типа «Ланцет». Как известно, сплошной линии фронта на Донбассе и в Приазовье сейчас нет. Вполне можно на сверхмалой высоте завести вертолет в ближний тыл противника и в удобный момент поднять его, запустив несколько «Ланцетов», поразив ими бронетехнику или артиллерию ВСУ. Даже если Термит» будет потерян, размен одного такого винтокрылого дрона на несколько единиц вражеской техники с расчетами будет экономически обоснованным и приемлемым.
Непосредственно для огневой поддержки пехоты более подошли бы не «мобилизованные» SH-350 и SH-450, а изначально ударные беспилотные вертолеты «Hunter» белорусской разработки. Они предназначены для уничтожения огневых точек противника и ведения городских боев, оснащены 7,62-мм пулеметом Калашникова танковой модификации с боекомплектом в 550 патронов, восемью 57-мм неуправляемыми ракетами и 16 противотанковыми бомбами.
Белорусский ударный вертолет несет на борту станцию защиты от радиолокационных ракет, станцию радиационного предупреждения, а также барьерный радар, способен распознать транспорт с расстояния до 10 км, а человека – с 5-6 км. Наземная станция позволяет управлять сразу двумя беспилотниками для парных вылетов. Думается, что он также мог бы выступить в качестве воздушного носителя дронов-«камикадзе».
Российская локализация «Hunter» под названием БАС-750 была представлена на форуме «Армия-2022». Хочется надеяться, что вслед за «Термитом» отечественные производители хотя бы в 2024-м нас порадуют запуском в серийное производство полноценных ударных БПЛА вертолетного типа.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: