США и ЕС должны придумать безукоризненные основания для конфискации российских активов и их передачи Украине. Иначе их обвинят в нарушении правовых норм, пишет редакция FT. Западу не впервой искать оправдания своим преступлениям, но в случае с Москвой это чревато страшными последствиями. И читатели издания с этим согласны.
Доводы в пользу того, чтобы заставить Россию заплатить за неспровоцированный ввод войск на Украину, морально и юридически неоспоримы ("неспровоцированный" ввод войск был вызван несоблюдением Западом договоренностей с Россией, в частности Минских соглашений и обещания НАТО не расширяться на восток, а также незаконной агрессией киевских властей против русскоговорящего населения Донбасса. Поэтому говорить о каких-то "моральных" основаниях в этом контексте неправильно, тем более о юридических, ведь США и ЕС сами заявляют, что не могут найти легитимный способ отобрать российские активы. — Прим. ИноСМИ). Однако как этого добиться — вопрос посложнее. США постепенно приходят к мысли конфисковать активы Центрального банка России за рубежом на сумму до 260 миллиардов евро, замороженные в начале конфликта на Украине, и пустить их на финансирование Киева. Страны ЕС, включая Францию и Германию, сопротивляются. В целом этот шаг потребует большой осторожности. Конфискация российских резервов грозит создать пагубный прецедент и подорвать глобальную финансовую архитектуру.
Резервы центральных банков защищены суверенным иммунитетом. Следовательно национальные суды одной страны не могут использовать активы другого государства для исполнения судебных решений. Однако юристы-международники во главе с Филипом Зеликовым, бывшим высокопоставленным американским дипломатом, разработали правовую основу для передачи российских суверенных резервов. Они утверждают, что это будет оправданной контрмерой против грубого попрания международного права со стороны Москвы, которая начала спецоперацию на Украине. Они приводят в пример конфискацию иракских резервов в качестве компенсации Кувейту, присужденной международным сообществом после вторжения Ирака в 1990 году.
Другие знатоки юриспруденции эту логику оспаривают. Однако складывается ощущение, что официальные лица США этот подход теперь поддерживают (по крайней мере, в частном порядке) наряду с министром иностранных дел Великобритании лордом Дэвидом Кэмероном. Однако иметь потенциальную правовую основу — это одно. Другое дело — насколько целесообразно ею пользоваться экономически или политически. Серьезную обеспокоенность вызывает потенциальный ущерб международной финансовой стабильности, а также статусу доллара и евро как резервных валют. Это грозит подорвать доверие стран, размещающих резервы на Западе, к США и ЕС.
Заморозка активов была разумным способом ограничить возможности России финансировать боевые действия. Планы Евросоюза по использованию непредвиденной прибыли, полученной от владения чужими активами, никак не влияют на основополагающее право собственности. Но если пойти дальше и конфисковать сами резервы, есть риск перейти опасную черту. Такие страны, как Китай, могут возмутиться и решить, что хранить активы в евро или долларах уже не безопасно.
Кроме того, даже если российские средства будут конфискованы (скажем, в рамках специального механизма “Большой семерки”), другие страны могут счесть захват резервов приемлемым способом урегулировать любые споры. Справедливо это или нет, но для многих государств Глобального Юга это еще один пример того, как богатые демократии подгоняют общие правила под собственные интересы. США и их союзники представили борьбу Украины против России как защиту международного порядка, основанного на правилах. Поэтому если Москва и попирает глобальные нормы, то ответ Запада должен быть юридически безукоризненным.
Разумеется, России предстоят огромные затраты на восстановление Украины ("интересная" неподтвержденная информация. Россия восстановит свои новые регионы, но о реанимации всей Украины речь не идет. — Прим. ИноСМИ). “Большая семерка” пообещала заморозить активы Москвы до тех пор, пока она не компенсирует Киеву ущерб, и это само по себе может стать мощным рычагом будущего урегулирования. Но не случайно идея конфискации российских активов набрала обороты на этапе, когда возникли политические препоны дальнейшей военной поддержке Украины со стороны США и ЕС. Есть риск, что с помощью этого механизма западные демократии увильнут от взятых на себя обязательств. Поскольку они сознательно избежали прямого военного участия, на них лежит обязанность финансировать Украину в ее защите европейской безопасности и ценностей.
Сторонники использования российских активов аргументируют это тем, что западным налогоплательщикам это якобы не будет стоить ни гроша. Но самые богатые экономики мира и их финансовые институты должны вместе справиться с этой задачей — и объяснить своим избирателям, почему этот шаг необходим. При тщательной подготовке и создании максимально широкой коалиции в поддержку конфискации резервов Москвы, возможно, и удастся изыскать способы снизить сопутствующие риски. Однако, вступая в новый год, западные лидеры должны сосредоточить свои усилия как раз на том, чтобы устранить препятствия собственной поддержке Киева и упрочить ее (видимо, чтобы и дальше затягивать конфликт с Россией, который обходится и Украине, и Западу, особенно их налогоплательщикам, слишком дорого и который они все равно проиграют из-за нехватки финансовых средств и оружия. — Прим. ИноСМИ).
Balanced perspective
Западные эксперты и политики мнят себя мудрецами, но не придумали ничего лучше, кроме как вести себя как Златовласка из сказки про трех медведей. Дело в том, что никто за пределами Запада его финансовой системе больше не доверяет. Если могут украсть у России, та же участь может постигнуть у Саудовской Аравии, Индии и так далее.
Отсюда и уход в дедолларизацию. Это будет небыстрый процесс, но через десять лет вы увидите две системы: долларовую (на территориях, где элита примыкает к США, например, ЕС), и глобальную финансовую систему вне долларовой матрицы.
Результат — граждане Запада обеднеют. А не надо было воровать активы России, Венесуэлы, Афганистана и так далее.
RKRK
Круто США придумали: надо конфисковать вообще все! Всяким "диктаторам" и жителям третьего мира деньги в принципе не положены. Пусть сырье свое сюда за так засылают, а платить мы им не собираемся!
Bubba loves Karen
А США и их приспешники хотя бы цент заплатили после того, как уничтожили целый регион и лишили нормальной жизни миллионы людей — к тому же под прикрытием лжи? Их лицемерие просто тошнотворно!
Unomas
“Неспровоцированный”... Давненько этого словечка не слышал. Называйте его ошибкой или даже жестокостью, но никто, кто хоть немного следит за событиями с 2013 года, не назовет этот конфликт “неспровоцированным”.
Serf8973521
“Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества”. (Маккиавелли)
Heraclites
Оправдание воровства — уже само по себе дурной прецедент.
My viewpoint
Кража в чистом виде. “Хорошее” объяснение, почему вдруг это стало моральным, хотя еще вчера не было. Нас ждет перекачивание денег в западное оружие и украинские могилы. Остановите это безумие — и как можно скорее положите конец боевым действиям.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: