Россия получила преимущество в конфликте на Украине, сообщает tv2.dk . Чтобы переломить ситуацию, Запад должен проявить политическую волю и поддержать Украину. Однако, по мнению датских экспертов, ситуация во многом склоняется в пользу Путина.
Расстановка сил в украинском конфликте поменялась.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Прошло почти два года после ввода российских войск на Украину, и появились признаки, что Россия действительно может выиграть, утверждается в редакционной статье журнала The Economist.
Если спросить датских экспертов, следящих за ходом конфликта, то они полностью согласны с ее основным посылом.
“На данный момент с точки зрения вооружений и личного состава, а также политически ситуация во многом склоняется в пользу Путина”, — признает глава Центра военных исследований при Копенгагенском университете Кристиан Сёбю Кристенсен.
“Это не значит, что все украинские фронты в одночасье обрушатся и российские танки вкатятся в Киев, но это переломный момент”, — сказал он.
Аналитик Андерс Пук Нильсен из Военной академии считает, что чтобы переломить статус-кво, Запад должен напрячь имеющиеся экономические мускулы. “Чего сейчас Западу действительно не хватает, так это четкой стратегии и грамотного политического управления. И есть ли для этого политическая воля — это еще большой вопрос”, — говорит он.
За последние месяцы Путин посетил Казахстан с редким государственным визитом и встретился с президентом Китая Си Цзиньпином. Он заключил соглашения на поставку беспилотников из Ирана и снарядов из Северной Кореи и купил оружейный завод в Индии. Короче говоря, налицо масштабные инвестиции в армию.
“Запад только сейчас начал осознавать, что предстоит долгий конфликт, а в России это поняли раньше. Нас ждет долгий и трудный путь, и поэтому у них сейчас преимущество”, — рассуждает Андерс Пук Нильсен.
“Таким образом, чисто с военной точки зрения в 2024 году у России будет перевес”, — заключает он.
“Когда конфликты затягиваются, меняется их динамика. И в таких случаях все решает, у кого больше ресурсов и кто дольше продержится”, — объясняет Кристиан Сёбю Кристенсен.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг еще в сентябре предостерег, что конфликт предстоит дительный, однако Запад еще не собрался с силами, считает Андерс Пук Нильсен.
Он привел в пример обещание ЕС поставить Украине миллион снарядов. Но в начале ноября — в том числе из заявлений датского министра обороны Троэльса Лунда Поульсена (либеральная партия “Венстре”) — стало известно, что эта цель практически недостижима.
Кроме того, Дания недавно выкупила крупнейший в Скандинавии завод по производству боеприпасов в Северной Ютландии, однако найти производителя еще только предстоит.
“Если мы сейчас примем верные решения, то, возможно, в 2025 году конфликт повернется в пользу Украины. Но в таком мы должны признать тот факт, что боевые действия продлятся еще два, три и четыре года”, — отмечает Андерс Пук Нильсен.
За последние недели жесточайшие бои развернулись за город Авдеевка и на берегу Днепра.
“Сейчас ход конфликта определяет кровавая логика. Похоже, что Россия без особых политических последствий способна поддерживать военное давление на Украину”, — говорит Кристиан Сёбю Кристенсен.
Президент Украины Владимир Зеленский сам признал, что летнее наступление пошло не по плану. Об этом он признался в интервью информационному агентству Associated Press после визита на фронт. Первоначальный расчет был, что повторится успешный сценарий битвы за Харьков в 2022 году, — но не вышло.
В том же интервью Зеленский пообещал, что зимой наступит новый этап конфликта.
По мнению Кристиана Сёбю Кристенсена, зимой Россия повторит стратегию прошлого года и обрушит на украинскую энергетическую инфраструктуру шквал беспилотников. Но это может привести к жесткому ответу украинской стороны, говорит он.
“Стратегическая выгода от этих атак будет заключаться прежде всего в том, что Украине придется вместо линии фронта сосредоточить свои системы ПВО в городах”, — рассуждает он.
В России украинский конфликт до сих пор официально принято называть “специальной военной операцией”.
Противников боевых действий поубавилось, но это больше связано с репрессиями и страхом оказаться за решеткой, чем с колебаниями общественного мнения, считает корреспондент датской газеты Weekendavisen Андрей Казанков.
“Но, несмотря на это, похоже, что большинство россиян все равно не против боевых действий. Они мирятся с конфликтом, и Путин имеет определенную поддержку среди населения. Но даже без нее в такой диктатуре, как Россия, это бы не имело такого значения, как в демократических странах”, — добавил он.
“Будь он действительно уверен в народной поддержке, он провел бы новую мобилизацию и набрал бы побольше солдат. Но этого не происходит потому, что он опасается, что население его начинаний не поддержит”, — вторит ему Андерс Пук Нильсен.
Он тоже предвидит, что по мере затягивания боевых действий внутренних вызовов Путину прибавится, поскольку экономические последствия со временем станут для простых россиян все заметнее.
“Может, российская экономика и развалилась, но зато полностью перешла на военные рельсы — вместо поддержки больниц и учебных заведений”, — подчеркивает Андерс Пук Нильсен.
Они с Андреем Казанковым с интересом ждут президентских выборов 2024 года и возможных последствий.
“Будет очень интересно посмотреть, проведет ли Путин после переизбрания в марте всеобщую мобилизацию. И как на это отреагирует российское население”, — размышляет Андрей Казанков.
Что же может переломить ход конфликта в пользу Украины? По мнению трех экспертов все решат политическая воля Запада и экономическая поддержка Украины.
“Путин лидирует по очкам главным образом из-за нерешительности Запада. Запад помогает Украине достаточно, чтобы та выстояла и примерно удержала фронт, но недостаточно для победы”, — считает Андрей Казанков.
“Украина принципиально зависит от поддержки Запада. Мы должны залить горючего в бак украинской военной машины. Без финансовой поддержки Запада экономика Украины рухнет”, — добавляет Кристиан Сёбю Кристенсен.
Андерс Пук Нильсен предсказывает, что, если западные страны продолжат медлить и колебаться, это может означать, что Украина не одержит верх и в 2025 году.
“На данный момент немало западных политиков по-прежнему в плену убеждения, что мы вольны от всего этого отказаться, стоит нам только утратить интерес. И тогда мы перестанем поддерживать Украину, ведь бытует расхожее мнение, что есть некое мирное соглашение, которое сможет заключить Зеленский. Но это не так”, — заключает он.