23 ноября в Минске прошёл очередной саммит высшего органа ОДКБ - Совета коллективной безопасности. В ходе мероприятия был утверждён новый начальник Объединённого штаба. Им стал командующий российской группировкой в Сирии генерал-полковник Андрей Сердюков. Одновременно изменены функции самого штаба ОДКБ.
Напомним, что Организация Договора о коллективной безопасности была учреждена в 1992 году в ходе саммита стран СНГ в Ташкенте. Его правовой основой послужило Соглашение о создании Содружества независимых государств, которое предусматривало создание единого оборонного и экономического пространства. Это положение и было реализовано путём формирования ОДКБ, в состав которого сегодня входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. При этом цели объединения на протяжении времени менялись, что вело и к изменению его структуры.
Так, первоначальной целью ОДКБ являлось недопущение конфликтов между странами-участницами в условиях формирования их государственных границ. Решение этой задачи не предполагало создания наднациональных органов. Однако в дальнейшем члены альянса столкнулись с внешними угрозами, исходившими от Запада. Борьба с этими угрозами, в частности, с терроризмом, потребовала создания постоянно действующего рабочего органа. В апреле 2003 года был создан Объединённый штаб ОДКБ, в функции которого передали координацию общей политики в области безопасности. В то же время у новой структуры оказались крайне ограниченные полномочия - готовить предложения на рассмотрение глав государств.
Фото: © ИТАР-ТАСС/ Алексей Панов
На саммите в Минске было утверждено создание единой системы противовоздушной обороны на основе российских комплексов ПВО. Управлением этой системы и займётся Объединённый штаб ОДКБ. Предполагалось, что на него будет возложена и ещё одна функция.
В ноябре 2022 года лидеры ОДКБ утвердили проект создания Комитета по биологической безопасности и единой службы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Управление этих структур также предлагалось возложить на Объединённый штаб. Ожидалось, что это решение будет оформлено соответствующим соглашением в Минске. Однако в итоге его обсуждение перенесено на следующий саммит, который пройдёт в IV-м квартале 2024 года в Астане.
Это связано с тем, что все решения принимаются лидерами стран-участниц Ташкентского договора единогласно. Так, все страны ОДКБ подписали соглашения о создании единой системы ПВО. Что же касается соглашения о биозащите, то её создание вызывает вопросы, прежде всего, у двух стран.
Армения и Казахстан вовлечены в военно-биологические проекты США. На их территории существует целая сеть американских биолабораторий. В Армении функционирует 12 таких объектов, а в Казахстане – 6. Кроме того, Пентагон финансирует строительство в Казахстане лаборатории BSL-4 с подземным хранилищем наиболее опасных патогенов со всего мира.
Фото: © Global Look Press/Agvi Firdaus / Sijori Images
После начала СВО Вашингтон занялся переносом своих украинских лабораторий в другие республики бывшего СССР. Странам Закавказья и Средней Азии предложили принять у себя указанные объекты, разместив их под видом "модернизации" местных НИИ. Под реализацию этого "проекта" США предлагают выделить огромные средства. Фактически предлагают вознаграждение закавказским и среднеазиатским политикам.
В этой связи политикам всё же стоило бы обратить внимание на обращение секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева. Накануне саммита в Минске он предупредил, что США предлагают деньги не просто так. Цель Вашингтона создать генетическое оружие, направленное против определённых этнических групп. И не стоит тешить себя иллюзиями, что украинские биолаборатории, которые хотят перенести в Закавказье и Среднюю Азию, ориентированы только на русских. В лабораториях Украины занимались экспериментами с использованием биоматериалов не только славянских народов. В них экспериментировали с биоматериалами всех этнических групп, проживающих в государствах сопредельных с Россией.